Разработка механизма оплаты труда и методов оценки труда в строительстве на основе компетенций
В статье рассматриваются основы механизма оплаты труда и методов оценки труда работников применительно к предприятиям строительной индустрии, разработанного на основе компетенций. Разработка и внедрение модели компетенций повышает результативность труда каждого работника, делает возможным активный профессиональный рост и способствует раскрытию их потенциала.
В рыночной экономике заработная плата является основой повышения заинтересованности работающих в результатах труда, его производительности, увеличении объемов произведенной продукции, улучшении ее качества и ассортимента. Что касается конкретных моделей рыночных систем оплаты труда, то, включая все составляющие элементы, можно констатировать, что они достаточно разнообразны и зависят от множества факторов, в частности, от степени экономического развития страны, ее национальных особенностей и традиций, развитости системы социального партнерства и гарантий, роли государства в регулировании экономических процессов и др.
Основные цели любой системы оплаты труда:
1. Привлечение потенциальных работников в организацию, то есть она должна увеличить эффективность программы найма и отбора, быть привлекательна для кандидатов на вакантную должность.
2. Обеспечение закрепления персонала, что возможно при соблюдении двух условий: справедливости и конкурентоспособности вознаграждения.
3. Мотивация эффективной деятельности персонала, что зависит от того, насколько вознаграждение адекватно, своевременно, учитывает ли оно индивидуальный вклад работника и результаты командной работы, сочетает ли в себе различные виды признания.
4. Обеспечение достижения стратегических задач компании, а для этого необходимо, с одной стороны, учитывать рентабельность компании, организовать контроль за издержками на рабочую силу, поставить величину вознаграждения в зависимость от степени продвижения к цели, а с другой стороны, требуется улучшение социально-экономического содержания труда, создание условий, позволяющих полнее использовать интеллектуальные, творческие, организаторские и нравственные качества человека. Кроме того, система оплаты труда должна содействовать раскрытию творческих способностей работника и его удовлетворенности, то есть она должна быть направлена на улучшение деятельности по следующим направлениям: организация труда и его содержательность, признание труда и вознаграждение, безопасность и условия труда, социально-бытовая инфраструктура предприятия, профессиональный рост и уверенность в будущем, отношения работника с коллегами, место работы в жизни человека и его правовая защищенность в организации.
На рынке труда, где осуществляется купля-продажа рабочей силы, экономическому интересу работника противостоит интерес работодателя, нацеленного на достижение максимальной прибыли и экономию всех издержек производства, включая зарплату работников. Существует ряд эффективных инструментов, позволяющих сблизить эти интересы. К таким инструментам можно отнести оценку и оплату по компетенциям персонала.
Многие организации отказываются от идеи формальной оценки работы и принимают свои решения на основе рыночного ценообразования, что подразумевает соотнесение внутренних ставок оплаты с рыночными ставками. При этом предполагается, что рыночные различия в ставках должны диктовать внутренние относительные различия.
Проблема заключается в том, что концепция рыночной ставки гораздо менее точна, чем многие думают. Кроме того, рыночные ставки изменчивы и непредсказуемы. Поэтому расчет только на основании сопоставления рыночных ставок не всегда дает надежную и стабильную основу для справедливой структуры оплаты, хотя рыночные ставки, конечно, влияют на ставки оплаты внутри этой структуры.
Компетентностный подход в системе оценки и оплаты труда
Оценка, основанная на компетенциях, измеряет значимость работ, рассматривая уровень компетенций, необходимый для успешного ее исполнения. Концептуальная основа подобной оценки работ состоит в том, что уровень компетенций, необходимый для эффективного выполнения различных видов работ, является мерой относительной ценности данной работы.
Подобно оценке, основанной на навыках, оценка, связанная с компетенциями, делает акцент на людях. Она концентрируется на входящих величинах и процессе и, по мнению оппонентов, не оценивает вклад. Этот недостаток можно компенсировать, включив требования по показателям работы в определения уровней компетенции, имея в виду, что компетенция - это, в сущности, способность успешно применять знания и навыки, а не знания и навыки сами по себе.
Пониманию системы оценки и оплаты труда по компетенциям персонала будет способствовать рассмотрение содержания понятия "компетенция". С. Уйддет и С. Холлифорд определили компетенцию как способность сотрудника, отражающую необходимые стандарты поведения. При этом компетенцию данные авторы рассматривают как "способность, необходимую для решения рабочих задач и получения необходимых результатов работы" [10, с. 297-333].
Мы под компетенциями будем понимать область ответственности и определенную область полномочий, касаемую индивидуальных качеств и способностей, а также профессиональных знаний, умений, навыков и опыта работников.
В качестве ключевых компетенций могут быть использованы профессиональные компетенции и корпоративные компетенции.
Система корпоративных компетенций (внутренних требований к кандидатам) отражает в полной мере специфику каждой организации, цели и задачи ее производственных и управленческих структур, организационную культуру и ценности данной организации, иные аспекты ее организационного поведения.
Для разных должностей уровни развития одних и тех же корпоративно значимых компетенций могут быть разными. Соответственно и теории должностей будут различаться.
Термин "модель компетенций" употребляется в том случае, если уровень развития компетенций описан в конкретных повседневных поведенческих проявлениях применительно к каждой конкретной должности. Другими словами, модель компетенций - это полный набор компетенций и индикаторов поведения, необходимых для успешного выполнения и их функций [4, с. 209].
Компетентностный подход учитывает психологический эффект оценки персонала (моделирование необходимого трудового поведения) наряду с эффектами экономическим (улучшение финансовых и коммерческих показателей организации), социальным (повышение удовлетворенности результатами труда как персонала, так и работодателя) и другими.
При этом, как справедливо отмечается исследователями, "система оценки персонала должна учитывать специфику деятельности на каждом рабочем месте по наиболее существенным параметрам, включать стандарты и критерии оценки результативности, порядок установления оценки и расчета оценочных баллов, организацию процесса оценки, меры, принимаемые по результатам оценки" [9, с. 417].
Компетентностный подход предполагает оценку персонала через сравнение результативности, качества и сложности осуществленного труда с эталонными характеристиками в данной сложности.
Поэтому определенный набор таких компетенций может достаточно точно описать трудовое поведение, которое требуется для успешной работы в данной сложности или по группе сходных должностей.
Моделирование компетенций в строительной организации
С. Уиддет и С. Холлифорд предлагают модель компетенций разрабатывать в четыре этапа:
1) планирование проекта: определяются цели и задачи разработки модели и основы для ее разработки, назначается проектная комиссия;
2) формулирование перечня компетенций;
3) проработка уровней компетенций;
4) оценка модели компетенций и формирование профилей компетенций под конкретные должности [9, с. 4].
По мнению ряда исследователей, качественное содержание модели компетенций должно отвечать следующим критериям:
- соответствие модели стратегическим целям компании;
- учет предполагаемых изменений, которые могут повлиять на деятельность компании в целом, позволяет модели оставаться актуальной;
- полезность для всех сотрудников фирмы, кто использует компетенции (и для специалистов, использующих модель компетенций в качестве инструмента, и для рядового персонала);
- оптимальный набор элементов модели, отсутствие дублирования компетенций в одной и той же модели;
- измеряемость компетенций;
- простота, ясность и прозрачность модели;
- справедливость по отношению ко всем сотрудникам, вовлеченным в применение модели компетенции.
В практике управления персоналом часто употребляется термин "профиль компетенции". Он означает не просто перечень необходимых компетенций, но и необходимый уровень развития каждой из них [5, с. 50].
Профиль компетенций позволяет наглядным и удобным образом использовать модель компетенций.
Результатом проекта по созданию корпоративной модели компетенций должны стать профили компетенций, разработанные для каждой должности (рис. 1).
/--------\ /---------------\
| | |Анкетные данные|---\
| | /--------------------\ \---------------/
| | /-------------\ |Персональные знания,|----\ /-----------\ /----------\
| | | |-| умения, навыки | |-|Компетенция|-| Профиль |
| Работа |--|Функции права| \--------------------/ | \-----------/ |должности |
| | |и обязанности| /-------------------------/ \----------/
| | | |-|Эмоционально-личностные|/------\
| | \-------------/ | характеристики || Опыт |---------------/
\--------/ \-----------------------/\------/
Рис. 1. Формирование профиля должности
Формирование профилей компетенций в зависимости от должностей организаций является очень трудоемким делом.
Разработаем систему профилей компетенций для инженерно-технического персонала одной из строительных фирм на территории Республики Мордовия.
В настоящее время в связи со строительством индивидуальных зданий и сооружений, отличающихся особой оригинальностью проектных решений и особой сложностью выполняемых строительных работ, происходят определенные изменения в трудовой мотивации как руководящего состава организации, так и отдельных сотрудников. В связи с этим можно ввести следующие дополнительные профессиональные компетенции для руководящего состава:
- ответственность за результат (способность и готовность самостоятельно принимать решение и брать на себя обязательства за возникающие последствия этого решения);
- проектирование (умение выстраивать различные варианты пути достижения стратегической цели, видение этапов разворачивания процесса, их возможную многообразность);
- экспертное лидерство (умение вести сотрудников за собой в решении профессиональных вопросов за счет экспертного знания и готовности актуализировать в участниках творческие способности).
Что касается категории персонала, относящихся к инженерно-техническим работникам, то к их дополнительным профессиональным компетенциям можно отнести следующие:
- ориентация на профессиональное развитие (стремление к постоянному повышению своего профессионального уровня и самосовершенствованию);
- проявление инновационного подхода в работе (демонстрирует навыки инновационных подходов, связанных с профессиональной деятельностью).
Разработаем профили компетенций для ряда должностей строительной организации (табл. 1).
Таблица 1
Профили компетенций инженерно-технического состава строительной организации (в баллах)
N п/п | Компетенции | Должность | ||
начальник отдела | начальник участка, прораб | мастер | ||
1 | Уровень образования | 2(1,5) | 2 | 2 |
2 | Опыт работы | 2(1,5) | 2,5 | 2 |
3 | Готовность взять на себя ответственность за принимаемые решения | 2(1,5) | 2,5 | 2,5 |
4 | Самоорганизация | 3,0(2,0) | 3,0 | 2 |
5 | Исполнительность и инициативность | 2(1,5) | 3 | 2,5 |
6 | Ориентация на результат | 3(1,5) | 3 | 2,5 |
7 | Владение методами осуществления инновационных идей, организации производства и эффективного руководства работой людей | 2(1) | 2 | 2,5 |
8 | Гибкость мышления | 2,0(1,5) | 2,5 | 2 |
9 | Умение аргументировать, убеждать | 3(3,0) | 3 | 2,5 |
10 | Нестандартность мышления | 3(2,5) | 3 | 3 |
11 | Способность понимать людей, их проблемы | 3(3,0) | 3 | 3 |
12 | Способность, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях | 3(2,5) | 3 | 2,5 |
13 | Стратегичность мышления | 2,5(2,0) | 2,5 | 2,5 |
14 | Способность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности | 3(2,5) | 3 | 2,5 |
15 | Проявление инновационного подхода в работе | 2,5(2,5) | 2,5 | 2 |
16 | Ориентация на профессиональное развитие | 3(2,5) | 3 | 2,5 |
Усредненное значение | 2,56(2,03) | 2,72 | 2,41 | |
Примечание: профиль должности (идеальный профиль) - значение без скобок; профиль сотрудника (реальный профиль) - значение в скобках. |
Разработаем профили компетенций для сотрудников строительных фирм, занимающих такие должности, как "инженер", "специалист", "техник" (табл. 2).
Таблица 2
Профили компетенций должностей сотрудников строительных организаций (в баллах)
Профили | Инженер | Специалист | Техник |
Уровень образования | 2,5 | 2,5 | 2,0 |
Гибкость и системность мышления | 3 | 3 | 2,5 |
Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества | 3 | 3 | 2,5 |
Ориентация на результат | 3 | 3 | 2,7 |
Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации | 2,5 | 2,5 | 2,0 |
Уверенность в себе | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
Коммуникативные навыки | 2,0 | 2,0 | 1,8 |
Перспективное видение | 2,5 | 2,5 | 2,0 |
Самоорганизация | 2 | 2 | 1,8 |
Ответственность | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях | 2,5 | 2,3 | 2,2 |
Исполнительность | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
Способность к принятию решений | 2,0 | 2,0 | 1,8 |
Ориентация на профессиональное развитие | 3,0 | 3,0 | 2,5 |
Появление инновационного подхода в работе | 2,5 | 2,5 | 2,2 |
Усредненное значение | 2,5 | 2,49 | 2,2 |
Профиль компетенций можно представить также в виде диаграммы, которая позволяет наглядно продемонстрировать необходимый, или идеальный, уровень развития компетенций, то есть профиль должности. Профиль должности мы принимаем за идеальный профиль, профиль сотрудника - за реальный профиль.
После оценки имеющегося у работника уровня компетенций диаграммы сравнивают, в результате чего становятся очевидными расхождения между требуемым (идеальным) и реальным уровнями компетенций (рис. 2). Это становится областью обучения и развития сотрудника. На основании этого рассогласования и определяется соответствующая программа подготовки.
Что касается должностей руководителей, то, прежде чем сформировать перечень профилей компетенций для них, присвоим каждой должности определенную ступень, соответствующую месту, которую она занимает в организационной структуре предприятия (табл. 3):
- высшая ступень - генеральный директор, директор;
- первая ступень - главный инженер, заместители;
- вторая ступень - главный механик, главный энергетик и т.п.
Таблица 3
Профили компетенций должностей руководителей строительного предприятия (в баллах)
Профили | Должность | ||
высшая ступень | первая ступень | вторая ступень | |
Способность к руководству | 1,5 | 1,4 | 1,3 |
Системность мышления | 2,0 | 1,8 | 1,6 |
Креативность, самоконтроль | 2,0 | 1,9 | 1,8 |
Образованность | 3,0 | 2,7 | 2,5 |
Принципиальность | 3,0 | 2,8 | 2,6 |
Способность поддерживать контакты, способность понимать людей, их проблемы | 2,0 | 1,8 | 1,6 |
Гибкость мышления | 1,5 | 1,3 | 1,2 |
Ориентация на результат | 2,5 | 2,3 | 2,2 |
Организационное лидерство | 3,0 | 2,7 | 2,5 |
Эмоциональное лидерство | 2,0 | 1,8 | 1,6 |
Основы ведения деловых переговоров | 3,0 | 2,5 | 2,2 |
Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность | 3,0 | 2,5 | 2,2 |
Эрудированность | 2,5 | 2,3 | 2,1 |
Инициативность, высокая энергетика, способность к мотивации людей | 2,8 | 2,6 | 2,4 |
Принятие решений | 3,5 | 3,3 | 3,0 |
Ответственность за результат | 2,0 | 1,8 | 1,6 |
Владение методами осуществления инновационных идей, организации производства и эффективного руководства работой людей | 4,0 | 3,5 | 3,0 |
Проектирование | 3,5 | 3,2 | 3,0 |
Экспертное лидерство | 3,0 | 2,8 | 2,5 |
Профиль компетенций означает не просто перечень компетенций, но и необходимый уровень развития каждой из них. При оценке результативности сотрудника можно выделить три уровня компетенций:
- I уровень - ниже профиля должности;
- II уровень - соответствует профилю должности;
- III уровень - выше профиля должности.
В случае соответствия уровня компетенций работника требуемому профилю компетенций должности сотруднику устанавливается максимальный оклад по данной должности. Это можно регулировать присвоением более высокой категории либо различными надбавками (табл. 4).
Таблица 4
Дифференцированный подход к оценке персонала по компетенциям
Уровни компенсаций работника | ||||
Ниже уровня должности | Соответствует профилю должности | Выше профиля должности | ||
Низкая | Проблемный сотрудник | Оставить на том же рабочем месте | - | |
Результативность | Средняя | Оставить на том же рабочем месте, обучать требуемым компетенциям | Перемещать горизонтально | Обеспечить бонус, высокий размер премии |
Высокая | Оставить на том же рабочем месте, обучать требуемым компетенциям, обеспечить бонус | Обеспечить бонус, высокий размер премии | Обеспечить бонус, высокий размер премии, карьерный рост, индивидуальный подход |
Если же уровень компетенций превосходит требования должности, то кандидат еще и зачисляется в кадровый резерв. Соответственно при низком уровне компетенций работника постоянная часть заработной платы будет ниже. Кроме того, можно взвешенно принимать решения по кадровым перестановкам, рассматривать варианты обучения сотрудников.
Основные этапы оценки и развития основных компетенций специалиста можно представить следующим образом (рис. 3).
/---------------\ /--------------------\ /---------------\ /---------------------\ /---------------\
| Построение | | Формирование | | Анализ | | Формирование | | Повторное |
| модели | | программы оценки и | | результатов | | программы развития | | проведение |
|компетенций для| | проведение | | оценки | | компетенций и | | оценки |
| конкретной | | соответствующих | | (определение | | проведение | | компетенций |
| должности | | мероприятий | | "разрывов" | | соответствующих | | (оценка |
| (определение ||(программа включает || между || мероприятий || эффективности |
| перечня | | оценку достижения | | нормативным и | | (программа включает | | проведенных |
| основных | | целей в рамках | | реальным | |проведение семинаров,| |мероприятий по |
| компетенций, | | проектов для | | значением | | тренингов, | | развитию |
| формирование | |сотрудника в течение| | степени | |перемещения в рамках | | компетенций) |
| профилей | |планируемого периода| | выраженности | | службы управления | | |
| компетенций) | | времени) | | компетенций) | | персоналом и т.д.) | | |
\---------------/ \--------------------/ \---------------/ \---------------------/ \---------------/
Рис. 3. Последовательность этапов оценки и развития основных компетенций специалиста
Необходимо, чтобы сотрудники осознавали важность и были достаточно мотивированы развивать свои компетенции до необходимого уровня, во многом это определяется кадровой политикой организации и сложившейся корпоративной культурой. Например, вопросы повышения в должности должны решаться не только по положительным результатам деятельности за определенный период, но и по результатам прохождения оценочных мероприятий и последующих обучающих программ. Сотрудник должен осознавать, что для занятия более высокой позиции ему необходимо совершенствовать и развивать необходимые компетенции.
Эти проблемы могут быть решены при использовании различного рода механизмов. Нами рассматривается группа механизмов, позволяющая сблизить интерес работников и работодателей, которая основана на построении оплаты труда, обеспечивающий размер вознаграждения персонала в зависимости от профессионализма, квалификации, уровня развития требуемых для выполнения конкретной работы компетенций.
Каждая организация имеет определенное количество внутренних и внешних функций, которые необходимы для ее существования, осуществления ее целей и задач и взаимодействия с внешней средой.
Функциональная структура организации закрепляет выполнение тех или иных функций за определенной должностью. Эта структура включает в себя систему функционального взаимодействия работников и определяет требования к ним в зависимости от выполняемых задач.
Компетенции обычно регулируются с помощью очерченного круга полномочий и легальной деятельности носителя компетенции. Возможно, это следует из уставных документов корпоративных правил, частично из законных и подзаконных актов, декларативных целей того или иного предприятия, из Квалификационного справочника или должностных инструкций, регламентов, приказов и т.д.
Когда в организации сложились ясные представления о функциональных обязанностях, квалификационных требованиях и необходимых компетенциях сотрудников на различных должностях (от первого лица сверху вниз), становятся возможными эффективный отбор новых и оценка действующих сотрудников.
Оценка по компетенциям позволяет сделать заключение о степени пригодности сотрудника к конкретной работе, карьерных перспективах, потребности в обучении и развитии.
Для оценки наиболее активно используется метод "360 градусов" - оценка сотрудника людьми, которые работают, регулярно взаимодействуют на разных уровнях и общаются с оцениваемым.
Модель компетенций позволяет решить проблему несоответствия прогресса в финансовой сфере и отсталости технологий работы с персоналом. Преимущества ее использования в системе управления персоналом выглядят следующим образом:
1. В сфере привлечения и отбора персонала:
- наличие четких критериев отбора (компетенций) и возможность точной оценки по этим критериям (с помощью поведенческих индикаторов) существенно снижают субъективность оценки кандидатов ответственными лицами;
- оценка всех кандидатов по единой модели компетенций позволяет проводить адекватное сравнение кандидатов друг с другом на основе степени выраженности конкретных компетенций;
- есть возможность объективного сравнения внутренних и внешних кандидатов на вакантные позиции.
2. В сфере адаптации персонала:
на основе оценки нового сотрудника по модели компетенций его должности можно определить развитость ключевых (то есть необходимых для всех сотрудников компании) компетенций и при необходимости провести дополнительное обучение/тренинги. Конечно, в идеальном случае новый сотрудник должен сразу полностью соответствовать модели компетенций, однако на практике найти идеального кандидата практически невозможно.
3. В сфере оценки и развития персонала:
- возможность проводить четкую и объективную оценку соответствия сотрудника занимаемой должности на основе модели компетенций данной должности;
- возможность построения эффективной системы дополнительного обучения сотрудников на основе анализа разницы между желаемой и реальной выраженностью той или иной компетенции у конкретного сотрудника;
- возможность выстраивать планы карьерного роста сотрудников на основе их оценки по моделям компетенций более высоких должностей.
4. В сфере трудовой мотивации персонала:
- возможность ранжирования (грейдирования) должностей по уровням компенсации на основе оценки важности для компании тех или иных компетенций.
Возможности использования модели компетенций в системе мотивации и стимулирования очень велики. Так, еще один из родоначальников компетентностного подхода Р. Боятцис подчеркивал, что в компетенцию могут входить мотивы, особенности, навыки, видение себя и социальная роль, а также знания, которые, согласно Боятцису, образуют иерархию. Каждая из них может существовать отдельно на разных уровнях: мотивы и особенности могут находиться на бессознательном уровне, видение себя и социальная роль на уровне сознания, навыки - на поведенческом, а умения оказывают глубокое влияние на все другие составляющие [11]. То есть мотивы сотрудников, лежащие в основе их трудового поведения, составляют основу для формирования и проявления компетенций работника. Встроив систему оценки компетенций сотрудников в систему стимулирования, мы сможем получить адекватный механизм вознаграждения персонала с наиболее выраженными важными для строительной организации компетенциями.
Таким образом, разработка и внедрение системы оценки и оплаты по компетенциям персонала - конкретные инструменты согласования экономических интересов работников и работодателей. Поскольку не только улучшаются общие финансово-экономические показатели деятельности компании и возрастает ее прибыль, но и становится возможным активный профессиональный рост перспективных сотрудников, развитие потенциала, рост вознаграждения, что в конечном итоге повышает конкурентоспособность как организации, так и конкретного сотрудника в условиях рыночной среды.
Вознаграждение за труд на уровне организации как форма признания достижений персонала в целях возмещения его трудовых усилий в соответствии с законодательством оказывает воздействие на поведение работников и эффективность их деятельности через результаты труда или навыки, которые повышают уровень их признания и увеличивают уровень заработной платы.
Проведение регулярной оценки персонала по значимым для организации параметрам позволяет определить зоны развития персонала, выбрать методы обучения, а главное - сформировать мотивацию к развитию компетенций, необходимых организации в данный момент и в будущем. Но результативным может быть развитие лишь тех компетенций персонала, в области которых у него есть потенциал.
Текущая оценка персонала рассматривается как процесс определения эффективности его деятельности в ходе реализации задач организации, что позволяет получить информацию для принятия управленческих решений в области вознаграждения персонала. Прямым результатом оценивания персонала является получение информации в той форме, в какой ее хочет видеть руководитель, а косвенный результат проявляется как импульс к профессиональному развитию всего персонала организации.
Компетентностный подход может использоваться как для проектирования и корректировки постоянной части (базового оклада и т.п.), так и для пересмотра переменной части системы общего вознаграждения персонала.
Итак, общее вознаграждение работников формируется под воздействием, с одной стороны, системы мотивации и оплаты труда, а с другой - системы оценки персонала организации. Под влиянием обратной связи удовлетворенность персонала от общего вознаграждения может воздействовать не только на саму стратегию вознаграждения организации, но и на ключевые компетенции, так как неэффективная система вознаграждения слабо мотивирует наиболее ценных работников, не позволяя организации сформировать весомые конкурентные преимущества на рынке. А это, в свою очередь, может изменить стратегические цели организации и в критическом случае ее миссию.
Использование модели компетенций в управлении персоналом дает значительные преимущества не только компании (выработка стандартов качества выполняемых работ, основания для формирования резерва и планирования карьеры и т.д.), но и, что очень важно, самим сотрудникам организации. У работающего в компании персонала есть возможность получить обратную связь, узнать о своих сильных и слабых сторонах, карьерных перспективах. Более того, становится понятным, какие качества необходимы для работы на конкретной должности, а также какие требования по данной должности предъявляются. Разработка и внедрение модели компетенций не только повышает результативность каждого работника, но и делает возможным активный профессиональный рост для перспективных сотрудников, способствует раскрытию их потенциала.
Опыт разработки моделей компетенций свидетельствует о том, что необходимо проводить предварительное тестирование модели на пробной оценке деятельности сотрудников какого-либо подразделения. Важный момент тестирования - получение обратной связи от всех участников пробного испытания. Эти сведения также позволят внести необходимые корректировки в модель.
Необходимо, чтобы сотрудники осознавали важность и были достаточно мотивированы развивать свои компетенции до необходимого уровня, во многом это определяется кадровой политикой организации и сложившейся корпоративной культурой. Например, вопросы повышения в должности должны решаться не только по положительным результатам деятельности за определенный период, но и по результатам прохождения оценочных мероприятий и последующих обучающих программ. Сотрудник должен осознавать, что для занятия более высокой позиции ему необходимо совершенствовать и развивать необходимые компетенции.
Применение метода оценки персонала с учетом компетенций при соответствующем информационном и нормативно-правовом обеспечении в управлении системой вознаграждения персонала позволяет организации реализовать принципы объективности и понятности всем работникам. Компетентностный подход запускает процессы изменений на всех уровнях: люди, группы и организация в целом получают возможность оценить и использовать собственный потенциал, развиваться, разрабатывать новые управленческие технологии, осваивать новые интеллектуальные, коммуникационные и другие ресурсы.
Библиографический список
1. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия и расходов на оплату труда: Уч. пос. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 272 с.
2. Волгин Н.А., Волгина О.Н. Оплата труда: японский опыт и российская практика: Уч. пос.; 2-е изд. - М.: Дашков и К°, 2006. - 508 с.
3. Заработная плата в России (Эволюция и дифференциация) / Под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. - 2-е изд. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2008.
4. Козырев В.А., Палкин С.В., Корсаков В.В. - М.: ГОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2008. - 250 с.
5. Ксенофонтова Е. Это модное слово: "компетенции". Что нужно, чтобы оно не было пустым звуком? // Управление персоналом. - 2007. - N 12.
6. Миллс Р. Компетенции: карманный справочник: Пер. с англ. - М.: HIPPO, 2004, 128 с.
7. Оплата труда в России и современном мире: проблемы, действия. Коллективная монография / Под общ. ред. В.И. Плакси, Р. Крумма, Н.А. Волгина. - М.: Полиграф сервис, 2009. - 242 с.
8. Спивак В.А. Управление персоналом для менеджеров: Учеб. пособие. - М.: ЭКСМО, 2007. - 624 с.
9. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. - М.:Н1РРО, 2008. - 228 с.
10. White, R.W. Motivation Reconsidered: The Concert of Competence/Psychological Review/1959/. - N 66. - Р. 360.
11. Boyatzis, R. Richard E. The competent manager: a model for effective performance, John Wiley and Sons. 1982.
С. Савина,
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления в строительстве
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева
Словарь управления персоналом
Профессиональная компетенция - интегрированная характеристика деловых и личностных качеств работника, отражающая уровень специализированных знаний, умений и опыта, достаточных для достижения цели, а также его творческий потенциал, дающий возможность ставить и решать необходимые задачи.
Корпоративная компетенция - компетенция персонала на уровне, необходимом организации для реализации ее основных целей: экономических, научно-технических, производственно-коммерческих и социальных.
Модель компетенций - полный набор компетенций и индикаторов поведения, необходимых для успешного выполнения сотрудниками их функций.
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 3, март 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107