Освобождение от военной службы по призыву в связи с прохождением военной службы на территории иностранного государства
Подпункт "г" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"*(1) (далее - ФЗ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ) регламентирует на сегодняшний момент времени порядок освобождения гражданина Российской Федерации от военной службы по призыву в случае ее прохождения на территории иностранного государства.
Указанный закон конкретно устанавливает категорию граждан, на которых распространяется данный подпункт, по вопросу освобождения их от призыва на военную службу. По мнению автора настоящей статьи, данная норма не может распространяться на гражданина иностранного государства, прошедшего военную службу на его территории и впоследствии решившего вступить в гражданство Российской Федерации.
Приобретая новое гражданство, лицо не только получает права, но и возлагает на себя обязанности, установленные законодательством соответствующего государства для своих граждан (в том числе и воинскую обязанность). Как известно, не подлежат воинскому учету граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, женского пола, не имеющие военно-учетной специальности, а также граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами России, в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ. Следовательно, у постоянно проживающих за границей граждан Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством других стран, например в Израиле (существует всеобщая воинская обязанность), существует реальная возможность пройти военную службу на территории данного государства, так как здесь речь идет о необходимости в обязательном порядке для всех граждан пройти военную службу по действующему на сегодня законодательству Израиля.
Таким образом, лица, состоящие в двойном гражданстве, российском и иностранном, и прошедшие обязательную военную службу на территории иностранного государства, освобождаются от призыва на военную службу на территории России. К сожалению, некоторые суды неправильно трактуют положение подпункта "г" п. 1 ст. 23 ФЗ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, регламентирующего порядок освобождения гражданина РФ от военной службы по призыву в случае ее прохождения на территории иностранного государства.
Так, например, Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда, рассмотрев в судебном заседании от 13 июля 2011 г. дело N 2-970/11 по кассационной жалобе отдела Кронштадтского и Курортного районов Военного комиссариата Санкт-Петербурга на решение Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 30 мая 2011 г. по заявлению гр. В. об оспаривании решения военного комиссара о постановке на воинский учет в отделение призыва, установила в своем определении буквально следующее:
Гражданин В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения военного комиссара о постановке на воинский учет в отделении призыва. Настаивая на заявленных требованиях, гр. В. пояснил, что родился в Республике Узбекистан и являлся ее гражданином. С 1 февраля 2011 г. по 28 февраля 2011 г. в Республике Узбекистан, там же принял присягу. В мае 2011 г. получил гражданство РФ, в связи с чем обратился в Военный комиссариат с заявлением о постановке на воинский учет, представив одновременно сведения о том, что прошел военную службу в Республике Узбекистан. По резолюции военного комиссара был поставлен на учет в отделении призыва. С данным решением военного комиссара заявитель не согласился, полагал его незаконным и противоречащим требованиям ст. 23 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" и просил решение военного комиссара отменить. Решением Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 30 мая 2011 г. признана незаконной постановка гр. В. на воинский учет в отделении призыва Военного комиссариата Санкт-Петербурга по Кронштадтскому и Курортному районам. В кассационной жалобе Отдел Военного комиссариата Санкт-Петербурга по Кронштадтскому и Курортному районам просит отменить решение суда, так как считает его неправильным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда. Разрешая спор, суд правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся по делу доказательствам и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных требований.
Как установлено судом первой инстанции, гр. В., уроженец Республики Узбекистан, проходил военную службу в мобилизованном призывном резерве (далее МПР) в период с 1 февраля 2011 г. по 28 февраля 2011 г., что отражено в военном удостоверении, согласно которому гр. В. 28 февраля 2011 г. принял военную присягу. 18 мая 2011 г. гр. В. обратился к военному комиссару по районам Санкт-Петербурга с заявлением о постановке его на воинский учет.
Согласно резолюции военного комиссара, гр. В. подлежал постановке на учет в отделении призыва. Пунктом 1 ст. 8 ФЗ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ предусмотрено, что граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением лиц, освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом N 53-ФЗ, проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу, отбывающих наказание в виде лишения свободы, лиц женского пола, не имеющих военно-учетной специальности, лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации. Согласно подпункту "г" п. 1 ст. 23 Закона N 53-ФЗ, от призыва на военную службу освобождаются граждане, в частности, прошедшие службу в другом государстве.
В силу ст. 4 Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2002 г. "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" военная служба в МПР (мобилизационном призывном резерве) является одним из видов военной службы в Республике Узбекистан. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Республики Узбекистан "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" лица, годные к несению срочной военной службы и не имеющие права на отсрочку и освобождение от нее, но непризываемые на очередной срок в Вооруженные Силы, подлежат зачислению в МПР. Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Республики Узбекистан "О всеобщей воинской обязанности и военной службе", служба в МПР организуется по территориальному принципу в виде месячных сборов и предусматривает внесение призывниками денежных взносов на специальный счет Министерства финансов Республики Узбекистан. В соответствии с ч. 3 ст. 6 того же закона указанные лица зачисляются на службу в МПР до достижения ими 27 лет и могут привлекаться к ежегодным военным сборам, а при возникновении чрезвычайных ситуаций или военной агрессии против Республики Узбекистан призываются на действительную военную службу.
По достижении 27-летнего возраста граждане, прошедшие службу в МПР, зачисляются в состав резерва ВС (ч. 4 ст. 6 того же закона). Порядок организации и прохождения службы в МПР определяется Положением о порядке прохождения службы гражданами Республики Узбекистан в МПР, утверждаемым Президентом Республики Узбекистан (ч. 6 ст. 6 того же закона). Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2003 г. N ... утверждено Положение о порядке прохождения службы гражданами Республики Узбекистан в МПР.
В силу абз. 1 п. 8 указанного Положения в период прохождения службы в МПР граждане до 27-летнего возраста состоят на отдельном воинском учете в отделах по делам обороны. Лицам, оплатившим денежный взнос в полном размере, по истечении 12 месяцев со дня зачисления на службу в МПР выдаются военные удостоверения с отметкой об их нахождении на военной службе в МПР (абз. 2 п. 8 Положения).
Как правильно признал в своем решении суд первой инстанции, правом толкования национальных правовых актов обладает только государство, издавшее акт, в соответствии с принципами международного права о суверенном равенстве государств и уважении суверенитета. Согласно подпункту "б" п. 1 приложения N 32 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663", при рассмотрении вопроса об освобождении гражданина от исполнения воинской обязанности или от призыва на военную службу в военный комиссариат представляются подлинники документов о прохождении военной службы в другом государстве - выписка из учетного воинского документа с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык или справка из воинской части, в которой гражданин проходил военную службу, с таким же образом заверенным переводом.
Как установлено судом, гр. В. указанный документ, а именно воинское удостоверение с отметкой о прохождении службы и принятии присяги, был предъявлен. При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что гр. В., прошедший службу в МПР на основании законодательства Республики Узбекистан, подпадает под действие подпункта "г" п. 1 ст. 23 Закона N 53-ФЗ как подлежащий освобождению от призыва на военную службу в связи с прохождением службы в другом государстве. Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о том, что заявитель не прошел военную службу в Республике Узбекистан и подтверждение этих обстоятельств компетентными органами данного государства, представитель заинтересованного лица в суд не представил.
В соответствии с договором N 479 от 31 марта 2010 г., заключенным между Министерством обороны Республики Узбекистан и гр. В., являвшимся предметом исследования суда кассационной инстанции, следует, что заявитель должен был внести в бюджет данного государства денежную сумму, равную 27,5 минимальных заработных плат и пройти месячные военные сборы. Все обязательства, предусмотренные данным договором, заявитель исполнил, принял военную присягу. Тот факт, что заявитель еще не достиг 27-летнего возраста, не свидетельствует о том, что он не прошел военную службу в Республики Узбекистан, поскольку прохождение ежегодных военных сборов до достижения заявителем 27-летнего возраста могло иметь место только в случае, если бы заявитель остался в прежнем гражданстве. Призыв на такие сборы мог быть инициирован компетентным органом данного государства. Такой инициативы могло и не последовать. Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, по существу, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не могут быть приняты во внимание. Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 30 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения*(2).
Ошибочность позиции районного и кассационного суда вытекает также из анализа действующего законодательства Российской Федерации и норм международного права. Защита Отечества является конституционным долгом и обязанностью всех без исключения российских граждан. Указанное положение Конституции РФ соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. В ст. 29 Всеобщей декларации прав человека записано: "Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности". В Международном пакте о гражданских и политических правах также зафиксировано, что "отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит". Государство, принимая на себя обязательства по обеспечению прав и свобод гражданина, имеет право требовать от них правомерного поведения, которое бы соответствовало эталонам, зафиксированным в юридических нормах. В этих целях государство формулирует свои требования в системе обязанностей и устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение*(3).
Юридическая ответственность - это прежде всего установленная законом мера общественного необходимого обязательного поведения. Так, например, в соответствии с инструкцией, утвержденной совместным приказом Минобороны РФ, МВД Российской Федерации и Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. N 366/789/197, территориальные органы ФМС России обязаны направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет. Следовательно, иностранный гражданин или лицо, не имеющее гражданства, приобретая гражданство Российской Федерации, одновременно получают не только соответствующие права как гражданин России, но и определенные обязанности, установленные законодательством соответствующего государства, в частности российского, в том числе и воинскую обязанность как одну из форм конституционной обязанности по защите Отечества.
На граждан, избравших постоянным местом жительства Россию, после получения российского гражданства в полной мере распространяется действующее законодательство Российской Федерации. В частности, в соответствии с подпунктом "б" п. 1 приложения N 32 перечень документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыву на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу и подлежащих представлению призывной комиссии (в военный комиссариат), установлен подпунктом 39 Инструкции, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663". Призывной комиссии при рассмотрении вопроса об освобождении гражданина от исполнения воинской обязанности представляются подлинники следующих документов: для гражданина, прошедшего военную службу в другом государстве, - выписка из учетного воинского документа с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык или справка из воинской части, в которой гражданин проходил военную службу, с таким же образом заверенным переводом ее.
С одной стороны, иностранный гражданин, приобретая российское гражданство, вполне сможет представить данные документы, но с другой - на территории Российской Федерации военную службу по призыву проходят только один раз, и освободить от ее прохождения могут только гражданина Российской Федерации, прошедшего службу на территории иностранного государства, будучи гражданином России, т.е. фактически гражданин обладает двойным гражданством. А также для реальных оснований по освобождению гражданина от военной службы по комментируемой норме права необходимо, чтобы между нашими государствами были еще и международные договоренности (соглашения) по данным вопросам.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда, проанализировав в судебном заседании от 13 июля 2011 г. дело N 2-970/11 по кассационной жалобе отдела Кронштадтского и Курортного районов Военного комиссариата Санкт-Петербурга на решение Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 30 мая 2011 г. по заявлению гр. В. об оспаривании решения военного комиссара о постановке его на воинский учет в отделении призыва, не смогла сослаться на какие бы то ни было соглашения между Россией и Узбекистаном по вопросу взаимных договоренностей о том, что граждане обоих государств могут быть освобождены от призыва на военную службу, в случае если гражданин уже один раз проходил военную службу на территории хотя бы одного государства. Права и свободы человека и гражданина в силу п. 3 ст. 55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничения права гражданина на выезд из Российской Федерации установлены статьей 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ. Согласно п. 2 указанной статьи, право гражданина Российской Федерации на выезд из страны может быть временно ограничено, в случае если он в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, - до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы*(4).
Следует отметить, что ФЗ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ не предусматривал возможности прохождения в Российской Федерации военной службы иностранными гражданами, хотя и не устанавливал прямого запрета на военную службу для иностранцев, в отличие от ст. 35 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г., согласно которой лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, не могло проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности. Из этого следовало, что иностранцы и лица без гражданства, пусть даже и постоянно проживающие на территории Российской Федерации, не только не могли быть призваны на военную службу, но и добровольное их поступление на военную службу также не допускалось. Таким образом, российское законодательство занимало не вполне определенную позицию по вопросу прохождения военной службы иностранными гражданами, гражданами с двойным гражданством, лиц без гражданства, что по мнению некоторых авторов, является не совсем оправданным, поскольку, будучи производной от гражданства, обязанность по защите государства является неотъемлемой частью понятия гражданства*(5).
Следует отметить, что, согласно ч. 1 ст. 59 Основного закона, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Однако после внесения изменений в ст. 15 Закона об иностранцах иностранные граждане и лица без гражданства вправе поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Следовательно, у иностранных граждан отсутствует обязанность проходить воинскую службу по призыву, но они вправе служить в Российской армии по контакту или работать по гражданско-правовому договору. Тогда как у иностранных граждан, приобретших российское гражданство, возникает обязанность пройти военную службу по призыву в соответствии с действующим российским законодательством.
Гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"*(6) (далее - ФЗ "О гражданстве"), т.е. на 1 июля 2002 г., и лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в установленном порядке и в соответствии с законодательством.
Основаниями для приобретения гражданства РФ являются приобретение его по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве или по иным основаниям, предусмотренным ФЗ "О гражданстве" либо международными договорами.
Документом, подтверждающим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации. Остановимся на вопросах приобретения гражданства РФ несколько подробнее.
Самым распространенным видом приобретения гражданства Российской Федерации является приобретение его по рождению. Условиями приобретения гражданства РФ по рождению являются следующие обстоятельства.
Во-первых, ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день его рождения оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации, независимо от места рождения ребенка.
Во-вторых, ребенок получает гражданство Российской Федерации, если один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка).
В-третьих, ребенок получает гражданство Российской Федерации, если один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства.
В-четвертых, ребенок получает гражданство Российской Федерации по рождению, если оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
В-пятых, ребенок становится гражданином РФ по рождению, если он находится на территории Российской Федерации, родители его неизвестны и не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения ребенка.
Условия приема в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства в общем порядке регламентированы статьей 13 ФЗ "О гражданстве". Такими условиями являются достижение восемнадцатилетнего возраста, дееспособность, проживание на территории Российской Федерации непрерывно в течение пяти лет со дня получения вида на жительство (по данному условию имеются исключения, предусмотренные частью 2 вышеуказанной статьи, когда срок непрерывного проживания на территории РФ с момента получения вида на жительство сокращается до 1 года), соблюдение Конституции РФ, наличие законного источника средств к существованию, владение в установленных пределах русским языком, обращение в уполномоченный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него иного гражданства, а также обращение с заявлением о приеме в гражданство РФ.
Также Законом предусмотрено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие особые заслуги перед Российской Федерацией, могут быть приняты в гражданство РФ без соблюдения вышеперечисленных условий. Кроме того, граждане государств, входивших в состав СССР, проходившие в течение не менее чем трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условия постоянного проживания на территории РФ в течение пяти лет и без представления вида на жительство.
Иностранные граждане или лица без гражданства могут быть приняты в гражданство РФ в упрощенном порядке при наличии условий и обстоятельств, предусмотренных статьей 14 ФЗ "О гражданстве".
Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве РФ при соблюдении всех вышеуказанных условий, за исключением срока постоянного проживания на территории РФ, который сокращается до трех лет*(7).
Указанный Федеральный закон установил, что упрощенный порядок приема в гражданство распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18 лет и обладающих дееспособностью, которые:
а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданство этих государств и остаются в результате лицами без гражданства.
К этим положениям, содержащимся и в Законе о гражданстве 2002 г., он также добавил, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного Законом 2002 г., если указанные граждане и лица:
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят в браке с гражданами России не менее трех лет;
в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами России.
Кроме того, данный закон установил, что нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного Законом о гражданстве 2002 г., и без представления вида на жительство. В нем указывалось, что иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных законом и без предоставления вида на жительство, если они до 1 июня 2006 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Закон устанавливал, что в гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Законом о гражданстве 2002 г., и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации. Что же касается детей и недееспособных лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, то для них упрощенный порядок приема в гражданство предусматривает снятие требования проживать на территории РФ и иметь законный источник средств к существованию, владеть русским языком, обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство Российской Федерации, а также требования об отказе от иного гражданства.
В Законе также указывается, что граждане государств, входивших в состав СССР, проходившие в течение не менее чем трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях, вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство РФ без соблюдения условий, предусмотренных ФЗ "О гражданстве", и без представления вида на жительство.
Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции" в Закон о гражданстве 2002 г. были внесены изменения, связанные с наименованием органов, уполномоченных на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции. Отдельным редакционным изменениям этот закон подвергся и в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прохождения военной службы иностранными гражданами, лицами, имеющими двойное гражданство"*(8).
Следует заметить, что прохождение военной службы является конституционной обязанностью гражданина РФ, требование о наличии гражданства выступает в качестве обязательного условия для всех кандидатов на должности в органы государственной власти, в которых установлена военная служба, например в ФСБ РФ. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации иностранные граждане не проходят военную службу на территории России; в этой связи указанное положение требует корректировки и уточнения случаев, в которых такие граждане могут привлекаться к исполнению воинской обязанности.
Одновременно представляется закономерным говорить в данном случае о лицах с двойным гражданством, одно из которых является российским. Такие субъекты, являясь гражданами Российской Федерации, обязаны в полном объеме исполнять свои конституционные обязанности, в том числе и воинскую. Одновременно они являются и гражданами иностранного государства, которое также вправе требовать от своих граждан исполнения аналогичных обязанностей. Указанный случай в настоящее время является практически единственным исключением из общего правила, когда военную службу проходят иностранные граждане на территории Российской Федерации*(9).
Следовательно, комментируя данную норму права по вопросу освобождения от службы по призыву гражданина, прошедшего службу на территории иностранного государства, необходимо отметить, что отдельные международные договоры и соглашения РФ действительно регулируют вопросы прохождения военной службы гражданином РФ в иностранном государстве. Но при этом необходимо помнить, что законодатель, оговаривая освобождение от призыва на военную службу по данному основанию, имеет в виду исключительно граждан РФ, прошедших военную службу на территории иностранного государства. Рассматриваемое положение Закона не может распространяться на гражданина иностранного государства, прошедшего военную службу на его территории и впоследствии решившего вступить в гражданство РФ. Приобретая новое гражданство, лицо не только получает права, но и возлагает на себя обязанности, установленные законодательством соответствующего государства для своих граждан (в том числе и воинскую обязанность)*(10).
Таким образом, на сегодня существует реальная необходимость федеральному законодателю внести соответствующие коррективы в положения ФЗ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ и привести его в соответствие с нормами других отраслей права. Это позволит гарантировать права всех граждан Российской Федерации и обеспечить интересы комплектования Вооруженных Сил РФ, предупредив возможные злоупотребления со стороны недобросовестных призывников, в частности иностранных граждан, приехавших в Россию и получивших российское гражданство, но находящихся в призывном возрасте и не имеющих законных оснований для освобождения от призыва на военную службу, иначе о каком патриотизме может идти речь в нашей стране.
А.В. Ефремов,
начальник юридического отделения Военного комиссариата
Чувашской Республики
"Гражданин и право", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 13. Ст. 1475.
*(2) См.: sanktpeterburgsky.spb.sudrf.ru/modules.php?name=bsr&op=show_text&srv_num= 1&id= 78400001108031304568591001057759
*(3) См.: Кудашкин А.В. О сущности и соотношении обязанностей по защите Отечества, несению военной службы и воинской обязанности // За права военнослужащих: Рос. воен.-правовой сб. М., 2007. С. 97.
*(4) См.: Решение ВК Верховного Суда РФ от 18 мая 2005 г. N ВКПИ05-50.
*(5) См.: Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования // СПС "Гарант", 2009.
*(6) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 22. Ст. 2031.
*(7) См.: Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" // СПС "Гарант", 2011.
*(8) См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2010.
*(9) См.: Китрова Е.В., Кузьмин В.А., Григорьева Е.А. Комментарий к Федеральному конституционному закону Российской Федерации от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" // СПС "Гарант", 2011.
*(10) См.: Ионова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" // СПС "Гарант", 2011.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Освобождение от военной службы по призыву в связи с прохождением военной службы на территории иностранного государства
Автор
А.В. Ефремов - начальник юридического отделения Военного комиссариата Чувашской Республики
"Гражданин и право", 2012, N 4