Правовой статус организатора торгового оборота
Структура товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товара от изготовителя к потребителям*(1). Товарный рынок, в свою очередь, является системой субъектов (производителей, потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих контакты между ними), состоящих в определенных взаимоотношениях, целью которых является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения*(2).
Процесс рыночных преобразований в оптовой торговле характеризуется созданием новых, различных по своему функциональному назначению видов участников торгового оборота. Соответственно требуется разработать понятийный аппарат субъектов торгового оборота. Большинство существующих определений таких субъектов неточны, сами субъекты торгового оборота не сгруппированы по критерию их видовых и функциональных характеристик, отсутствуют четкие, научно обоснованные критерии их разграничения*(3).
Прежде всего необходимо обратиться к классификации юридических лиц, которая предлагается российской правовой наукой. В качестве общепринятых оснований классификации берутся, в частности, формы собственности, цели деятельности, организационно-правовые формы, права учредителей (участников) на имущество юридических лиц*(4). Как отмечалось в юридической литературе, такая классификация является недостаточно полной*(5). Поэтому выявление видовых и функциональных особенностей субъектов торгового оборота, четкое определение их правовых характеристик относятся к числу наиболее важных задач*(6).
Главным субъектом торгового оборота, бесспорно, является торговое общество или торговец. Во всех зарубежных торговых кодексах есть раздел, посвященный торговым обществам и товариществам (исключением является лишь Единообразный торговый кодекс США). Помимо торговых организаций в юридической литературе выделяют группу специальных участников торгового оборота, именуемых организаторами торгового оборота*(7).
Еще в дореволюционном праве выделялись две функции участников торговли. Применительно к торговому персоналу купца первую функцию воплощали приказчики, деятельность которых состояла в совершении сделок, вторую - служащие по торговле, деятельность которых "направлена к содействию торговле"*(8). Таким образом, участники торгового оборота, выполняющие вспомогательную роль и организующие торговлю, появились еще в русском праве.
Слово "организатор" происходит от латинского слова organum (орган) и означает лицо, объединяющее людей, организующее что-либо*(9); "соединитель людей и направитель деятельности их сил к определенной цели"*(10).
Соответственно правовой статус организатора торгового оборота непосредственно связан с понятием организационных отношений, сформулированным О.А. Красавчиковым в 60-е годы XX в. Эти отношения представляют собой "социальные связи, которые направлены на упорядочение иных общественных отношений... и действий их участников... либо на формирование социальных образований"*(11).
Эти отношения существуют наряду с имущественными отношениями и в конечном счете направлены на их организацию. Организационное отношение имеет отличный от имущественного отношения объект - упорядоченность отношений, связей, действий участников организуемого отношения*(12). Таким образом, объектом организационного отношения является организованность правовых связей участников организуемого отношения.
О.А. Красавчиков отмечал, что организационно-правовые отношения обслуживают гражданские правоотношения, они не являются самоцелью, а представляют собой организационно-правовое средство, используемое для упорядочения основных имущественных отношений*(13). На обслуживающий характер организационных отношений указывает и тот факт, что эти отношения не существуют сами по себе, в отрыве от имущественных отношений. Содержание организационного отношения сводится к тому, чтобы организовать имущественное. Таким образом, организаторы торгового оборота, выполняя обслуживающую функцию по отношению к основным субъектам - торговцам, являются частью структуры торгового оборота и подчиняются его законам. Как справедливо отмечает Б.И. Путинский, "организационное содержание и направленность... не являются самоцелью, а ориентированы на последующие имущественные отношения сторон, связанные с ними"*(14).
Анализируя функции организаторов торгового оборота, следует отметить, что для этих субъектов организация торгового оборота является правовой целью, а по словам Д.А. Керимова - средством "практического достижения того результата в регулировании общественных отношений, который имелся в виду правовой целью"*(15). Следовательно, целевая направленность организаторов торгового оборота является системным признаком. Именно правовая цель - организация торгового оборота в целом - определяет функциональное назначение этой группы субъектов торгового оборота.
Организация предполагает устранение или сокращение временных разрывов между этапами работ или отдельными торговыми операциями и позволяет сделать деятельность по возможности непрерывной*(16). При этом, с точки зрения С.Ю. Морозова, решение организационной задачи сводится к установлению такого сочетания правовых связей между субъектами, когда результат их взаимосвязанной деятельности становится больше, чем сумма результатов деятельности каждого в отдельности, что, в свою очередь, является эффективным сочетанием правовых связей*(17).
Такое определение функционального назначения организационных отношений можно найти в научных трудах известных правоведов советского периода, которые исследовали суть отношений, в том числе в торговле*(18).
Определив понятие организационного отношения, попытаемся истолковать понятие "организация торговли" для выделения характерных признаков субъектов торгового оборота, выполняющих функцию организаторов торговли. Обратимся к национальному стандарту РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения"*(19), в котором перечислены три фактора, позволяющие характеризовать организацию торгового оборота:
- система - целостное единство взаимосвязанных элементов, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания;
- процесс - последовательность операций, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания;
- условия - совокупность факторов, воздействующих на покупателя в процессе торгового обслуживания.
Организация торгового оборота включает в себя следующие элементы:
- субъекты торгового оборота - торговые структуры и их виды (торговые предприятия, индивидуальные предприниматели, торговые сети, торговые склады, торговые комплексы, торговые дома, рынки, ярмарки и пр.);
- материально-техническую базу торговли - торговые площади и складские помещения;
- товарные ресурсы - это продукция, производимая на внутреннем российском рынке и завозимая по импорту, предназначенная для продажи, переработки, хозяйственных нужд и создания товарных запасов (товары, их ассортимент и качество);
- товародвижение, понимаемое как процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления - количество складских звеньев, через которые проходит товар при его продвижении от производителя к потребителю; разновидность способов продвижения товаров от производителя в места продажи или потребления;
- товароснабжение - система мероприятий по доведению товаров от производителя до мест продажи или потребления;
- хранение товаров - процесс размещения товара в складском помещении, содержание товара и уход за ним в целях обеспечения неизменности его качества и количества.
Как было указано в проекте Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы, организация торговой деятельности представляет собой комплекс таких действий, как приобретение на различных основаниях торговых объектов (строительство новых, реконструкция имеющихся, аренда у сторонних организаций), подготовка их к эксплуатации, приобретение необходимого торгово-технологического оборудования (инструментов, инвентаря) и подготовка его к эксплуатации (включая регистрацию контрольно-кассовой техники, техническое освидетельствование сосудов, работающих под давлением, лифтов), получение необходимых разрешительных документов (лицензий, разрешений) и совершение иных действий для легализации своей деятельности (подача уведомлений о начале осуществления торговой деятельности, регистрация декларации пожарной безопасности), регистрация знака обслуживания или легализация коммерческого обозначения, разработка планов (карт, схем, правил учета) торгово-технологических операций, определение режима работы, наем и расстановка персонала, проектирование торговых и финансовых процессов*(20).
Торговый оборот представляет собой поток материальных ресурсов и связанной с ним информации.
Особо следует отметить, что ввиду отсутствия исследований о правовом статусе организаторов торгового оборота эти субъекты торгового права нуждаются в законодательном регулировании в той же степени, что и основные участники торговли.
Рассматривая организационную функцию в составе торгового оборота, следует отметить, что в современной России существует лишь одно законодательное определение организатора торговли, которое дается в ст. 9 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изменениями). Согласно указанной норме организатором торговли на рынке ценных бумаг является юридическое лицо - профессиональный участник рынка ценных бумаг (имеющий соответствующую лицензию), осуществляющий предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. В качестве организаторов торговли на рынке ценных бумаг могут выступать как фондовые биржи, так и организаторы внебиржевой торговли ценными бумагами, а также валютные и товарные биржи, имеющие фондовые отделы. Организаторы торговли могут выступать в сделке от своего имени и за свой счет, а также за счет участников, подавших соответствующие заявки. К организаторам торговли применяются дополнительные требования, связанные с раскрытием информации, а также другие ограничения, предусмотренные действующим законодательством.
Гражданский кодекс РФ оперирует понятием "организатор торгов", когда речь идет о государственных закупках. Согласно п. 2 ст. 477 ГК РФ "в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация". В обязанности организатора торгов входит определение процедуры и правил проведения торгов, что полностью отвечает его функциональному назначению.
В юридической литературе также фигурирует понятие "организатор инвестирования". Статус названного субъекта характеризуют следующие черты: организатор получает в собственность имущество в виде инвестиций для осуществления своей предпринимательской или иной приносящей доход деятельности; при этом он не только организует процесс инвестирования, но и осуществляет ту деятельность, которая приносит доход как ему самому, так и инвестору; организатор не предоставляет инвесторам юридической и фактической возможности участвовать в процессе использования инвестиций, в приращении имущества*(21). Возможность выступать на рынке в качестве организатора инвестирования определяется общей и специальной правоспособностью лица.
Понятие "организатор лотереи" определяется Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях"*(22) (ст. 2 п. 6) как юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с законом право на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с последним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту). Основное назначение организатора - обеспечение соблюдения правил проведения лотереи, организация процесса.
По аналогии с этими определениями организатором торгового оборота можно считать юридическое лицо, предоставляющее услуги, непосредственно способствующие заключению договоров между участниками товарного оборота. Однако, в отличие от организаторов торговли на рынке ценных бумаг и организаторов инвестирования, как пишут исследователи, организатором торговли может быть исключительно некоммерческая организация*(23). Это относится как к оптовой торговле, так и к организации тендерных закупок*(24).
Большинство исследователей коммерческого права относят некоммерческие организации, участвующие в торговом обороте, к специальным субъектам торгового оборота, часть из которых выступают в роли организаторов товарного обращения.
Цель организаторов торгового оборота состоит не в заключении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими участниками торгового оборота. Эти организации являются коммерческими по своей роли в структуре рынка, по своему торговому предназначению и некоммерческими по своей природе и организационно-правовой форме, так как создаются не для извлечения прибыли, а для создания условий для реализации товара другими субъектами.
Характерной чертой развития оптовой торговли в развитых странах стало повышение степени концентрации оптового оборота. В результате крупные независимые оптовые фирмы превратились в организаторов торгового оборота в стране*(25).
Для определения правового статуса организаторов торгового оборота важен вопрос об их правоспособности. Некоммерческие организации обладают так называемой специальной правосубъектностью. Общая правосубъектность определяется законодательством как возможность совершать любые действия, кроме тех, которые запрещены законом. Специальная правосубъектность, напротив, принципиальное значение придает определению круга тех действий, которые разрешены. Это связано с тем, что организация, обладающая такой правосубъектностью, не вправе производить иные действия, кроме разрешенных. Перечень этих действий приводится в учредительных документах организации или в законе. Именно поэтому специальная правосубъектность называется также уставной*(26).
Разделяя правоспособность на общую и специальную, необходимо иметь в виду тот факт, что в содержание правоспособности входят не конкретные права и обязанности, а лишь потенциальная возможность их приобретения. В этом отношении весьма убедительной представляется точка зрения Н.В. Козловой. Критикуя позицию В. Кудашкина, она утверждает, что "при регулировании тех или иных правоотношений субъектов гражданского права, имеющих специальную правоспособность, необходимо правильно понимать юридическую природу их правоспособности и правовое основание - регулируется ли она разрешительным порядком в сфере действия общего запрета или же общедозволительным порядком в сфере действия общего дозволения"*(27).
В. Кудашкин полагает, что, с одной стороны, если юридическое лицо, например, получает лицензию на осуществление деятельности, не запрещенной законом, то этой лицензией оно как бы легитимирует (реализует) уже имеющуюся правоспособность. Государство подтверждает факт участия данного субъекта в коммерческом обороте. В этом случае лицензия устанавливает специальную правоспособность, а поэтому сделки, не соответствующие ее содержанию, могут быть признаны судом недействительными в силу ст. 173 ГК РФ. С другой стороны, если закон запрещает все юридические действия, кроме прямо разрешенных, в этом случае юридическое лицо не легитимирует свою правоспособность, так как наделяется специальной правоспособностью в сфере осуществления только тех действий, которые прямо разрешены. Поэтому сделки, противоречащие содержанию специальной правоспособности в сфере действия общего запрета, являются ничтожными в силу несоответствия закону или иному нормативному акту (ст. 168 ГК РФ). Следовательно, "в сферах действия локальных и общих запретов правоспособность может быть только специальной", а "в сферах действия общих дозволений правоспособность может быть только общей (универсальной)"*(28).
Представляется, что данный вывод не вполне обоснован, так как автор смешивает разные правовые явления и понятия. Попытаемся обосновать сказанное.
Во-первых, смешиваются понятия специальной правоспособности юридического лица и ограничения правоспособности юридического лица.
Во-вторых, категория правоспособности понимается автором не как юридически закрепленная возможность обладать гражданскими правами и обязанностями, а как совокупность уже существующих субъективных прав: "Правовым основанием специальной правоспособности в сфере общего запрета является... наделение правоспособностью вследствие отсутствия каких-либо прав на юридически значимые действия в данной сфере"*(29).
В-третьих, понятие специальной правоспособности субъекта подменяется понятием законности сделки, предполагающим соблюдение конкретных предписаний закона в отношении субъекта, объекта, порядка совершения сделки и т.д. При этом не учитывается, что правила, установленные гражданским законодательством в отношении конкретных сделок с объектами, ограниченными в обороте, одинаковы для всех участников правоотношений, имеющих как общую, так и специальную правоспособность (п. 2 ст. 129 ГК РФ). В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иного правового акта, ничтожна, если закон не устанавливает иное*(30).
Наличие специальной правоспособности не следует рассматривать как способ ограничения правоспособности юридического лица в буквальном смысле: это скорее специальный механизм регламентации, сообразования статуса различных юридических лиц в зависимости от целей их деятельности (коммерческие и некоммерческие) и организационно-правовых форм.
Правоспособность организаторов торгового оборота предполагается целевой (специальной, ограниченной), допускающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге коммерческих правоотношений*(31).
ГК РФ смягчил правила о специальной правоспособности для многих видов юридических лиц.
В силу п. 4 ст. 213 ГК РФ некоммерческие организации могут использовать имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, указанных в их учредительных документах, а извлечение прибыли не может являться основной целью деятельности некоммерческой организации (п. 1 ст. 50 ГК РФ), т.е. некоммерческие организации участвуют в хозяйственном обороте ограниченно*(32). Отсюда следует вывод о том, что некоммерческие организации участвуют в торговом обороте в качестве специальных субъектов, целью которых является не совершение сделок, а создание условий для совершения сделок другими участниками торгового оборота. Данную деятельность необходимо отличать от собственно коммерческой, связанной именно с куплей-продажей товаров ради получения прибыли. Иными словами, по формальному признаку некоммерческие организации не ставят задачей получение прибыли, а по функциональному признаку они являются организаторами хозяйственного оборота*(33).
Эти организации являются коммерческими по своей роли в структуре рынка, по своему торговому предназначению и некоммерческими по своей природе и организационно-правовой форме. Организаторы торгового оборота всецело зависят от этого оборота. Как верно отмечают исследователи правового положения организационных отношений, в них "нельзя отрывать организационный элемент от имущественного и противопоставлять ему"*(34).
К таким непредпринимательским по целям деятельности организациям - организаторам торгового оборота относятся, в частности, товарные биржи, объединения юридических лиц в форме ассоциаций и союзов, торгово-промышленные палаты и др.
Таким образом, основной функцией таких специальных субъектов в торговом обороте является осуществление непредпринимательской по своим целям деятельности, направленной на содействие главным участникам торгового оборота (торговым организациям, предпринимателям, коммерсантам) в продвижении товаров от производителей к потребителям.
Организаторы торгового оборота, обладая специальной правоспособностью, играют вспомогательную, но весьма значительную роль, способствуя становлению торгового оборота в России и формированию цивилизованной структуры товарного рынка.
Исходя из изложенного понятие организатора торгового оборота можно сформулировать следующим образом: это некоммерческая организация, осуществляющая непредпринимательскую по своим целям деятельность, направленную на содействие главным участникам торгового оборота (торговым организациям и индивидуальным предпринимателям) в продвижении товаров от производителей к потребителям, построенную на началах координации и субординации социальных связей участников торгового оборота. Организаторы торгового оборота являются субъектами, предназначенными для упорядочения основных имущественных отношений в торговле.
Применяя предложенную О.А. Красавчиковым классификацию организационных отношений (организационно-предпосылочные; организационно-делегирующие; организационно-контрольные; информационные)*(35), можно предложить следующую классификацию организаторов торгового оборота:
- создающие условия для товародвижения - биржи, выставки, ярмарки, оптовые рынки;
- сервисные (выполняющие услуги или работы для торговцев) - торгово-промышленные палаты, торговые ассоциации, складские и транспортные организации, организации упаковочной индустрии и т.п.;
- контролирующие условия торговли - центры сертификации, стандартизации и контроля качества товаров;
- информационные - рекламные и маркетинговые агентства.
Данная классификация, в основу которой положено функциональное назначение организаторов торгового оборота, является весьма приблизительной. Среди организаторов торгового оборота перечислены не только некоммерческие организации, но и те коммерческие юридические лица, которые избрали в качестве основной своей деятельности организацию торговли или предоставления услуг торговым организациям или производителям товаров.
Как отмечается в Стратегии развития торговли, "характерной чертой развития оптовой торговли в развитых странах стало повышение степени концентрации оптового оборота. В результате крупные независимые оптовые фирмы превратились в организаторов торгового оборота"*(36). Об этом свидетельствует и мировой опыт. Оптовая торговля в мегаполисах делится между тремя группами операторов: 60% рынка принадлежат оптово-розничным сетям; 15% - торговым посредникам (агентам, брокерам, комиссионерам); 25% - организаторам торгового оборота (оптовым продовольственным рынкам, ярмаркам)*(37). В Москве доля организаторов торгового оборота составляет только 1%, посредники владеют 35% рынка*(38).
Значение организаторов торгового оборота увеличится, как только на законодательном и общетеоретическом уровне будет определен их правовой статус с учетом последних мировых тенденций развития торговли.
Список литературы
1. Абросимова Е.А. Организаторы торгового оборота: Учебное пособие. М., 2011.
2. Быков А.Г. План и хозяйственный договор. М., 1975.
3. Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 1998.
4. Дойников И.В. Хозяйственное (предпринимательское) право. М., 1997.
5. Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. М., 2008.
6. Клейн Н.И. Организация договорно-хозяйственных связей. М., 1976.
7. Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. М., 2003.
8. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М., 2005.
9. Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения. Категории науки гражданского права // Красавчиков О.А. Избранные труды: В 2 т. М., 2005.
10. Красавчиков О.А. Организационные гражданско-правовые отношения // Антология уральской цивилистики 1925-1989: Сборник статей. М., 2001.
11. Кудашкин В. Юридическая природа правоспособности субъектов гражданского права в сферах общих дозволений и запретов // Хозяйство и право. 1999. N 9.
12. Лиюхан Т.Н. Организационные отношения в предмете гражданского права РФ: Проблема определения правового статуса // Сибирский юридический вестник. 2000. N 4.
13. Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М., 2006.
14. Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. М., 2011.
15. Нефедов Д.В. О юридической природе банковской правосубъектности // Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права: Сборник научных трудов. Вып. 3. СПб., 2000.
16. Подшибякин А., Торочешникова М. Finita la comedia: закат "дикой торговли" // Бизнес-журнал. 2002. N 4.
17. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник: В 2 т. М., 2009.
18. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2008.
19. Пугинский Б.И. Развитие российского коммерческого права. М., 2008.
20. Пугинский Б.И. Теория и практика договорного регулирования. М., 2008.
21. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994.
Е.А. Абросимова,
кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права и
основ правоведения юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
"Законодательство", N 2, февраль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2008. С. 86-87.
*(2) Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков в Российской Федерации на 1998-2005 годы (одобрена постановлением Правительства РФ от 15 июня 1998 г. N 593).
*(3) В качестве исключения можно назвать упомянутое исследование Б.И. Пугинского "Коммерческое право России".
*(4) См.: Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 1998. Т. 1. С. 132-133; Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник: В 2 т. М., 2009. Т. 1. С. 72-76; Дойников И.В. Хозяйственное (предпринимательское) право. М., 1997. С. 34-36; Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. М., 2003. С. 208.
*(5) См.: Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2005. С. 593.
*(6) Пугинский Б.И. Развитие российского коммерческого права. М., 2008. С. 15-16.
*(7) Пугинский Б.И. Коммерческое право России; Абросимова Е.А. Организаторы торгового оборота: Учебное пособие. М., 2011.
*(8) Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 88.
*(9) Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. М., 1910.
*(10) Михельсон А.Д. Объяснение 25 000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. М., 1865.
*(11) Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения. Категории науки гражданского права // Красавчиков О.А. Избранные труды: В 2 т. М., 2005. Т. 1. С. 53-55.
*(12) Красавчиков О.А. Организационные гражданско-правовые отношения // Антология уральской цивилистики 1925-1989: Сборник статей. М.,2001. С. 163.
*(13) Там же. С. 165.
*(14) Путинский Б.И. Коммерческое право России. С. 285.
*(15) Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. М., 2008. С. 280.
*(16) Путинский Б.И. Теория и практика договорного регулирования. М., 2008. С. 46.
*(17) Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. М., 2011. С. 128.
*(18) Быков А.Г. План и хозяйственный договор. М., 1975. С. 53; Клейн Н.И. Организация договорно-хозяйственных связей. М., 1976. С. 74.
*(19) Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. N 242. Действует до принятия соответствующих технических регламентов.
*(20) См. текст проекта Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года С. 37-38 (http://www.minprom.gov.ru/activity/trade/strateg/0). В настоящее время действует Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года (далее - Стратегия развития торговли), утвержденная приказом Минпромторга России от 31 марта 2011 г. N 422. С. 11 (http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/9).
*(21) Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М., 2006. Главы 1.1, 3.
*(22) СЗ РФ. 2003. N 46. Ст. 4434.
*(23) См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. С. 57-61; Абросимова Е.А. Указ. соч.
*(24) Писцов Г.И. Определение налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (комментарий к статьям 301-305 HK РФ) // Бухучет ценных бумаг. 2002. N 1; Ганущак Ю. Слишком прозрачная для коррупции - именно такая финансовая среда возникнет в Украине в случае широкомасштабного воплощения идеи тендерных закупок // Зеркало недели. 2002. N 33.
*(25) См.: Стратегия развития торговли. С. 11.
*(26) См.: Нефедов Д.В. О юридической природе банковской правосубъектности // Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права: Сборник научных трудов. Вып. 3. СПб., 2000. С. 86.
*(27) Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. С. 17.
*(28) Кудашкин В.В. Юридическая природа правоспособности субъектов гражданского права в сферах общих дозволений и запретов // Хозяйство и право. 1999. N 9. С. 108-112.
*(29) Кудашкин В.В. Правовое регулирование международных частных отношений. М., 2004.
*(30) См.: Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. С. 18.
*(31) См.: Суханов Е.А. Юридические лица как участники гражданских правоотношений // Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. С. 189.
*(32) См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. С. 56.
*(33). См: Там же. С. 57.
*(34) Лиюхан Т.Н. Организационные отношения в предмете гражданского права РФ: Проблема определения правового статуса // Сибирский юридический вестник. 2000. N 4. С. 50.
*(35) Красавчиков О.А. Организационные гражданско-правовые отношения. С. 163.
*(36) Стратегия развития торговли. С. 11.
*(37) Подшибякин А, Торочешникова М. Finita la comedia: закат "дикой торговли" // Бизнес-журнал. 2002. N 4.
*(38) Виноградова Е. Вопрос оптовой торговли решен оптом. Москва приняла программу // Ведомости. 2002. 13 февраля; Любавина Е. Базару - нет (Москва готовит реформу оптового рынка) // КоммерсантЪ. 2002. 27 марта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой статус организатора торгового оборота
Автор
Е.А. Абросимова - кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2012, N 2