Закон о госзакупках в Федеральном Собрании
Государственные закупки - это огромный фактор влияния на развитие рынков. А Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), регулирующий эти закупки, - предмет особого внимания для палат Федерального Собрания, куда обращаются представители региональных структур, министерств и ведомств, граждане. Просят помочь, разъяснить вопросы по госзакупкам, устранить вопиющие противоречия. С момента вступления в силу Закона N 94-ФЗ в него внесено 24 изменения. Рабочая группа Совета Федерации ведет постоянный мониторинг хода реализации этого закона. О работе над его совершенствованием рассказывает заместитель председателя Совета Федерации Светлана Юрьевна Орлова*(1).
Проблемы, требующие решения
Решение о переходе к федеральной контрактной системе (ФКС) считаю назревшим.
Как показала практика, существуют вопросы, которые в рамках действующего Закона N 94-ФЗ решить невозможно.
За 2011 год только на федеральном уровне Счетной палатой выявлено нарушений законодательства о размещении госзаказов на сумму 238,5 млрд. руб.
В октябре 2011 года на тематическом форуме Общероссийского народного фронта*(2), посвященном государственным закупкам, в котором участвовали все регионы и все профильные министерства, были высказаны конкретные предложения и наболевшие проблемы.
Что мы имеем: в 2010 году заключено 11,5 млн. контрактов на сумму 3,9 трлн. руб., в 2011 году - на сумму около 6 трлн. руб.
При этом около 70% контрактов заключаются без конкуренции (43% контрактов заключаются по способу "у единственного поставщика", 27% - по "несостоявшимся процедурам").
К примеру, по Чувашии более 50% аукционов признаны несостоявшимися.
До 50% закупок в целом по стране проведены не на основе конкурсов. 50% аукционов проходит с одним участником - или один в заявке, или кто-то сидит в зале и не поднимает флажок.
Также наблюдается мнимое участие в торгах. Кстати, в Законе N 94-ФЗ соответствующее понятие отсутствует.
До сих пор существуют проблемы с Интернетом, с выделенными каналами, их пропускной способностью. Необходимо создать рассредоточенную базу данных. Проработать вопрос о функционировании сайтов по федеральным округам, регионам.
Информационная база должна быть по каждому этапу работы по всему жизненному циклу госзаказа - от планирования до исполнения. Полная и доступная. Любое действие заказчика должно быть опубликовано, обнародовано, и тогда общественный контроль будет эффективным.
Единая информационная база позволит сравнивать стоимость товаров, услуг и принимать наиболее оптимальные управленческие решения.
Очень многие регионы поднимают вопрос о подготовке кадров. Обучение и наем специалистов - процесс дорогостоящий и довольно длительный. Поэтому сейчас многие обеспокоены кадровым дефицитом, и надо заранее начать готовить квалифицированных специалистов для работы в условиях ФКС. Необходимы специальные стандарты образования по этому направлению, непрерывная система подготовки кадров: базовое обучение - пять лет, второе высшее образование, постоянно действующие курсы переквалификации.
Проблема, которая существует во многих регионах - это фирмы-"однодневки". Забирают заказ по демпинговым ценам и исчезают. Деньги пропадают. Время ушло, и надо ждать следующего года.Конкретный механизм борьбы с "однодневками" есть. Но часто люди не знают, что именно нужно делать, с чего начать. К сожалению, многие нормативные документы не всегда доступны для пользователей, а о некоторых на местах просто не знают. Поэтому необходимо вести разъяснительную работу, широко информировать аудиторию о возможностях действующего законодательства, ликвидировать правовую неграмотность.
Зачастую на местах невозможно привлечь на торги добросовестных подрядчиков. В результате убытки от долгостроя могут значительно перекрывать экономию на торгах.
К примеру, представители Смоленской области подняли проблему - засилье посредников. Люди вырастили хороший урожай, но не могут его продать. Даже по минимальным ценам за килограмм. Все перебивается перекупщиками. Нужны преференции местным производителям. Нужен соответствующий механизм.
Бич Закона N 94-ФЗ - это коррупционные действия. Для давления на поставщика может быть использована предквалификация, возможность одностороннего расторжения контракта, возможность отклонения заявки или аукциона при снижении цены на 25%. Именно поэтому очень важно обеспечивать конкуренцию и уравнивать права поставщиков и заказчиков. Следовательно, нужна четкая процедура общественного контроля. Только в рамках ФКС можно обеспечить увязку всех трех стадий закупочного процесса: планирование бюджета закупок - размещение заказов - исполнение контрактов и бюджетных обязательств.
Новый законопроект - новые возможности
Новый законопроект позволит перейти к пятилетнему планированию закупок и отрегулировать весь цикл закупочной деятельности.
Очень важно создать закон максимально прямого действия, четко изложить требования к заказчику, законодательно исключить мнимое участие в торгах, предусмотреть создание полной и доступной информационной базы. Должны четко работать сайты по федеральным округам, регионам. И, самое главное, необходимо урегулировать полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления.
24 января текущего года председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко провела совещание по работе над проектом федерального закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг".
В совещании приняло участие более ста человек, в том числе члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, министры Э.С. Набиуллина, Т.А. Голикова, А.Г. Силуанов, руководитель ФАС И.Ю. Артемьев, руководитель Федерального казначейства Р.Е. Артюхин, представители ТПП, РСПП, организаций "Опора России", "Деловая Россия", главы законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ.
Состоялось конструктивное обсуждение, в ходе которого были приняты следующие согласованные решения:
- поддержать в целом подготовленный Минэкономразвития законопроект;
- создать расширенную рабочую группу по доработке законопроекта.
Важно, что было достигнуто понимание по ключевым концептуальным вопросам между участниками совещания.
Хотела бы кратко перечислить важнейшие позиции, которые привлекли особое внимание участников совещания и которые мы сейчас совместно дорабатываем:
- заменить отсылочные нормы, содержащиеся в тексте законопроекта о ФКС, нормами прямого действия. Это не просто сделает законопроект содержательнее, но и многие механизмы заработают напрямую;
- разработать целый ряд методик, обеспечивающих реализацию норм прямого действия;
- исключить противоречия положений законопроекта о ФКС с гражданским и бюджетным законодательствами - должен быть создан единый комплекс норм государственного регулирования;
- предусмотреть возможность длительного переходного периода для муниципального уровня;
- предусмотреть размещение 20% госзаказа у малых предприятий;
- регламентировать процедуру контроля в сфере закупок;
- регламентировать действия заказчика на всех этапах осуществления госзакупок и по всему жизненному циклу контракта;
- доработать нормы по контролю за госзакупками через информационную систему;
- усилить меры административной ответственности за сокрытие, искажение информации;
- предусмотреть обязанность и ответственность госзаказчика регистрировать все процедуры госзакупки в информационной системе, самостоятельно формировать информационную базу для анализа и контроля его деятельности;
- прописать более гибкий механизм закупок товаров, работ и услуг на региональном и муниципальном уровне;
- разработать нормы по упрощению процедуры закупок для муниципалитетов и небольших заказчиков - бюджетных учреждений, в том числе предусмотреть для них возможность совершать прямые закупки на сумму до 200 тыс. руб. без проведения торгов.
Считаю, что это первый законопроект, который так открыто и широко обсуждается. И мы все заинтересованы в том, чтобы результат этой работы был эффективным.
С.Ю. Орлова,
заместитель председателя Совета Федерации
"Руководитель бюджетной организации", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Материал подготовлен по итогам выступления С.Ю. Орловой на научно-методическом семинаре аналитического управления аппарата Совета Федерации на тему "О комплексной безопасности объектов социальной инфраструктуры". С полным текстом выступления вы можете ознакомиться в "Аналитическом вестнике", N 5 (448), 2012.
*(2) Тематический форум Общероссийского народного фронта (ОНФ) на тему совершенствования системы размещения госзаказов и формирования контрактной системы прошел в Москве 13 октября 2011 года. В работе форума, в частности, приняли участие замминистра экономического развития Алексей Лихачев, председатель Московской городской думы Владимир Платонов, представители общественных организаций, присоединившихся к ОНФ, и др. Информация по итогам форума размещена на официальном сайте ОНФ по адресу: http://narodfront.ru/news/20111013/380253599.html.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"