Комментарий к постановлению Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.01.2012 N А33-7364/2011
В Постановлении ФАС ВСО от 27.01.2012 N А33-7364/2011 рассмотрен спор между Росфиннадзором и Россельхознадзором о том, что последний неправомерно произвел компенсацию расходов на проезд к месту использования отпуска и обратно гражданскому служащему, проживающему и работающему в Красноярске, так как данный район не отнесен к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Согласно ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг. Право на компенсацию этих расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
К сведению. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях утвержден Постановлением Совета министров СССР от 10.11.1967 N 1029.
Кроме этого, организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно неработающим членам семьи работника (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска. При этом оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членам их семей устанавливается Правительством РФ. В настоящее время Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455.
Обратите внимание! Компенсационные выплаты, предусмотренные ст. 325 ТК РФ, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. При этом размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления.
В статье 325 ТК РФ четко прописано, что компенсация расходов на проезд к месту отдыха и обратно положена только лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. На основании данной нормы Росфиннадзор сделал вывод, что положения ст. 325 ТК РФ не подлежат применению в отношении государственных служащих Россельхознадзора, проживающих в Красноярске.
Однако ФАС не согласился доводами Росфиннадзора. Согласно ст. 70 БК РФ*(1) обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. В связи с этим суд обратил внимание на положение ст. 313 ТК РФ, согласно которой государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются ТК РФ, а также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Одним из таких законов является Закон N 4520-1*(2). Положения ст. 33 этого закона аналогичны ст. 325 ТК РФ. Кроме этого, суд обратил внимание на Постановление ВС РФ от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях", в п. 3 которого сказано, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом N 4520-1, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но которые не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Суд также отметил, что на сегодняшний день на территории Красноярского края действуют нормативные акты, которыми установлены районный коэффициент и процентная надбавка, а именно:
- Постановление Совмина СССР от 15.10.1969 N 823 "О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен";
- Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 N 421/26 "О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения";
- Постановление Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края".
Таким образом, из приведенных норм законодательства следует, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом N 4520-1, распространяются на территорию Красноярского края и что компенсация расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно гражданским служащим управления Россельхознадзора, проживающим и работающим в Красноярске, осуществлялась учреждением правомерно. Кроме того, суд обратил внимание на то, что учреждение осуществляло выплаты по указанным платежам в соответствии с утвержденной сметой, нормами БК РФ. В связи с этим доводы Росфиннадзора о неправомерной выплате данных компенсаций несостоятельны.
Е.А. Соболева,
редактор журнала
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В редакции, действовавшей в спорный период.
*(2) Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"