Казенное учреждение является победителем конкурса. Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта. Может ли казенное учреждение быть освобождено от предоставления указанного обеспечения на основании п. 4 ст. 29 Закона о государственных закупках*(1)? Казенное учреждение создано по решению органа исполнительной власти путем изменения типа существующего бюджетного учреждения.
В целях защиты интересов заказчиков от действий недобросовестных исполнителей по государственным контрактам Законом о государственных закупках предусмотрен механизм обеспечения исполнения обязательств по государственным и муниципальным контрактам.
Обратите внимание! Согласно п. 15.2 ч. 4 ст. 22, п. 9 ч. 4 ст. 34, п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона о государственных закупках заказчик вправе, а в отдельных случаях обязан (если цена контракта превышает 50 000 000 руб. или контрактом предусмотрен аванс в размере более 30%) устанавливать требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с п. 4 ст. 29 Закона о государственных закупках в случае, если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном конкурсной документацией. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником конкурса самостоятельно.
Если победителем конкурса или участником конкурса, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставлять данное обеспечение не нужно.
01.01.2011 вступил в силу Федеральный закон N 83-ФЗ*(2), направленный на совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений, которые могут быть теперь бюджетными, казенными или автономными. Напомним, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 120 ГК РФ).
Начиная с указанной даты бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).
Казенным признается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ).
Таким образом, поскольку казенное и бюджетное учреждения являются абсолютно разными типами учреждений, казенное учреждение не может воспользоваться освобождением от предоставления обеспечения исполнения контракта на основании п. 4 ст. 29 Закона о государственных закупках. Заметим, что аналогичное правило действует в отношении автономных учреждений.
А.И. Бирюков,
к.э.н., профессор Государственного университета Минфина РФ,
заместитель начальника Управления внутреннего контроля (аудита) и
оценки эффективности деятельности Федерального казначейства
1 марта 2012 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 2, март-апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(2) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"