О системе обеспечения безопасности в образовательных учреждениях
Обеспечение безопасности детей, находящихся в образовательных, медицинских, спортивных и иных социальных учреждениях, признано одним из важнейших направлений работы руководства страны и системы образования. Как отметил Д.А. Медведев во вступительном слове на совещании по вопросам борьбы с преступлениями против детей, "техническое состояние зданий, пожарная безопасность, обеспечение пропускного режима - все это должно быть в зоне постоянного внимания соответствующих структур, тех, кто отвечает за безопасность, и они же должны нести за это прямую ответственность, юридическую ответственность".
О проблемах обеспечения безопасности в образовательных учреждениях
Большое внимание к проблемам безопасности обусловлено многочисленными фактами происшествий и высокой смертностью в этих ситуациях: пожары в общежитиях и интернатах, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.
Несчастье с ребенком всегда приобретает особый общественный резонанс. Именно этим определяется необходимость выявления и предотвращения всех видов опасностей в образовательных учреждениях.
В этом направлении сделано немало. Ежегодно перед новым учебным годом проходят проверки образовательных учреждений на предмет соответствия требованиям пожарного надзора и Роспотребнадзора. Итоговая информация докладывается на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности под руководством министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу.
За последние пять лет количество пожаров в учебных заведениях снизилось в два раза. Ни один ребенок не погиб. Размер средств федерального бюджета, выделяемых на решение проблем безопасности учреждений образования, вырос в 8,5 раза*(1).
В настоящее время для безопасности образовательных учреждений решено повсеместно устанавливать беспроводную радиоканальную систему безопасности "Стрелец". Систему отличает мобильность, легкое управление с пульта, телефона или компьютера, что позволяет быстро определить этаж и очаг возгорания.
В российских регионах в образовательных учреждениях вводятся паспорта безопасности*(2). В них указаны общие сведения об образовательном учреждении, рассматриваются возможные критические и чрезвычайные ситуации в результате проведения диверсионно-террористических акций или экстремистских проявлений. Также в паспортах содержатся сведения о персонале, силах и средствах охраны учреждения, параметрах охраняемой территории, организации связи, подразделениях ОВД, обслуживающих эти учреждения. Дается описание проводимых и планируемых мероприятий по усилению антитеррористической защищенности, разрабатываются ситуационные планы, рекомендации руководителям предприятий, организаций и учреждений по действиям в экстремальных ситуациях.
На что обратить внимание
Основные проблемы образовательных учреждений в сфере обеспечения безопасности были выявлены перед началом нового учебного года в 2010 году*(3). Следует отметить, что всего в России действует более 11 тыс. образовательных учреждений различных типов и видов с общим количеством обучающихся более 28 млн. человек. Наибольшее количество недочетов в учебных заведениях отметили специалисты пожарного надзора. Они не приняли в эксплуатацию около 2,5 тыс. школ. В ходе проверок было выявлено более 70 тыс. нарушений требований пожарной безопасности. Среди них - отсутствие или неисправность автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и эвакуации, наружного и пожарного водоснабжения, а также электросетей и электрооборудования.
Кроме того, 2,2% общего числа школ (более 1 000) не соответствовало санитарным нормам. При этом наибольшее количество нареканий вызвали незаконченные ремонтные работы, неудовлетворительное состояние спортивных залов и медицинских кабинетов, пищеблоков, систем освещения, вентиляции, канализации.
62% российских общеобразовательных школ не оснащены медпунктами, не хватает врачей. Большинство таких школ находятся в сельской местности. Решить проблему может сотрудничество школ с сельскими фельдшерско-акушерскими пунктами.
Еще одной немаловажной проблемой было названо отсутствие охраны в более 1,5 тыс. школ. Главной причиной является недостаточное финансирование.
Жесткие меры, предпринятые по результатам проверок учебных заведений надзорными органами, способствовали улучшению ситуации в 2011 году.
Цели, задачи системы безопасности образовательного учреждения
Целью системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса является сохранение жизни и здоровья детей и работников образовательных учреждений.
Основные задачи системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса:
обеспечение выполнения работниками и детьми требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий обучения и воспитания;
предотвращение несчастных случаев в ходе образовательного процесса и мероприятий, организованных образовательным учреждением;
профилактика производственного травматизма;
выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
формирование устойчивых навыков правильного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
профилактика и пресечение противоправного поведения, защита учащихся и работников от преступных посягательств;
оснащение образовательных учреждений современным противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
организация безопасности при перевозке детей;
обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений, оборудования и технических средств обучения.
Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений - организационному, информационному, агитационному, обучающему.
Комплексная безопасность образовательного учреждения - это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения по обеспечению его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями
В зависимости от источника возникновения и характера действующих факторов опасные и чрезвычайные ситуации подразделяют на следующие виды:
природные (землетрясения, наводнения, сели, оползни, штормы, засухи, холода);
социально-биологические (болезни, эпидемии);
техногенные (аварии или катастрофы, связанные с техникой);
социальные (криминальные, политические, экономические, семейно-бытовые, этнические, религиозные, военные).
Часто опасные ситуации являются смешанными. Например, ураганы и землетрясения сопровождаются пожарами, авариями, а наводнения и засухи - эпидемиями.
О системе и правовом обеспечении безопасности образовательного учреждения
Нормы, регулирующие сферу безопасности учреждений социальной сферы, содержатся в ТК РФ, ГК РФ, УК РФ, а также КоАП РФ.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Федеральном законе от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и в первую очередь пожарную, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, природными факторами, антитеррористическую защищенность, экологическую и радиационную безопасность.
Решению проблемы обеспечения безопасности посвящены федеральные законы от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" (далее - Закон о безопасности), от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности), от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности", от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму). Среди важных ведомственных нормативных актов - Письмо Минобрнауки РФ от 04.06.2008 N 03-1423, в котором содержатся методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений.
Рассмотрим составляющие системы безопасности образовательного учреждения подробнее.
Пожарная безопасность
Анализ причин возникновения пожаров и возгораний в образовательных учреждениях показывает и специалисты Федеральной противопожарной службы МЧС подтверждают, что только в 20% случаев возгорания происходят по причине неисправности электропроводки и электрооборудования, а в 70% - вызваны халатностью, а иногда и преступной бездеятельностью должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности.
Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Законе о пожарной безопасности.
Обеспечение пожарной безопасности включает:
соблюдение нормативных правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами, установленными Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313;
выполнение требований пожарного надзора по устранению недостатков пожарной безопасности;
совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей;
обеспечение перезарядки огнетушителей (в сроки согласно паспортам) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;
защиту от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;
поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
содержание в противопожарном состоянии подвальных и чердачных помещений.
Наиболее важными локальными нормативными правовыми документами являются:
приказ о назначении ответственных за противопожарное состояние помещений;
инструкция о мерах пожарной безопасности в учреждении;
инструкция "Действия при возникновении пожара";
план эвакуации учащихся при возникновении пожара в школе;
памятка о действиях при пожаре;
план-схема эвакуации учащихся при пожаре;
ситуационный план.
В образовательных учреждениях необходимо регулярно проводить занятия по основам пожарной безопасности, тренировки по эвакуации обучающихся и персонала.
Антитеррористическая защищенность и противодействие терроризму и экстремизму
Эта работа включает:
проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;
организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, родительской общественностью.
Решением вопросов по антитеррористической защищенности занимается антитеррористическая группа.
Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательного учреждения, противодействию терроризму и экстремизму являются приказ руководителя, решения антитеррористической группы.
Организация противодействия терроризму регламентируется такими законодательными и нормативными правовыми актами, как:
- Закон о безопасности;
- Закон о противодействии терроризму;
- Указ Президента РФ от 15.02.2006 N 116 "О мерах по противодействию терроризму";
- нормативные акты субъектов РФ.
На основании этих документов в образовательном учреждении разрабатывается пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательных учреждений: паспорт антитеррористической защищенности образовательного учреждения, паспорт безопасности обучающихся, инструкции, памятки.
Обеспечение охраны образовательного учреждения
Во многих учреждениях организуется сторожевая форма охраны (в ночное время). Во время пребывания обучающихся в учреждении обеспечение безопасности осуществляется дежурной сменой (вахтер, дежурный преподаватель) под руководством дежурного администратора. Организуются внутриобъектовый режим с пакетом документов, который находится на вахте.
Это такие документы, как:
- список должностных лиц, педагогического состава и обслуживающего персонала образовательного учреждения;
- список должностных лиц, имеющих право разрешения пропуска посетителей;
- список должностных лиц, имеющих право разрешения на ввоз (внос) или вывоз (вынос) имущества;
- список должностных лиц, допущенных к проверке охраны образовательного учреждения;
- список должностных лиц, ответственных за надлежащее состояние и содержание помещений;
- инструкция по охране объекта;
- схема охраны объекта;
- инструкция сторожу, дежурному администратору по пожарной безопасности;
- инструкция сторожу, дежурному при угрозе проведения террористических актов и обнаружения бесхозных и взрывчатых предметов, о мероприятиях по антитеррористической безопасности и защите детей;
- инструкция по оказанию первой медицинской помощи;
- журнал учета посетителей;
- журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы;
- журнал выдачи ключей и приема помещений под охрану;
- список автомобилей, имеющих право въезда на территорию образовательного учреждения;
- расписания: уроков, работы кружков (секций), перемен;
- графики дежурства должностных лиц и учителей, сторожей;
- список телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб.
Также обеспечивается инженерно-техническая укрепленность образовательного учреждения: ограждение по периметру территории, решетки на окнах первого этажа, металлические двери, запоры, освещение прилегающей территории.
Электробезопасность
Основными нормативными документами, регламентирующими требования по электробезопасности, являются Правила устройства электроустановок*(4) и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей*(5), которые введены в действие с 2003 года.
Охрана труда и техника безопасности
Безопасность труда - это состояние условий труда, при котором исключено воздействие на людей опасных и вредных факторов.
Наличие правил и журналов инструктажа учащихся по технике безопасности - обязательное условие организации, управления и создания безопасных условий учебного процесса.
Законодательной и нормативной основой деятельности службы охраны труда являются:
- ТК РФ (раздел "Охрана труда")
- Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 N 14;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 11.03.1998 N 662 "О службе охраны труда образовательных учреждений";
- Приказ Минобразования РФ "О службе охраны труда" от 27.02.1995 N 92.
На основе этих документов в учреждении разрабатываются документы по охране труда: положение о службе охраны труда, положение о комиссии по охране труда, положение о работе уполномоченного лица по охране труда, положение об административно-общественном контроле за охраной труда.
Издаются организационные приказы по охране труда, составляются план организационно-технических мероприятий по улучшению условий охраны труда, здоровья работающих и детей, план мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, план мероприятий по противопожарной безопасности.
Составляются акты, соглашения, программы, инструкции по охране труда, должностные обязанности работников по охране труда.
Со всеми сотрудниками образовательного учреждения в соответствии с законодательством проводятся инструктажи по охране труда и пожарной безопасности: организуются обучение и проверка знаний по охране труда, которая проводится периодически, а для вновь принятых сотрудников - в течение месяца со дня принятия на работу.
Обучение по охране труда является одним из важнейших моментов в деле обеспечения безопасности и гигиены труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Статьей 225 ТК РФ предусмотрено, что все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ.
Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
Анализ причин потерь населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий показывает, что более чем 80% случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение при чрезвычайных ситуациях.
Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер. Для этого в образовательном учреждении проводится плановая работа и обучение учащихся и сотрудников по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.
В учреждении могут быть созданы уголки гражданской обороны, которые помогают разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций как мирного, так и военного времени. Они дают информацию о тех чрезвычайных ситуациях, которые могут возникнуть на территории области, города (района), знакомят со способами и порядком защиты работников образовательного учреждения, напоминают об основных способах оказания первой медицинской помощи пострадавшим, знакомят со структурой гражданской обороны, должностными лицами учреждения, которые отвечают за ее мероприятия.
Обучение учащихся правилам безопасной жизнедеятельности
Обучающимся прививаются основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках по программе "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ), во время проведения Дня защиты детей, в рамках школы безопасности.
Обучение правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности: учебных занятий, трудовой подготовки, занятий общественно-полезным трудом, экскурсий, походов, спортивных занятий, соревнований, кружковых занятий, внешкольных и внеклассных мероприятий.
Распоряжением Президента РФ от 13.02.2005 N Пр-258 утвержден План мероприятий по информационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечению общественной безопасности. Необходимо усилить внимание к вопросам безопасности жизнедеятельности при изучении учебных предметов базисного учебного плана и занятий во внеурочное время. А также рассмотреть возможность введения дополнительных часов на изучение курса ОБЖ.
Работа по правовому обучению организуется и проводится на всех стадиях образования с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Активные профилактические мероприятия должны опираться на:
- методологию формирования у подростков представлений о здоровом образе жизни;
- формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа попробовать табак, алкоголь, наркотики;
- системную подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития личности к асоциальным проявлениям.
Органы контроля и надзора за обеспечением различных видов безопасности
В соответствии с законодательством РФ государственный контроль и надзор за соблюдением нормативных актов по обеспечению безопасности жизнедеятельности и безопасных условий труда в различных сферах осуществляются федеральным органом контроля и надзора, а также соответствующими органами субъектов РФ. Различают несколько видов контроля и надзора за соблюдением законодательства по безопасности и охране труда: государственный, ведомственный, общественный.
Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о безопасности во всех сферах жизнедеятельности человека, государства, общества осуществляет генеральный прокурор с подчиненными ему нижестоящими прокурорами субъектов РФ, городов, районов.
Государственный контроль уровня безопасности осуществляют специально уполномоченные государственные органы и инспекции. Так, государственный пожарный надзор в РФ организует и осуществляет Федеральная противопожарная служба. В настоящее время она входит в МЧС. С 2004 года Госгортехнадзор, Госатомнадзор и Госэнергонадзор входят в единую Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору - Ростехнадзор. Роспотребнадзор осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями и организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил. Государственный надзор и контроль соблюдения законодательства о труде и охране труда централизованно осуществляет Роструд, находящийся в ведении Минздравсоцразвития.
Все министерства и ведомства осуществляют ведомственный контроль соблюдения многочисленных законов, инструкций и правил безопасности на подчиненных им предприятиях и объектах. Свои специфические участки контроля в сфере обеспечения безопасности образовательных учреждений имеют МЧС, МВД, ФСБ и другие ведомства.
Общественный контроль уровня обеспечения безопасности и охраны труда осуществляют профсоюзы в лице их соответствующих органов или иные уполномоченные работниками представительные органы, родительские комитеты, попечительские советы. Кроме того, все большее развитие получает также общественный контроль со стороны различных ассоциаций, фондов, движений, партий, средств массовой информации и отдельных граждан. Это является важным элементом становления в России современного гражданского общества на принципах гласности и демократии.
Административно-общественный контроль охраны труда в сфере образования осуществляется совместно администрацией, выборным профсоюзным органом учреждения и органами управления образованием.
* * *
Система обеспечения безопасности в образовательных учреждениях постоянно развивается и усложняется в связи с возрастающей интенсивностью ритма жизни, расширением агрессивной среды. Проблемы в данной сфере затрагивают многие стороны жизнедеятельности учащихся и педагогических коллективов, имеют разносторонний и многоплановый характер.
Т.В. Боргоякова,
советник отдела финансового
анализа аналитического управления
аппарата Совета Федерации
"Руководитель бюджетной организации", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) По материалам заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29.08.2011 (www.severinform.ru).
*(2) Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения впервые в отечественной практике введен в 2003 году в Москве по рекомендации правоохранительных структур. Паспорт разрабатывается заместителем руководителя образовательного учреждения по безопасности во взаимодействии с правоохранительными подразделениями. Сведения о структуре и содержании паспорта по конкретному объекту составляют служебную тайну.
*(3) Информация о мониторинге безопасности школ приведена на сайте www.newsinfo.ru.
*(4) Правила устройства электроустановок действуют в виде отдельных разделов и глав седьмого издания и действующих разделов и глав шестого издания.
*(5) Утверждены Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 N 6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"