ФАС о госзаказе: обоснование цены и обеспечение исполнения контракта
Федеральная антимонопольная служба акцентировала внимание на двух важных моментах процедуры заключения госконтракта, выпустив письма, разъясняющие определение соответствия представляемого обеспечения исполнения контракта и обоснование начальной (максимальной) цены.
Обоснования начальной (максимальной) цены контракта
В связи с возникающими вопросами по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) ФАС выпустила Письмо от 13.02.2012 N ИА/4177 о применении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Согласно ч. 2 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Это обоснование должно содержать полученные заказчиком информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг.
Данные об источниках информации необходимы, чтобы обеспечить возможность проверки соблюдения порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации. Этот порядок предусмотрен Законом N 94-ФЗ.
В связи с этим ФАС в разъяснительном письме сообщает, что, если источником информации о ценах являются сведения, полученные от поставщиков, заказчик указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации. При этом заказчик вправе не указывать в таком обосновании наименование, а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию.
Полученные от поставщиков ответы должны храниться вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок (далее - документация).
Если заказчик в качестве источника информации использует реестр контрактов о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, документация должна содержать информацию о соответствующих номерах реестровых записей в реестре контрактов.
При получении сведений из Интернета в обосновании начальной (максимальной) цены контракта указывается адрес страницы сайта, на которой размещена информация о ценах на товары, работы, услуги. Однако при этом нужно учитывать, что информация по ссылке со временем может стать некорректной, что не позволит заказчику (уполномоченному органу) подтвердить надлежащее исполнение им требований Закона N 94-ФЗ. Поэтому ФАС рекомендует хранить "скриншот" (копию) соответствующей страницы вместе с документацией.
Если заказчик осуществляет свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта, соответствующие расчеты должны быть приведены в полном объеме в документации.
В случае использования в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контрактов иных источников информации, например общедоступного исследования рынка, средства массовой информации, в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок также должны содержаться реквизиты источников такой информации.
Определение соответствия документов об обеспечении исполнения контрактов требованиям законодательства
В связи с участившимися случаями представления участниками размещения заказов, с которыми заключаются контракты, документов об обеспечении их исполнения, не соответствующих требованиям законодательства РФ, в том числе поддельных договоров поручительства и банковских гарантий, ФАС выпустила Письмо от 13.02.2012 N ИА/4178 о применении Закона N 94-ФЗ в части определения соответствия представляемого обеспечения исполнения контрактов.
Согласно письму, если лицо, с которым заключается контракт, представляет в качестве документа об обеспечении исполнения контракта договор поручительства, заказчик вправе проверить представленные поручителем документы и сведения. Одним из способов такой проверки может быть обращение в налоговые органы с запросом о подтверждении соответствия информации данным бухгалтерской отчетности, представленной в налоговый орган таким поручителем.
В случае, когда в качестве документа об обеспечении исполнения контракта представляется банковская гарантия, заказчик вправе осуществить проверку данного документа, в том числе обратившись в соответствующий банк за подтверждением факта выдачи банковской гарантии и ее достоверности.
ФАС обращает внимание на то, что участник размещения заказа несет ответственность за подлинность и достоверность представленных документов об обеспечении исполнении контракта.
Выявление заказчиком информации, что лицо, с которым заключается контракт, представило ненадлежащее обеспечение исполнение контракта или не обеспечило установленные заказчиком обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, является основанием для признания такого лица уклонившимся от заключения контракта и рассмотрения вопроса о включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений об участнике в реестр недобросовестных поставщиков денежные средства, внесенные таким участником в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, перечисляются заказчику. Если основанием для включения в реестр являются факты представления поддельных договоров поручительства или банковских гарантий, соответствующие материалы направляются в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Заказчик, выявивший ненадлежащее обеспечение исполнения контракта, вправе предложить лицу, с которым заключается контракт, представить надлежащее обеспечение в соответствии с Законом N 94-ФЗ.
Во избежание неблагоприятных последствий для участников размещения заказов в связи с представлением ненадлежащего обеспечения исполнения контракта (потеря контракта, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков, утрата обеспечения заявки на участие в торгах) ФАС рекомендует участникам размещения заказа проверять соответствие документов поручителя, гаранта законодательству РФ до их представления заказчику, а также выбирать надежные источники финансового обеспечения.
Проверка документов об обеспечении исполнения контракта должна осуществляться в сроки, установленные Законом N 94-ФЗ.
Т.Ю. Антропова,
главный редактор журнала
"Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации", N 4, апрель 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"