Чем пахнут отмытые деньги.
Виктор Зубков закрывает "прачечные"
По данным Центрального банка России и Росфинмониторинга, только через рынок ценных бумаг на счета офшорных компаний в зарубежных банках за последние три года было выведено из России около $7,5 млрд. Контролеры признаются: отмывают у нас чаще всего бюджетные деньги, выделенные государственным компаниям и корпорациям и украденные в ходе "освоения бюджета". Как утверждает глава Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) Юрий Чиханчин, пока делать это можно в России совершенно легально, не нарушая законов. Именно поэтому специалисты данного ведомства подготовили пакет серьезных поправок в законодательство, которые в ближайшее время будут представлены в правительство.
Антиотмывочные комиссары
Чаще всего бюджетные деньги уходят за рубеж из сферы ЖКХ, энергетики, строительства, оборонного комплекса. Госкомпании там буквально "увешаны"цепочками сросшихся с ними контор, через которые казенные деньги сначала плавно уходят в тень, а затем легализуются уже как частный капитал. Отмываются деньги обычно через банковские операции и фондовый рынок. Чаще всего в роли "прачечной" выступают мелкие и средние брокерские компании.
Росфинмониторинг предлагает серьезным образом ужесточить борьбу с легализацией преступных доходов. Предложенный ведомством Юрия Чиханчина подход предполагает, что наказанию должны подвергаться не только самые крупные преступления. К примеру, сумма, за отмывание которой можно будет угодить за решетку, должна быть снижена в десять раз по сравнению с нынешней, а тотальному контролю должны подлежать не только финансовые операции, проводимые через банки, но и все, кто имеет к ним какое-либо отношение.
Впервые о скором ужесточении законодательства стало известно на встрече Владимира Путина с первым заместителем председателя правительства Виктором Зубковым и руководителем Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрием Чиханчиным. На встрече обсуждались первые итоги работы недавно созданной межведомственной группы по пресечению незаконных финансовых операций и борьбе с коррупцией, а также предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в этой сфере. На сегодняшний момент основным источником информации об изменении законодательства в этой сфере является стенограмма данной встречи.
Владимир Путин поинтересовался, как работает межведомственная группа по пресечению незаконных финансовых операций и борьбе с коррупцией и какие усовершенствования необходимо внести в нормативно-правовую базу в данной области. Виктор Зубков ответил, что поставленная цель группы - улучшение координации работы всех правоохранительных органов - уже близка: "Сами правоохранительные органы отмечают, что стало работать легче, потому что мы собираемся в узком составе (только правоохранительные органы) и рассматриваем конкретные вопросы, связанные с крупными финансовыми потоками, которые мы считаем незаконными".
По данным вице-премьера, "только за последние несколько недель проведены проверки в пяти крупных банках, и в одном из них обнаружено большое количество документов, которые показывают, что этот банк занимался противоправной деятельностью. Более 500 печатей разных фирм (в основном это, конечно, однодневки), около 10 печатей гербовых - налоговых инспекций, печати суда города Москвы, еще много других документов, которые позволяют сделать вывод о том, что действительно эти учреждения занимались противоправной деятельностью. Заведены уголовные дела, проведены задержания.
Сейчас работа по установлению фигурантов этих дел ведется довольно активно. Проведены оперативно-розыскные мероприятия в 30 крупных компаниях и там также обнаружено очень много документов, подтверждающих противоправные действия".
Зубков добавил, что эта работа основана на соглашениях, заключенных с МВД, Федеральной налоговой службой, Следственным комитетом, и что теперь финансово-кредитные учреждения не смогут, как раньше, заниматься выводом денег за рубеж и крупными обналичиваниями.
"Чтобы не ставить банки в сложное положение..."
В свою очередь Юрий Чиханчин сообщил о готовящихся поправках в законодательство. В первую очередь они касаются Федерального закона N 115 о борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем. В рамках этих поправок банкам в соответствии с международными стандартами будет предоставлена возможность приостанавливать любые сомнительные, на их взгляд, операции и отказываться от их проведения операции. "Для того чтобы не было злоупотреблений и чтобы не ставить в сложное положение банки в работе с клиентами, мы предлагаем провести приостановку операции до 30 дней, для того чтобы можно было разобраться совместно с правоохранительными органами, что за этой операцией стоит", - пояснил глава Росфинмониторинга.
Кроме того, по словам Чиханчина, его ведомство совместно с налоговой службой и правоохранительными органами подготовило изменения в Уголовный кодекс, связанные с возможной уголовной ответственностью юридических лиц, "чтобы была возможность налоговым органам в уголовном процессе приостановить деятельность той или иной юридической компании, когда мы не можем найти истинного владельца этой компании".
Также "по требованию международного сообщества" рассматривается вопрос по изменению пороговой суммы статьи 174 УК РФ, связанной с отмыванием. "Порог у нас на сегодняшний день 6 млн. Мера ответственности, безусловно, не должна быть очень высокой. Может быть штраф, но пороговая сумма должна быть изменена", - пояснил Чиханчин.
Вносятся поправки и в закон о банках и банковской деятельности. В частности, рассматривается вопрос о предоставлении права правоохранительным органам в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по решению суда получить доступ к банковской тайне и иметь возможность наблюдать движения средств по счетам. Кроме того, рассматривается ряд изменений в Налоговый кодекс, которые ужесточают систему проникновения на финансовый рынок фирм-однодневок.
Но и этим готовящиеся изменения не исчерпываются. В настоящее время ведется большая работа Росфинмониторинга совместно с Федеральной миграционной службой по составлению так называемого реестра утраченных паспортов.
Первый пакет законов должен был быть подготовлен до 30 марта, чтобы в начале апреля готовые поправки были внесены в правительство.
Избыточное регулирование
Контроль за сомнительными сделками, имеющими признаки отмывания преступных доходов, должна вести межведомственная рабочая группа по пресечению незаконных финансовых операций под председательством первого вице-премьера Виктора Зубкова. Так, глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин прокомментировал инициативу Росфинмониторинга по расширению круга контролируемых сделок и ужесточению ответственности за отмывание средств.
В настоящее время подобный контроль ведет Росфинмониторинг, но, если инициативы ведомства будут одобрены, количество подлежащих контролю сделок резко вырастет. "Важно, кто этим будет заниматься, какая федеральная структура. Росфинмониторинг сам не справится", - считает глава СП.
По словам Степашина, межведомственная группа под председательством Зубкова хоть и не является федеральной структурой, но представляет собой эффективный механизм, так как в нее включены "ФСБ, МВД, Росфинмониторинг и другие силовые структуры". По его мнению, такая система должна поработать некоторое время в нынешнем виде, "а дальше посмотрим. Потому что те потери, которые связаны с уходом капитала и с отмыванием денег, подчас равны самому консолидированному бюджету".
Ужесточение контроля и уголовной ответственности в области борьбы с легализацией преступных доходов приведет к прямо противоположному эффекту и повлечет рост коррупции, считает вице-президент "Деловой России" Александр Осипов. "Мы уже более 10 лет идем по этому пути, это не привело ни к снижению их количества, ни к уменьшению стоимости (операций по легализации - ред.) на черном рынке - только к тому, что все более и более высокие и широкие круги правоохранителей, представителей банковской сферы, регуляторов втягиваются, вовлекаются в эту деятельность", - заявил он в интервью агентству "Прайм". - "Она становится возможной каждый раз со все большим покровительством ответственных лиц".
Осипов убежден, что регулирование и повышение контроля в нашей экономике, которая и так отличается плохим деловым климатом, избыточным регулированием, количеством контрольных функций, - это плохо. Развивающийся рыночный бизнес стремится капитализироваться и показывать высокую доходность, чтобы привлекать и акционерный, и заемный капитал, демонстрировать свою эффективность. Интерес частного бизнеса прямо противоположен мотивам преступников, которые, по мнению Осипова, "вытаскивают деньги из федерального бюджета или из закупочных бюджетов монополий". Именно поэтому борьба с отмыванием и коррупцией не должна проводиться в направлении повышения контроля за бизнесом. "Борьба должна быть не таким способом, а совершенствованием государственных закупок, чтобы исключить возможность для этого и желание отмыть эти деньги, упаковать их и отправить за рубеж", - считает эксперт.
Говоря о повышении и расширении уголовной ответственности, предусмотренной проектом, Осипов указал на возможную коррупционную составляющую нового проекта: "С точки зрения уголовного наказания и криминализации этих видов деятельности - это свободное трактование людей в погонах".
Грустная статистика
Согласно последнему официальному отчету о деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу за 2010 год (более свежие данные отсутствуют в открытом доступе), за год от кредитных и некредитных организаций получено более 7,2 млн. сообщений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в том числе свыше 2,7 млн. сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Кредитные организации являются основным поставщиком информации в Росфинмониторинг - на них приходится более 90% поступающих сообщений. Общее число материалов, переданных Росфинмониторингом в правоохранительные органы в 2010 году, составило свыше 22 тысяч, что превышает аналогичный показатель предыдущего года. При этом выросло количество материалов с содержательной информацией, направленных в правоохранительные органы.
С участием и по материалам Росфинмониторинга возбуждено порядка 2,5 тысячи уголовных дел (в 2009 году - около 2,2 тысячи), из них более 400 дел по статьям 174 и 174.1 УК РФ. На рассмотрение судов передано порядка 640 уголовных дел (почти на 45% больше, чем в 2009 году), при расследовании которых использовалась информация и материалы этого ведомства, из них около 240 квалифицированы по статьям 174 и 174.1 УК РФ (почти на 30% больше, чем в 2009 году).
В течение 2010 года судами постановлено почти 150 обвинительных приговоров по делам данной категории, в том числе свыше 60 - по статьям 174 и 174.1 УК РФ. Осуждены по указанным статьям более 120 обвиняемых. Сумма легализованного дохода, установленного приговорами судов составила 2,4 млрд. руб.
Сейчас финансовыми операциями крупного размера в соответствующих статьях УК РФ признаются операции на сумму, превышающую 6 млн. руб. За них полагается не только штраф в размере от 300 тыс. руб., но и лишение свободы до четырех лет. По некоторым данным, поправками, разработанными Росфинмониторингом, порог в 6 млн. руб. снижается в 10 раз - до 600 тыс. руб. За них предлагается ввести такие санкции, как штраф до 200 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до двух лет.
При этом операции на сумму свыше 6 млн. руб. предлагается считать преступлением, совершенным в особо крупном размере.
Как в Европе
На первый взгляд, идеи по изменению законодательства выглядят слишком сурово. Но на самом деле эти инициативы лишь приводят российское законодательство к международным стандартам.
Взять, к примеру, Великобританию и ее столицу Лондон - крупнейший финансовый центр. Здесь под контроль правоохранительных органов попадают все торговые сделки, сумма наличных денежных средств в которых равна или превышает 15 тыс. евро. При таких сделках обязательна процедура идентификации ее участников. Закон The Proceeds of Crime Act 2002 обязывает все предприятия информировать правоохранительные органы о своей потенциальной вовлеченности в сомнительные операции. За отмывание средств фигурантам грозит уголовная ответственность, связанная с лишением свободы и не зависящая от легализуемой суммы.
Аналогичные требования действуют по всему Евросоюзу. Так что российское законодательство даже в измененном виде останется более либеральным, чем европейское. Другое дело - правоприменительная практика и отношение бизнеса к отечественной правоохранительной системе.
Ужесточение контроля и наказаний совершенно очевидно приведет к росту числа наказаний и увеличению потока информации, которая будет поступать в правоохранительные органы. Чтобы обработать этот возросший массив данных, придется либо существенно увеличивать персонал, либо создавать автоматизированную систему по обработке данных и информации о финансовых потоках, работающую на принципах искусственного интеллекта. На то и на другое потребуются значительные средства.
Так что предприниматели и банкиры вряд ли в самое ближайшее время ощутят все эти законодательные изменения, даже если представить, что они будут приняты в кратчайшие сроки. Как минимум потому, что в нашей стране до сих пор сохраняется ручной режим управления.
Хотя в отдельных случаях он оказывается довольно эффективным. В начале марта на встрече с Владимиром Путиным вице-премьер Игорь Сечин отрапортовал о проверке деклараций руководящего состава госкомпаний. Проверялись электроэнергетические, нефтегазовые компании, а также организации, работающие в отрасли транспорта, связи и банковской сферы. Было поручено обеспечить предоставление справок о доходах, раскрытие информации о цепочке собственников, контрагентов по действующим договорам. Например, у двух проверенных компании сумма текущих договоров, заключенных с офшорными компаниями, составляет порядка 522 млрд. руб. В настоящее время под общее количество таких контрагентов подпадает порядка 9,8 тыс. компаний.
Сечин добавил, что вся эта работа уже дала определенный позитивный результат, и исполнение поручения уже привело к тому, что отмечены случаи выхода должностных лиц из состава участников коммерческих обществ. В некоторых случаях компании даже без рекомендации органов власти приняли необходимые кадровые решения. Проверки проводились параллельно отраслевыми министерствами и контрольно-надзорными органами совместно с Федеральной налоговой службой и Росфинмониторингом. Предварительный анализ этих проверок выявил более 200 случаев сокрытия должностными лицами компаний сведений об участии в коммерческих организациях. И это еще не окончательные данные.
На той же встрече Игорь Сечин обратился к Владимиру Путину с рядом предложений, направленных на внесение изменений в конкретные нормативные правовые акты, предусматривающие проведение работы по обеспечению прозрачности деятельности госкомпаний. Эти предложения основаны на опыте, применяемом в крупнейших экономиках мира - Соединенных Штатах, Финляндии, Франции, Великобритании.
Кроме того, Сечин предложил дать поручение Минфину и Банку России проработать вопрос об усилении контрольно-надзорной функции в банковской сфере, потому что, по его мнению, "банковский сектор должен быть активным участником этой работы, без объективной информации по этой линии очень тяжело сопоставлять сведения, подаваемые компаниями".
И вот теперь на встрече Владимира Путина с Виктором Зубковым и Юрием Чиханчиным некоторые элементы по изменению законодательства были озвучены.
А. Земцов
"Финансовая газета", N 14, апрель 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.