Уголовное преследование по налоговым преступлениям
Вопрос об уголовном преследовании за налоговые преступления все больше приобретает актуальность, особенно в свете изменений в УПК РФ, внесенных в конце прошлого года. Напомним, что 6 декабря 2011 года вступили в силу поправки в УПК РФ, в соответствии с которыми уголовное дело относительно налогового преступления может быть возбуждено только согласно материалам налоговых органов. Рассмотрим, чем это грозит.
В 2009 году была внесена интересная правка в ст. 108 Налогового кодекса (Федеральный закон от 29.12.2009 N 383-ФЗ). Согласно ей установление факта нарушения налогового законодательства в соответствии с решением налогового органа, которое вступило в законную силу, является основанием для привлечения лица к ответственности.
Как ни странно, но эти изменения не коснулись УПК РФ. Ст. 140 УПК по-прежнему в качестве оснований для возбуждения уголовного дела не предусматривала решение налогового органа.
Так как федеральный закон противоречил нормам Уголовно-процессуального кодекса, следователи, прокуроры и суды не могли применять его. Соответственно, как и прежде, поводом для возбуждения уголовного дела в налоговой сфере были сообщения любых источников. Такой позиции придерживалась и Генеральная прокуратура в Информационном письме от 09.03.2010 N 9-11-2010, и МВД РФ в Информационном письме Следственного комитета при МВД России от 27.01.2010 N 17/3-1600.
Как все начиналось
В качестве примера того, что суды не рассматривали возможность применения ФЗ N 383, может служить Определение Судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 22.11.2010 N 22-14998.
Старшим следователем было вынесено Постановление о возбуждении уголовного дела по п. б ч. 2 ст. 199 УК РФ. Адвокатом подозреваемого была подана жалоба в Дорогомиловский районный суд г. Москвы. В качестве обоснования жалобы адвокат указал, что в соответствии с п. 3 ст. 108 НК РФ поводом для возбуждения уголовного дела является вступившее в силу решение налогового органа.
Однако суд оставил жалобу без удовлетворения. Судебная коллегия по уголовным делам Мосгорсуда также сочла доводы адвоката несостоятельными.
Такое положение вещей не могло длиться вечно, и Федеральным законом от 06.12.2011 N 407-ФЗ были внесены дополнения в ст. 140 УПК РФ. Появился новый пункт данной статьи, который в качестве повода для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям предусматривает материалы, предоставленные сотрудниками налогового органа. Порядок передачи материалов в следственные органы налоговиками предусмотрен в ст. 32 п. 3 Налогового кодекса РФ.
Возможности возбуждения
Если рассматривать совокупность статей 140 ч. 1.1. УПК РФ и 32 п. 3 НК РФ, то очевидно, что возбуждение уголовного дела по факту налогового преступления возможно только:
- при вынесении налоговым органом решения о привлечении лица к ответственности за совершенное налоговое правонарушение и если такое решение уже вступило в законную силу;
- при неуплате налогоплательщиком указанных в решении налогового органа недоимок, пеней и штрафов в срок, установленный налоговым органом.
Обычно такой срок устанавливается в пределах восьми рабочих дней;
- по истечении двух месяцев с момента вынесения такого решения налогового органа, если налогоплательщик все равно не оплатил задолженность по налогам, сборам, пеням и штрафам;
- при условии, что налоговый орган направил материалы в следственные органы.
Данный список является исчерпывающим. Соответственно, никакое другое основание не может быть положено в основу возбуждения уголовного дела.
Что происходит?
Для эффективного противодействия преступности в налоговой сфере недостаточно передать функции по раскрытию преступлений ведомству узкой специализации, каковым является ФНС. Для них раскрываемость преступлений - сопутствующая задача, основная - осуществление налогового контроля и администрирования. Они проверяют правильность заполнения деклараций, доначисления недоимок и т.п.
Если взглянуть на статистику раскрываемости налоговых преступлений, то можно увидеть, что за 2009 год налоговики направили в следственные органы 13 859 материалов, уголовное дело было возбуждено по 1676 материалам. В 2010 году уголовные дела были возбуждены по 1038 материалам из 8544.
Как мы видим, всего 8% из общей массы преступлений выявлено налоговыми органами. И как уже отмечалось ранее, дело вовсе не в том, что налоговые инспекторы плохо работают, просто их основной целью не является выявление преступлений.
Следует также заметить, что алгоритм, предложенный законодателем, несколько нелогичен. Налоговый орган выносит решение о выплате налогоплательщиком определенной суммы в качестве налога, пени или штрафа. Налогоплательщик уплачивает эту сумму, соответственно, уголовное дело не возбуждается.
Налоговые органы часто выносят решения о доначислении. Соответственно, пока налогоплательщик доказывает свою правоту налоговому органу, он уже становится "преступником", лицом, против которого возбуждено уголовное дело.
Пожалуйста, заплатите налоги
Если законодатель рассчитывал с помощью данных поправок оказать воздействие на налогоплательщиков, побудить к добровольной оплате задолженностей по ним, то он не учел важный факт. Добровольная уплата налогов только из-за боязни быть привлеченным к уголовной ответственности может отрицательно сказаться на бизнесе.
Если у человека не хватает времени на обжалование решения налогового органа в суде, то он вынужден выплатить те налоги, с начислением которых совершенно не согласен, только для того, чтобы в отношении него не началось уголовное преследование.
Законодателю следовало несколько по-иному внести поправку. А именно, нужно было указать, что возбуждение уголовного дела представляется возможным только по решению налогового органа, однако по истечении двух месяцев со дня вынесения судебного решения о правомерности вынесенного налоговым органом решения.
Складывается ощущение, что лица, разрабатывающие данный закон, забыли о самой сути налогового преступления.
УК РФ под уклонением от неуплаты налогов подразумевает сокрытие информации о доходах от налоговых органов. Это может быть сокрытие доходов по тем или иным сделкам с контрагентами, выдача заработных плат в конвертах, обналичивание денег через подставные фирмы-однодневки. Для того чтобы выявить данные преступления, налоговые органы должны обладать множеством эффективных средств, каковых, к сожалению, на данный момент не имеют.
Дело "Протека"
В качестве примера неверного толкования сути налогового преступления можно привести дело в отношении главного бухгалтера ООО "Протек Девелопмент". В 2007 году Тверским районным судом она была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 199 УК РФ.
Суть дела сводилась к следующему. В 2004 году главный бухгалтер компании, добросовестно осуществляя свои обязанности, представила налоговые декларации по НДС. Так как в 2003 году у организации была переплата по данному налогу, в инспекцию было направлено соответствующее заявление о зачете переплаченных сумм в счет новых поступлений по НДС. Налоговым органом такой зачет был произведен.
Вероятнее всего, следствие, а за ним и суд решили, что раскрытие налоговых преступлений слишком низкое, и в отношении женщины было возбуждено уголовное дело. Основанием для возбуждения послужило то обстоятельство, что НДС необходимо было оплачивать исключительно платежными поручениями, их непредставление, по мнению компетентных органов, является неуплатой налога, а значит, может служить основанием для уголовного преследования.
Что касается заинтересованности налоговых органов в передаче информации, то, естественно, такой заинтересованности у них нет.
Во-первых, необходимо подготовить все материалы для осуществления уголовного преследования. Во-вторых, нет гарантии, что уплата налогов и задолженностей по ним после вынесения приговора суда состоится.
По данным "Интерфакса" за 2011 год, после передачи всех полномочий по уголовному преследованию в отношении налоговых дел Следственному комитету РФ было возбуждено только 112 уголовных дел, что значительно меньше, чем в предыдущие годы.
Нетрудно спрогнозировать, что к концу 2012 года вряд ли будет осуществлено уголовное преследование хотя бы по 50 делам.
Вернем налоговую полицию
Для повышения эффективности борьбы с налоговыми преступлениями необходимо наделить налоговые органы функциями органа дознания.
То есть дать налоговикам возможность проводить оперативно-разыскные мероприятия, направленные на выявление данных относительно наличия в действиях налогоплательщика состава преступления, а также самостоятельно принимать решение о возбуждении уголовного дела.
На наш взгляд, эффективным способом борьбы с налоговыми преступлениями станет создание совершенно нового ведомства, которое стало бы заниматься исключительно противодействием налоговым преступлениям.
Как показывает зарубежная практика, такой метод станет наиболее эффективным, нежели тот, что на данный момент реализуется в нашей стране. В США таким органом является Служба внутренних доходов, которая входит в состав Министерства финансов, в Италии и Франции это Финансовая полиция, которая подчиняется Министерству экономики.
Даже во многих бывших союзных республиках (в Грузии, Казахстане, Азербайджане, Киргизии) широко используется данный метод борьбы с налоговыми преступлениями.
Учитывая опыт других государств и разделяя действующие полномочия, можно создать эффективную систему борьбы с налоговыми преступлениями.
А. Соничев,
адвокат юридической компании "Налоговик"
"Консультант", N 7, апрель 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.