Государственная информационная система: нужные сведения всегда под рукой
Правительство РФ сделало очередной шаг к созданию электронного правительства, которое в онлайн-режиме контролировало бы деятельность всех государственных учреждений, - одобрило Концепцию создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, выпустив Распоряжение от 27.12.2011 N 2387-р.
Концепция определяет цели, задачи, подходы и этапность создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем, которые разрабатываются или приобретаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств бюджетов субъектов РФ (далее - система учета), а также основные направления учета информационных систем.
Государственным заказчиком создания и развития системы учета, а также ее оператором является Минсвязи, которое должно представить в Правительство РФ проект положения о системе учета.
Базис для создания системы
Для повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, в том числе оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, принят ряд нормативных правовых актов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2006 N 298 "О создании системы мониторинга использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти" Минсвязи собирает и обрабатывает данные об использовании информационных технологий в деятельности госорганов.
Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 723 определяет порядок ввода в эксплуатацию государственных информационных систем-регистров, справочно-информационных систем, каталогов и иных федеральных государственных информационных систем, предназначенных для использования федеральными органами исполнительной власти при осуществлении государственных функций и (или) предоставлении государственных услуг, регистрирующихся в реестре федеральных государственных информационных систем.
Постановлением Правительства РФ от 24.05.2010 N 365 предусмотрен порядок подготовки планов информатизации государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами.
Для технического обеспечения координации информатизации Минсвязи создало специализированную информационную систему, обеспечивающую автоматизированный сбор и обработку сведений по планам информатизации государственных органов.
К концу 2011 года уже сложился определенный уровень автоматизации учета информационных систем, появились единые требования к системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти.
Анализ проблем
Несмотря на объем проделанной работы, остается ряд проблем, требующих решения:
- преимущественно статистический характер получения информации об используемых государственных информационных системах и технологиях, не имеющий контрольных механизмов;
- отсутствие консолидированного учета результатов работ на стадиях жизненного цикла информационных систем;
- отсутствие возможности получения консолидированной и актуальной информации о прикладных и инфраструктурных решениях, создаваемых субъектами РФ и бюджетными учреждениями за счет собственных средств, а также за счет субсидий;
- отсутствие возможности отдельного учета информационных систем и, следовательно, возможности оперативной координации процесса реализации таких решений;
- отсутствие стандартов управления проектами по использованию информационно-коммуникационных технологий, а также сведений о квалификации специалистов, ответственных за реализацию проектов на разных этапах.
Классификация информационных систем
Чтобы обеспечить систематизацию и выработку единых принципов учета информационных систем, мониторинга и анализа их использования, государственными органами предусматривается классификация информационных систем на основе предъявляемых к ним требований на всех этапах жизненного цикла информационных систем:
- комплексные информационные системы, в том числе инфраструктура электронного правительства;
- отраслевые информационные системы, направленные на реализацию полномочий государственного органа, автоматизирующие процессы предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций;
- типовые информационные системы, используемые всеми или большинством государственных органов и государственных учреждений для автоматизации их вспомогательной (обеспечивающей) деятельности (документооборот, электронная почта, сайт и др.).
Использование единой системы идентификации информационных систем на основе уникального учетного номера, позволит организовать непрерывный цикл управления информатизацией в государственном секторе, включающий:
- планирование мероприятий, а также обоснование потребности в их финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ;
- реализацию мероприятий (в том числе проведение закупок и заключение государственных контрактов);
- оценку их результативности и эффективности мероприятий;
- использование результатов проведенных мероприятий и оценки их эффективности и результативности при планировании очередных мероприятий.
Положение о системе учета
Чтобы обеспечить информационную поддержку деятельности государственных органов при проведении мероприятий, предусматривается использовать средства аналитической обработки данных об информационных системах, а также визуальное представление результатов анализа в форме таблиц, диаграмм, графиков, карт и т.д.
Организация работы системы учета и механизмов этого учета будет осуществляться на основе положения о системе учета, утверждаемого Правительством РФ.
Положение определит:
- участников информационного взаимодействия в процессе сбора и актуализации информации, их права и обязанности по размещению, контролю и анализу размещенной информации;
- состав сведений об информационных системах;
- формы, сроки и порядок предоставления сведений в систему учета;
- правила использования единых справочников и классификаторов;
- форматы предоставления сведений в систему учета.
Для обеспечения учета информации об информационных системах субъектов РФ:
- уполномоченным органам субъектов РФ на безвозмездной основе будет предоставлен удаленный доступа для работы с системой;
- будут созданы открытые интерфейсы для организации информационного взаимодействия с информационными ресурсами субъектов РФ, содержащими сведения об информационных системах.
Для повышения открытости на портале информационной системы ведомственной и региональной информатизации (http://365.minsvyaz.ru/) будет размещена информация:
- об уровне информатизации государственных органов;
- об использовании средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ;
- об эффективности проводимых мероприятий, а также запланированных и достигнутых результатах.
Для полноты учета сведений об информационных системах а также для формирования ведомственной карты информатизации каждого государственного органа и карты информатизации государственного сектора в целом предусматривается формирование и ведение паспортов информационных систем.
В указанных паспортах ведется учет сведений об информационных системах и мероприятиях, в том числе учитываются:
- государственные услуги (функции), реализуемые с использованием соответствующих информационных систем;
- сроки реализации мероприятий и стоимость реализации;
- результаты работ, проводимых в рамках мероприятий;
- государственные контракты, направленные на реализацию мероприятий;
- структура управления проектами;
- лица, ответственные за реализацию проектов, и их фактический опыт реализации проектов.
В рамках создания системы учета предусматривается ее интеграция с государственными информационными системами, включая:
- информационную систему управления ведомственной и региональной информатизацией;
- официальный сайт РФ для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе в части планов закупок, а также информации о размещенных заказах, заключенных контрактах и об исполнении контрактов;
- федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций);
- реестр федеральных государственных информационных систем;
- государственную интегрированную информационную систему управления общественными финансами "Электронный бюджет" в части информации о средствах бюджетов бюджетной системы РФ, являющихся финансовым обеспечением реализации мероприятий.
В рамках указанной подсистемы будет обеспечено использование единых реестров, справочников и классификаторов, а также единая идентификация информационных систем.
Информационное взаимодействие системы учета с указанными государственными информационными системами планируется осуществлять на основе использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Этапы создания системы учета
Создание системы учета предлагается реализовать в два этапа:
1) создание системы учета и ее ввод в опытную эксплуатацию (IV квартал 2011 года - I квартал 2012 года);
2) доработка системы учета по результатам опытной эксплуатации, ее интеграция с информационными системами федеральных органов исполнительной власти и ввод в промышленную эксплуатацию (II квартал 2012 года - IV квартал 2012 года).
Я.Ю. Королева
эксперт журнала
"Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации", N 4, апрель 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"