Как формируется уставный фонд МУП?
В соответствии с нормами ст. 12 Закона N 161-ФЗ уставным фондом государственного или муниципального предприятия является минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку. Размер уставного фонда муниципального предприятия определяется в рублях и должен составлять не менее чем 1 000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия. На сегодняшний день Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ МРОТ установлен в сумме 100 руб. То есть уставный фонд муниципального предприятия не должен быть менее 100 000 руб. (100 руб. х 1 000).
К сведению. Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия.
Уставный фонд муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия (ст. 13 Закона N 161-ФЗ). Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме. Таким образом, муниципальное образование - район должно оформить передачу имущества - нефинансовых активов МУП не позднее трех месяцев с момента его регистрации.
Порядок определения состава имущества, закрепляемого за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливается уполномоченными органами местного самоуправления. Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления при его учреждении, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Для справки. Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление рыночной, кадастровой или иной стоимости объектов оценки.
Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента его передачи унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию (п. 2 ст. 11 Закона N 161-ФЗ).
Передача имущества оформляется следующими документами:
актом приема-передачи;
решением о создании МУП;
решением о передаче в уставный фонд МУП имущества;
отчетом об оценочной стоимости передаваемого имущества.
Статьями 14 и 15 Закона N 161-ФЗ определены случаи увеличения и уменьшения уставного фонда. Увеличение уставного фонда муниципального предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи МУП недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения. Увеличение уставного фонда МУП может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия. Решение об увеличении уставного фонда муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год. Одновременно с принятием этого решения собственник имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.
Обратите внимание! Размер уставного фонда муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия (п. 3 ст. 14 Закона N 161-ФЗ).
В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия будет обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном Законом N 161-ФЗ порядке (ст. 15 Закона N 161-ФЗ).
В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов МУП окажется меньше установленного Законом N 161-ФЗ на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации предприятия.
Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Для справки. Уставный фонд МУП не может быть уменьшен, если в результате его размер станет меньше определенного в соответствии с Законом N 161-ФЗ минимального размера уставного фонда.
Т.П. Кочнова,
заместитель главного бухгалтера Минобрнауки РФ
1 марта 2012 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 2, март-апрель 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"