Возврат налога.
Телекоммуникационный канал связи закрыт
Насколько реально вернуть или зачесть налог не на основании заявления в письменной форме, а в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, направленного по телекоммуникационным каналам связи?
Законодатель стремится к тому, чтобы перевести общение налогоплательщиков и налоговых инспекторов в электронную форму. В частности, в НК РФ уже вносились изменения*(1), позволившие налогоплательщикам и чиновникам общаться посредством направления электронных сообщений. По сути законодатель уравнял письменные заявления и заявления, переданные в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, если последние заверены электронной цифровой подписью лица, представившего их (его представителя).
В отношении возможности возврата (зачета) налога путем подачи "электронного" заявления необходимо проанализировать п. 4 ст. 78 и п. 2 ст. 79 НК РФ. В данных нормах говорится именно о "письменном", а не об "электронном" заявлении налогоплательщика.
С 8 апреля 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 6.04.11 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ), который распространяется на оказание государственных услуг и исполнение государственных функций В п. 2 ст. 6 Закона N 63-ФЗ перечислены условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью. "Электронный" (подписанный простой или неквалифицированной электронной подписью) и "бумажный" документ равнозначны в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
Таким образом, возможность подачи в том или ином случае "электронного" заявления должна быть прямо предусмотрена НК РФ.
Вопросом "электронного" возврата налога чиновники уже занимались. В письме ФНС России от 18.05.10 г. N ШС-37-8/1815@ утверждалось, что заявления на зачет (возврат) налогоплательщик может предоставить по телекоммуникационным каналам связи. При этом делались ссылки на ст. 78 НК РФ, согласно которой сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. В налоговой службе пришли к выводу о том, что НК РФ не определен способ представления заявления налогоплательщика на возврат суммы излишне уплаченного налога. Поэтому заявление о зачете (возврате) налога налогоплательщик может подать по телекоммуникационным каналам связи. Таким образом, "электронное" заявление на зачет (возврат) налога было приравнено к письменному заявлению с собственноручной подписью.
В указанном письме ФНС России указывалось, что исходя из действовавшего в тот момент п. 3 ст. 11 Федерального закона от 27.07.06 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, если законодательно не установлено требование о составлении документа на бумажном носителе*(2). Чиновники также ссылались на п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.02 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"*(3), согласно которой электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий. А именно, сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, действует на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания, подтверждена подлинность электронной цифровой подписи, и электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
Однако радость налогоплательщиков продолжалась всего два месяца, поскольку ФНС России без объяснения причин отменила письмо N ШC-37-8/1815@ (письмом от 8.07.10 г. N ШС-37-8/6177@ "О письме ФНС России от 18.05.10 г. N ШC-37-8/1815@").
Минфин России в письме от 11.02.11 г. N 03-02-07/1-46 запретил подавать заявление на зачет (возврат) налога в электронном виде. Такое заявление должно быть написано на бумаге. Разъяснения Минфина России основываются также на пп. 4 и 6 ст. 78 НК РФ, согласно которым зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Минфин России делает вывод о том, что ст. 78 НК РФ не предусмотрено представление налогоплательщиком в налоговый орган такого заявления по телекоммуникационным каналам связи.
Итак, вернуть (зачесть) налог можно, только обратившись в налоговый орган с заявлением, написанным на бумаге, в связи с отменой с 19 апреля 2011 г. положений о равнозначности "письменного" и "электронного" заявлений. При этом не совсем понятно, почему документы, на основании которых уплачивается налог (налоговая декларация, налоговое уведомление, требование об уплате налога), может быть направлен посредством телекоммуникации (п. 1 ст. 80, п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 НК РФ в ред. Закона N 229-ФЗ), а заявление на возврат налога - нет.
Остается надеяться, что порядок направления заявления на возврат налога посредством телекоммуникационных каналов связи все же будет утвержден Минфином России. Напомним, что это ведомство вправе утверждать формы и форматы документов, используемых налоговыми органами, и порядок представления таких документов в электронном виде (п. 4 ст. 31 НК РФ). Ведь уточненную налоговую декларацию, на основании которой налогоплательщик просит вернуть или зачесть налог, можно подать в налоговый орган в электронном виде. Почему бы не дать налогоплательщику возможность приложить к ней и электронное заявление о зачете (возврате) налога?
М. Щербакова,
налоговый консультант
"Финансовая газета", N 14, апрель 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральным законом от 27.07.10 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ).
*(2) Данная норма утратила силу с 19.04.11 г. согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 6.04.11 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электронной подписи".
*(3) С 1.07.12 г. данная норма утратит силу на основании п. 2 ст. 20 Закона N 63-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.