Организацией - пивным баром установлен рекламный баннер, содержащий информацию о трансляции спортивных событий с возможностью выпить пиво. В рекламе использован образ животного в спортивной форме с указанием адреса и без предупреждения о вреде чрезмерного употребления пива.
Нарушает ли данная реклама ст. 22 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ?
Возникают ли в указанной ситуации основания для привлечения организации к административной ответственности по п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ?
Рекламный баннер, содержащий информацию о Пивном баре, описанный выше, правомерно следует признать рекламой пива. Следовательно, данная реклама нарушает ст. 22 Закона N 38-Ф3, что является основанием для привлечения организации к ответственности по п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-Ф3 (Далее - Закон N 38-Ф3) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Исходя из ст. 4 Закона N 38-Ф3 законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ.
Ч. 1 ст. 22 Закона N 38-Ф3 установлено, что реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна:
1) содержать утверждение о том, что употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
2) осуждать воздержание от употребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
3) содержать утверждение о том, что пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безвредны или полезны для здоровья;
4) содержать упоминание о том, что употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, является одним из способов утоления жажды;
5) обращаться к несовершеннолетним;
6) использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
Согласно ч. 3 ст. 22 Закона N 38-Ф3 реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.09.2010 N А19-26761/09 суд рассмотрел заявление организации к антимонопольному органу о признании незаконными решения и предписания данного антимонопольного органа.
Суд установил, что организацией на фасаде здания размещен рекламный баннер "Пивной ресторан" с использованием образа женщины, держащей в одной руке поднос с продуктами питания, а во второй - кружку с желтым пенным напитком. Данная реклама нарушает требования п. 6 ч. 1 и ч. 3 ст. 22 Закона N 38-Ф3, следовательно, является ненадлежащей.
Материалами дела установлено, что в размещенной наружной рекламе объектом рекламирования является "Пивной ресторан", а не пиво как товар; организация рекламирует заведение и услуги, которые оно предоставляет, то есть ресторанное обслуживание; изображение женщины подтверждает рекламирование именно ресторана как пункта питания в традиционном баварском стиле, выраженным в дизайне оформления заведения и форме одежды персонала; размещенная над входом в ресторан информация является необходимой и не может рассматриваться как реклама.
Вместе с тем исходя из содержания размещенной организацией наружной рекламы суд сделал вывод о намерении организации привлечь внимание именно к пиву как основному продукту, подаваемому в пивном ресторане, в связи с этим правомерно отклонил доводы организации об отсутствии рекламирования самого товара - пива.
Ссылка организации, на то, что в рекламе намеренно не указано предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива ввиду рекламирования ресторана, а не пива, рассмотрена судом апелляционной инстанции и правомерно отклонена по изложенным в судебном акте основаниям.
Таким образом, установив факт распространения организацией рекламы пива, не соответствующей требованиям Закона N 38-Ф3, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
Выводы суда, описанные в постановлении, применимы по аналогии к рассматриваемому вопросу.
А.А. Горшкова,
руководитель Центра методологии бухгалтерского учета
и налогообложения (ЦМБН)
1 марта 2012 г.
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 3, март 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427