Условия усыновления (удочерения) и учет интересов ребенка
Российское законодательство, рассматривая вопрос об устройстве жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, называет усыновление приоритетной формой по сравнению с формами опеки и попечительства, приемной семьи*(1). В настоящей статье мы коснемся проблем усыновления в Ульяновской области.
Семейный кодекс РФ не содержит определения понятия усыновления. Изучение семейно-правовой литературы приводит к заключению о его неоднозначности. С нашей точки зрения, наиболее удачным следует признать определение, предложенное Л.М. Пчелинцевой: под усыновлением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и их (его) родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком - с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению*(2). Таким образом, усыновление является правообразующим и правопрекращающим юридическим фактом.
На территории Ульяновской области развиваются различные формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека (попечительство), приемная семья. Наиболее желательной формой семейного устройства, как упоминалось, является усыновление. Усыновляют, как правило, семьи, не имеющие биологических детей, 90% усыновленных - дети до 1 года.
Для того чтобы состоялось усыновление, требуется выполнить нескольких одинаково важных условий.
Большинство ученых - специалистов в области семейного права рассматривали условия усыновления как определенные юридические факты. Вместе с тем общее понятие "условие усыновления" в литературе не раскрывалось, авторы ограничивались перечислением конкретных условий усыновления, не разделяя при этом собственно понятие "условие усыновления" и его содержание. Не изучалась и природа каждого из условий. Необходимость теоретических исследований в данной области обусловлена острой потребностью практики. Кроме того, доктрина на новом этапе развития семейного законодательства нуждается в качественном понятийном аппарате*(3).
Как известно, всякое понятие формируется из определенных элементов. Понятию "условие усыновления" присущи следующие признаки:
1) условия усыновления - это определенные требования, установленные в законе;
2) данные требования закреплены в императивных нормах, устанавливающих строгие правила и не допускающих отклонений в регулируемом поведении. Императивный характер норм обусловлен публичным интересом к усыновлению детей;
3) эти требования предъявлены к строго определенному кругу лиц (это не только усыновители, но и представители органов опеки и попечительства, детских учреждений), т.е. требования строго персонифицированы.
Исходя из перечисленных признаков, можно предложить такую дефиницию: условия усыновления - это установленные в законе требования, предъявляемые к строго определенному кругу лиц по поводу усыновления. Все условия связаны между собой, но их единство обусловлено и поставлено в зависимость от одного условия, выступающего в качестве факта-условия, - согласия усыновителя на усыновление. Представляется, что именно с момента волеизъявления кандидата в усыновители начинается формирование этого состава и развитие сложного правоотношения, связанного с усыновлением. Вместе с тем очевидно, что каждый факт необходимо анализировать как самостоятельное правовое явление и элемент сложного состава юридических фактов*(4).
В СК РФ закреплены условия усыновления ребенка:
- согласие родителей на усыновление ребенка;
- согласие опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей;
- согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста 10 лет;
- согласие супруга усыновителя;
- разница в возрасте не менее 16 лет между усыновляемым и усыновителем, не состоящим в браке.
Согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет, на свое усыновление представляется важным прежде всего с учетом необходимости соблюдения его прав и интересов. Известно, что ребенок такого возраста в сфере гражданского права является недееспособным, поскольку не обладает той степенью ответственности, которая позволила бы ему разумно вести свои дела. Но он, несомненно, может разобраться в своих чувствах к лицу, которое намерено стать его усыновителем, отличить симпатию или даже привязанность от неприязни.
Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен (ст. 132 СК РФ), за исключением случаев, когда это противоречит его интересам*(5). Норма ст. 132 СК РФ императивна: без согласия ребенка усыновление недопустимо. Логика законодателя в этом случае очевидна: если у ребенка не лежит душа к лицам, желающим его усыновить, велика вероятность, что отношение не изменится и в дальнейшем. Риск в данном случае недопустим. Однако возникает вопрос: почему законодателем избран в качестве пограничного именно десятилетний возраст? В юридической науке приводятся различные мнения по этому поводу. Р.Л. Мурзин пишет, что именно с достижением 10-летнего возраста законодатель связывает способность ребенка осознанно выражать свою волю и отношение к усыновлению, понимать его значение в собственной жизни*(6). В то же время высказано суждение о том, что для самостоятельного решения об усыновлении необходимо, чтобы сознание ребенка обладало большей зрелостью, чем это возможно в 10 лет, в связи с чем предлагается повысить такой возраст до 12 лет*(7).
Не оспаривая обоснованность приведенных взглядов, отметим лишь, что развитие ребенка индивидуально, поэтому связывать его способность к осознанию происходящего только с достижением 10-летнего возраста неверно. Этот вывод подтверждается и результатами социологического опроса практикующих психологов: по их мнению, при современном развитии детской психики ребенок с семилетнего возраста вполне осознанно может выразить свою волю относительно возможного усыновления. З.З. Алиева предлагает изложить п. 1 ст. 132 СК РФ в следующей редакции: "Для усыновления ребенка, достигшего возраста семи лет, необходимо его согласие", а также внести изменения в ст. 273 Гражданского процессуального кодекса РФ, указав, что "заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей... а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от семи до четырнадцати лет"*(8).
Однако если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление в порядке исключения может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка (п. 2 ст. 132 СК РФ). Эта норма позволяет оградить ребенка от нежелательных эмоциональных и психологических воздействий, неизбежных в результате разглашения тайны усыновления, поскольку в таких случаях ребенок, как правило, не знает о том, что воспитывается не родителями, и уверен, что является родным сыном (дочерью) усыновителей.
Необходимость получения согласия ребенка, достигшего 10 лет, на его усыновление означает, что его воля не только учитывается, но ей придается самостоятельное, наряду с другими условиями, значение. С учетом сказанного работник органа опеки и попечительства в доступной форме объясняет ребенку сущность усыновления и связанные с этим шагом последствия*(9).
В соответствии со ст. 57 СК РФ учет мнения ребенка в возрасте старше 10 лет о своем усыновлении является обязательным для суда и органа опеки и попечительства. При отсутствии согласия ребенка усыновление против его воли является недопустимым.
Разъяснения в доступной форме о сущности предстоящего усыновления и его последствиях могут быть даны и ребенку, не достигшему возраста 10 лет, с учетом уровня его интеллектуального развития. В этом случае его согласия на усыновление не требуется, однако возражения ребенка по возможности следует учесть, хотя они и не имеют правового значения.
СК РФ не определяет, в какой форме орган опеки и попечительства получает согласие ребенка на усыновление (либо отказ от такового). На практике отношение усыновляемого к конкретным усыновителям как к своим возможным родителям выявляется в беседе с ним и оформляется органом опеки и попечительства в произвольной форме в любом письменном отдельном документе (заявлении, справке и т.п.) либо отражается в заключении об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам ребенка*(10).
Документ о согласии усыновляемого ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление должен быть приложен к представляемому в суд заключению органа опеки и попечительства о соответствии усыновления интересам ребенка. Наличие либо отсутствие согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление может быть установлено и самим судом в случае привлечения ребенка к участию в деле.
Очевидно, что ребенок в силу своего возраста еще не в состоянии в полной мере оценить правовые последствия усыновления.
Следует применять также общее правило, в соответствии с которым ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Осуществление этого права ребенка не связано с достижением 10-летнего или иного возраста. Поэтому, несмотря на то что ст. 273 ГПК РФ не предусматривает возможности участия в судебном разбирательстве ребенка, не достигшего 10 лет, тем не менее ребенок более младшего возраста должен быть при необходимости заслушан в ходе рассмотрения заявления об усыновлении, если его участие в деле не противоречит его интересам и не затрагивает тайну усыновления.
Как отмечается в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8, при решении вопроса о необходимости вызова в судебное заседание несовершеннолетнего судье целесообразно выяснить мнение по этому поводу органа опеки и попечительства, чтобы присутствие ребенка в суде не оказало на него неблагоприятного воздействия. Это правило может быть применено только в отношении участия в деле ребенка в возрасте до 14 лет, поскольку усыновляемые, достигшие 14 лет, участвуют в рассмотрении заявления об усыновлении в обязательном порядке*(11).
При усыновлении закон исходит из основного принципа семейного законодательства - принципа обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Соблюдение их интересов является обязательным условием любого усыновления. Каждый ребенок - это неповторимая личность. Любой случай усыновления сугубо индивидуален. Задача состоит в том, чтобы подобрать ребенку семью, где будут максимально обеспечены его интересы; учесть особенности его характера, психологического склада; убедиться в совместимости семьи и данного конкретного ребенка и др. Именно с этой позиции надо подходить к решению вопроса о допустимости усыновления.
Интересы ребенка ни в коем случае нельзя понимать в узком смысле, например только как обеспечение удовлетворительных материальных и жилищных условий. Главное - чтобы ребенок постоянно ощущал благотворное влияние семьи, чувствовал родительскую любовь, заботу, ласку; чтобы каждый из детей рос человеком культурным, всесторонне развитым, получил образование, был подготовлен к активной общественной жизни. Поскольку при усыновлении ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям усыновителя, приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью, следует исходить из общей посылки о том, что усыновление соответствует интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей*(12).
Интересы ребенка должны быть определяющим критерием при оценке лиц, желающих стать усыновителями, при вынесении решения об усыновлении, при отмене усыновления и при решении всех иных, более частных вопросов.
Необходимо различать термины "интересы в семейном праве" и "интересы ребенка". Первое понятие значительно более широкое: оно включает в себя интересы семьи в целом, интересы отдельных членов семьи, интересы супругов и т.д. Интересы детей, в свою очередь, имеют особый смысл, так как сами дети еще не в состоянии их осознать. Интересы ребенка - это субъективная потребность ребенка в благоприятных условиях существования, находящих объективное выражение в реализации родителями своих прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством*(13).
Под интересами детей при усыновлении следует понимать создание для них благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении), максимально приближенных, если это необходимо и возможно, к обстановке, привычной для ребенка в утраченной им семье. Поэтому при усыновлении должны учитываться этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также предоставления усыновляемым детям условий для полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития*(14).
К интересам ребенка, которые должны быть соблюдены при усыновлении, могут быть отнесены самые разные обстоятельства, влияющие на соблюдение его законных прав и интересов. Именно в интересах детей закреплено правило, согласно которому усыновление родных братьев и сестер разными лицами не допускается (так как при усыновлении прекращаются правоотношения ребенка не только с родителями, но и с другими родственниками), за исключением отдельных случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин отвечает интересам детей.
В целях развития семейных форм устройств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, большое внимание необходимо уделять мотивации потенциальных кандидатов в усыновители, в том числе материальной.
Чтобы сформировать позитивное отношение к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и привлечь внимание российских граждан и организаций к данной проблеме, в Ульяновской области в 2010 г. с участием "Народной газеты" продолжалась реализация долгосрочной акции "Возьми меня, мама!". На страницах издания еженедельно размещались сведения из регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, - фотографии детей с рассказами о них. На официальном сайте Департамента профессионального образования и охраны прав несовершеннолетних Министерства образования Ульяновской области на странице "Найди меня, мама!" систематически размещается производная информация о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, и фотографии детей, подлежащих устройству в семьи.
Для оказания помощи в социальной адаптации и интеграции в общество выпускников областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечения им социально-психологической поддержки Министерством образования Ульяновской области в ОГОУ "Центр развития образования Ульяновской области" создан отдел психолого-педагогической и социальной поддержки несовершеннолетних.
Именно усыновление дает возможность создать ребенку максимально близкие к семейным условия жизни и воспитания. Реализация на практике новых положений законодательства, направленных на защиту прав и законных интересов детей при усыновлении, позволит избежать злоупотреблений в этой важной социальной сфере деятельности государства, а главное - поможет детям под контролем суда с учетом их интересов обрести полноценные семьи*(15).
Список литературы
1. Алиева З.З. Особенности рассмотрения судом дел об усыновлении (удочерении) детей // Журнал российского права. 2007. N 1.
2. Арутюнова Э.В. Понятие и правовая природа усыновления // Семейное и жилищное право. 2010. N 2.
3. Дубровская И.А. Права ребенка: Пособие. М., 2008.
4. Комментарии к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Низамиева. М., 2010.
5. Левушкин А.Н. Тенденции развития условий усыновления по законодательству государств - участников СНГ и стран Балтии // Законодательство и экономика. 2010. N 9.
6. Мурзин Р.Л. Усыновление в Российской Федерации. Вопросы теории и правоприменения // Закон и право. 2008. N 11.
7. Муратова С.А. Семейное право: Учебник. М., 2010.
8. Семейное право России: Учебник для вузов / С.Н. Бабурин, А.И. Забейворота, А.Г. Глисков и др. М., 2008.
9. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник. М., 2008.
10. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" / Отв. ред. П.В. Крашенинников. М., 2010.
А.Н. Левушкин,
кандидат юридических наук, доцент юридического факультета
Ульяновского государственного университета
"Законодательство", N 2, февраль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (в редакции от 30 ноября 2011 г. N 363-ФЗ).
*(2) Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник. М., 2008. С. 231.
*(3) См.: Арутюнова Э.В. Понятие и правовая природа усыновления // Семейное и жилищное право. 2010. N 2. С. 17.
*(4) Там же.
*(5) Комментарии к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. O.H. Низамиева. М., 2010.
*(6) Мурзин Р.Л. Усыновление в Российской Федерации. Вопросы теории и правоприменения // Закон и право. 2008. N 11. С. 31.
*(7) Там же. С. 32.
*(8) Алиева З.З. Особенности рассмотрения судом дел об усыновлении (удочерении) детей // Журнал российского права. 2007. N 1. С. 102.
*(9) См.: Муратова С.А. Семейное право: Учебник. М., 2010. С. 268.
*(10) Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" / Отв. ред. П.В. Крашенинников. М., 2010.
*(11) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" // Российская газета. 2006. 3 мая.
*(12) Пчелинцева Л.М. Указ. соч. С. 569.
*(13) Дубровская И.А. Права ребенка: Пособие. М., 2008. С. 34.
*(14) Пчелинцева Л.М. Указ. соч. С. 571.
*(15) Левушкин А.Н. Тенденции развития условий усыновления по законодательству государств-участников СНГ и стран Балтии // Законодательство и экономика. 2010. N 9. С. 77.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Условия усыновления (удочерения) и учет интересов ребенка
Автор
А.Н. Левушкин - кандидат юридических наук, доцент юридического факультета Ульяновского государственного университета
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2012, N 2