На Интернет-сайте организации располагается объявление, содержащее информацию о медицинском препарате, со следующим текстом: "Новейшее обезболивающее средство. Эффективность доказана клиническими исследованиями ведущих специалистов в области фармацевтики. Препарат сделан на основе натуральных ингредиентов, что гарантирует его безопасность. Имеются противопоказания".
По мнению организации, данное объявление не является рекламой, так как объявление находится в закрытом секторе Интернет сайта и чтобы получить туда доступ, необходимо пройти процедуру регистрации на данном сайте.
Является ли данное объявление рекламой? Если да, то является ли она надлежащей?
Данное объявление, содержащее информацию о медицинских препаратах на сайте Интернет, является именно рекламой. При этом данная реклама является ненадлежащей, поскольку нарушает действующее законодательство. П. 1 ст. 3 Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-Ф3 (Далее - Закон N 38-Ф3) установлено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона N 38-Ф3 рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
Исходя из ч. 1 ст. 24 Закона N 38-Ф3 реклама лекарственных средств не должна:
1) обращаться к несовершеннолетним;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;
7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;
10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.
Таким образом, данное объявление является рекламой, так как оно не адресовано определенному кругу лиц, и отвечает определению рекламы. Данная реклама является ненадлежащей, поскольку нарушает действующее законодательство и противоречит п. 10 ч. 1 ст. 24 Закона N 38-Ф3.
В Постановлении ФАС Московского округа от 28.04.2010 N КА-А40/3772-10 суд рассмотрел иск открытого акционерного общества в антимонопольный орган о признании недействительными решения и предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Судом установлено, что антимонопольным органом выявлена реклама пива в сети Интернет на сайте, с изображением продукции общества с использованием образов людей. Поскольку, согласно п. 6 ч. 1 ст. 22 Закона N 38-Ф3, реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна использовать образы людей и животных, в отношении рекламодателя было принято решение, которым распространяемая заявителем реклама была признана ненадлежащей, нарушающей требования Закона N 38-Ф3. На основании данного решения было выдано предписание обществу прекратить нарушения законодательства о рекламе.
Реклама, размещаемая на сайте в Интернете и выполненная с изображением образов людей, является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, а общество - рекламодателем указанной рекламы.
Доводы о том, что информация, размещенная на интернет-сайте, не может рассматриваться как реклама, так как не адресована неопределенному кругу лиц, поскольку лица, обращающиеся к сайту, должны пройти регистрацию, сообщив о себе определенные сведения, и лишь после регистрации посетители сайта получают доступ к странице с информацией, что якобы свидетельствует об отсутствии нарушений Закона N 38-Ф3, не принимается судом кассационной инстанции.
Обществом не оспаривается то обстоятельство, что им распространялась информация путем использования сайта Интернета, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации, что означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Следовательно, распространение информации на сайте Интернета, поскольку она направлена неопределенному кругу лиц, а в информации отсутствует четко определенный круг лиц и она может быть доступна любому лицу, несмотря на регистрационный порядок доступа к сайту, все-таки является рекламой.
Выводы суда, описанные в постановлении, применимы по аналогии к рассматриваемому вопросу.
А.А. Горшкова,
руководитель Центра методологии бухгалтерского учета
и налогообложения (ЦМБН)
1 марта 2012 г.
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 3, март 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427