Идентификация отчетных сегментов
Информация по сегментам является важной составляющей бухгалтерской отчетности, на основании которой заинтересованные пользователи могут оценить отраслевую специфику деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности. Рассмотрим подходы к выделению отчетных сегментов в соответствии с ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам".
Положение по бухгалтерскому учету 12/2010 "Информация по сегментам" в большей степени регламентирует раскрытие информации в бухгалтерской отчетности, а не учетные правила. В связи с этим организация должна выработать собственные методические подходы к учету и формированию сегментных данных и закрепить их в своей учетной политике.
В первую очередь она должна идентифицировать отчетные сегменты. Основным принципом выделения сегментов является одновременное выполнение следующих условий:
- обособленная деятельность способна приносить экономические выгоды и предполагает соответствующие расходы;
- результаты обособленной деятельности систематически анализируются лицами, наделенными полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов;
- по обособленной деятельности могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации.
В зависимости от организации и управленческих стандартов используются следующие основания для выделения сегмента:
- производимая продукция (закупаемые товары, выполняемые работы, услуги);
- основные покупатели или заказчики;
- географические регионы;
- структурные подразделения.
Далее организация должна выделить из состава отчетные сегменты, информация по которым раскрывается отдельно в примечаниях к бухгалтерской отчетности.
Для обособления информации в отчетный сегмент должно выполняться хотя бы одно условие:
- выручка сегмента от продаж и операций с другими сегментами составляет не менее 10% общей суммы выручки всех сегментов;
- финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10% от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, имеющих прибыль, или суммарного убытка сегментов, имеющих убыток;
- активы сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.
На отчетные сегменты в бухгалтерской отчетности должно приходиться не менее 75% выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации. В противном случае необходимо выделить дополнительные отчетные сегменты.
Все сегменты должны быть раскрыты. Иными словами, сформирована требуемая информация, характеризующая сегмент в общей деятельности организации.
Если выручка, расходы, активы и обязательства относятся к двум и более отчетным сегментам, их надо распределить между этими сегментами.
Рассмотрим идентификацию отчетных сегментов в соответствии с ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам" на конкретном примере.
Пример
Организация занимается производством продуктов питания. Производства расположены в различных географических регионах. В учетной политике организация определила два вида сегментов: производственный и географический. Согласно учетной политике организации сегмент считается отчетным, если доля внешних продаж сегмента в общем объеме продаж сегмента составляет более 50%.
Выдержки из отчетности организации представлены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Данные по производимой продукции
тыс. руб. | ||||||
Показатели | Спиртные напитки, кроме пива | Пиво | Безалкогольные напитки | Молочные продукты | Соки | Всего |
Общая выручка | 2249 | 1244 | 4894 | 3815 | 7552 | 19 754 |
По внешним клиентам | 809 | 543 | 4029 | 3021 | 5211 | 13 613 |
По другим сегментам | 1440 | 701 | 865 | 794 | 2341 | 6141 |
Финансовые результаты сегмента | 631 | (131) | 714 | (401) | 1510 | 2323 |
Активы сегмента | 4977 | 3475 | 5253 | 1072 | 8258 | 23 035 |
Таблица 2
Данные по географическим районам нахождения активов организации
тыс. руб. | ||||||
Показатели | Европейская часть России | Сибирь | Дальний Восток | Итого по России | Украина | Всего |
Общая выручка | 7111 | 1371 | 3451 | 11 933 | 7821 | 19 754 |
По внешним клиентам | 6841 | 1000 | 2164 | 10 005 | 3608 | 13 613 |
По другим сегментам | 270 | 371 | 1287 | 1928 | 4213 | 6141 |
Финансовые результаты сегмента | 1536 | (478) | 494 | 1552 | 771 | 2323 |
Активы сегмента | 9231 | 5001 | 3667 | 17 899 | 5136 | 23 035 |
С целью принятия решения о том, является ли сегмент отчетным, организации необходимо:
во-первых, определить, составляет ли выручка от внешних клиентов большую часть продаж сегмента.
Нужно рассчитать долю внешних продаж сегмента в общем объеме продаж сегмента. Если она составляет более 50%, то сегмент может считаться отчетным (табл. 3, 4);
Таблица 3
Данные по производимой продукции
тыс. руб. | ||||||
Показатели | Спиртные напитки, кроме пива | Пиво | Безалкогольные напитки | Молочные продукты | Соки | Всего |
Общая выручка | 2249 | 1244 | 4894 | 3815 | 7552 | 19 754 |
По внешним клиентам | 809 | 543 | 4029 | 3021 | 5211 | 13 613 |
Доля в продажах, % | 36 | 44 | 82 | 79 | 69 | |
Может быть отчетным? | Нет | Нет | Да | Да | Да |
Таблица 4
Данные по географическим районам нахождения активов организации
тыс. руб. | ||||||
Показатели | Европейская часть России | Сибирь | Дальний Восток | Итого по России | Украина | Всего |
Общая выручка | 7111 | 1371 | 3451 | 11 933 | 7821 | 19 754 |
По внешним клиентам | 6841 | 1000 | 2164 | 10 005 | 3608 | 13 613 |
Доля в продажах, % | 96 | 73 | 63 | - | 46 | |
Может быть отчетным? | Да | Да | Да | - | Нет |
во-вторых, проверить, соответствуют ли показатели сегмента 10%-ному порогу в общем объеме выручки, активов и финансовых результатов.
Организации нужно рассчитать 10%-ный порог от общей:
1) выручки - 1 975 400 руб. (19 754 000 х 10%);
2) величины активов - 2 303 500 руб. (23 035 000 х 10%);
3) величины прибыли или убытка:
- по производственным сегментам:
а) величина прибыли - 2 855 000 руб. (631 000 + 714 000 + 1 510 000);
б) величина убытка - 532 000 руб. (131 000 + 401 000).
Величина прибыли больше по абсолютной величине, поэтому организация рассчитывает 10% от прибыли - 285 500 руб.;
- по географическим сегментам:
а) величина прибыли - 2 801 000 руб. (1 536 000 + 494 000 + 771 000);
б) величина убытка - 478 000 руб.
Величина прибыли больше по абсолютной величине, поэтому организация рассчитывает 10% от прибыли - 280 100 руб.
Далее организация должна проверить соответствие производственных сегментов пороговым значениям (табл. 5).
Таблица 5
Данные по производимой продукции
тыс. руб. | ||||||
Показатели | Спиртные напитки, кроме пива | Пиво | Безалкогольные напитки | Молочные продукты | Соки | Всего |
Общая выручка | 2249 | 1244 | 4894 | 3815 | 7552 | 19 754 |
Внешним клиентам | 809 | 543 | 4029 | 3021 | 5211 | 13 613 |
Другим сегментам | 1440 | 701 | 865 | 794 | 2341 | 6141 |
Активы сегмента | 4977 | 3475 | 5253 | 1072 | 8258 | 23 035 |
Доля в продажах, % | 36 | 44 | 82 | 79 | 69 | |
Может быть отчетным? | Нет | Нет | Да | Да | Да | |
Выручка больше 1 975 000 руб.? | x | x | Да | Да | Да | |
Активы больше 2 304 000 руб.? | x | x | Да | Нет | Да | |
Финансовый результат больше 285 000 руб.? | x | x | Да | Да* | Да | |
Является ли сегмент отчетным? | x | x | Да | Да | Да | |
* Сумма оценивается по абсолютной величине. |
Организация проверяет соответствие показателей географических сегментов пороговым значениям (табл. 6);
Таблица 6
Данные по географическим районам нахождения активов организации
тыс. руб. | ||||||
Показатели | Европейская часть России | Сибирь | Дальний Восток | Итого по России | Украина | Всего |
Общая выручка | 7111 | 1371 | 3451 | 11 933 | 7821 | 19 754 |
По внешним клиентам | 6841 | 1000 | 2164 | 10 005 | 3608 | 13 613 |
По другим сегментам | 270 | 371 | 1287 | 1928 | 4213 | 6141 |
Финансовые результаты сегмента | 1536 | (478) | 494 | 1552 | 771 | 2323 |
Активы сегмента | 9231 | 5001 | 3667 | 17 899 | 5136 | 23 035 |
Доля в продажах, % | 96 | 73 | 63 | - | 46 | |
Может быть отчетным? | Да | Да | Да | - | Нет | |
Выручка больше 1 975 000 руб.? | Да | Нет | Да | - | Да | |
Активы больше 2 304 000 руб.? | Да | Да | Да | - | Да | |
Финансовый результат больше 2 801 000 руб.? | Да | Да | Да | - | Да | |
Является ли сегмент отчетным? | Да | Да | Да | - | Да |
в-третьих, проверить, составляет ли выручка отчетных сегментов в совокупности свыше 75% общей выручки от внешних клиентов (табл. 7, 8).
Таблица 7
Данные по производимой продукции
тыс. руб. | ||||||
Показатели | Спиртные напитки, кроме пива | Пиво | Безалкогольные напитки | Молочные продукты | Соки | Всего |
Выручка от внешних клиентов | 809 | 543 | 4029 | 3021 | 5211 | 13 613 |
Является ли сегмент отчетным? | x | x | Да | Да | Да | Выручка 12 261 |
Таблица 8
Данные по географическим районам нахождения активов организации
тыс. руб. | ||||||
Показатели | Европейская часть России | Сибирь | Дальний Восток | Итого по России | Украина | Всего |
Выручка от внешних клиентов | 6841 | 1000 | 2164 | 10 005 | 3608 | 13 613 |
Является ли сегмент отчетным? | Да | Да | Да | Выручка 10 005 | Да |
Суммарная выручка организации по отчетным сегментам - 12 261 000 руб., что составляет 90,1% общей выручки.
Включение дополнительных отчетных сегментов не требуется.
Суммарная выручка организации по отчетным сегментам - 10 005 000 руб., что составляет 73,5% общей выручки.
Требуется включение дополнительных отчетных сегментов до достижения, как минимум, 75% от общей суммы выручки. Таким дополнительным географическим сегментом может быть признана Украина.
Отчетными производственными сегментами являются: безалкогольные напитки, молочные продукты, соки.
Отчетными географическими сегментами являются: Европейская часть, Сибирь, Дальний Восток России, Украина.
Организация должна раскрыть в пояснениях к бухгалтерской отчетности следующую информацию по отчетным сегментам:
- общую информацию (описание основы выделения сегментов, признанных отчетными; случаи объединения сегментов; наименование вида (группы) продукции, работ, услуг, от продажи которых организация получает выручку в каждом из отчетных сегментов, а также прочих сегментах);
- показатели отчетных сегментов (финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период; общую величину активов и обязательств на отчетную дату (если такие данные представляются полномочными лицами организации));
- способы оценки показателей отчетных сегментов (порядок учета операций между отчетными сегментами; характер различий и изменений способов оценки показателей, используемых для определения финансового результата (прибыли, убытка) отчетного сегмента, по сравнению с предшествующими периодами и влияние таких изменений на финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента в отчетном периоде; описание различий в распределении данных между отчетными сегментами и их влияние на показатели этих сегментов в случаях, когда способ распределения выручки и расходов отличается от способа распределения активов и обязательств, с которыми эти выручка и расходы связаны);
- сопоставление совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей баланса или отчета о прибылях и убытках (суммарной величины выручки всех отчетных сегментов с показателем выручки организации; суммарной величины показателей прибыли (убытка) отчетных сегментов с показателем прибыли (убытка) до налогообложения либо показателем чистой прибыли (убытка) за отчетный период, если организация распределяет на отчетные сегменты налог на прибыль; суммарной величины активов отчетных сегментов с величиной активов организации; суммарной величины обязательств отчетных сегментов с величиной обязательств организации; суммарной величины каждого существенного показателя, раскрываемого в отношении отчетных сегментов, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации);
- иную информацию, предусмотренную ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам".
Т.Б. Кувалдина
"Бухгалтерский учет", N 11, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.