"Сайт - лицо учреждения: опыт создания лучшего сайта о высшем образовании" (интервью с А.М. Куликовой, начальником управления корпоративной политики Сибирского федерального университета)
Интернет-портал Сибирского федерального университета (СФУ) www.sfu-kras.ru признан лучшим российским сайтом о высшем образовании. Об опыте создания и поддержания столь масштабного и разностороннего ресурса, который ежедневно посещает 35 000 человек, мы побеседовали с Анной Куликовой, начальником управления корпоративной политики СФУ.
- Анна Михайловна, почему, по вашему мнению, именно сайт СФУ был признан лучшим в России ресурсом о высшем образовании?
- Мне кажется, нам удалось найти разумный баланс между эстетикой и структурированностью информации. У нас информации очень много, она разноплановая, поскольку деятельность университета не ограничивается образовательным процессом. Поэтому на сайте есть "художественная" часть и есть "документальная", где размещены документы и регламенты.
Безусловно, сложно уместить все это на одном интернет-ресурсе, и мы долго и скрупулезно отрабатывали его структуру. И теперь можем гордиться тем, что на нашем сайте достаточно легко найти любую информацию.
- Давайте вспомним, когда и с какой целью был создан сайт университета.
- 4 ноября 2006 года вышло постановление председателя Правительства РФ о создании федерального университета, а уже 8 ноября стартовала первая версия сайта. Нам было от чего отталкиваться: у Красноярского госуниверситета и политехнического института были довольно сильные ресурсы, которые поддерживались штатными сотрудниками с высоким уровнем квалификации. Из них и была сформирована редакция сайта.
Поначалу ресурс работал в формате новостной ленты. Дело в том, что объединившиеся в СФУ четыре вуза были разбросаны по городу территориально, и сайт стал своеобразной коммуникационной площадкой, где все подразделения размещали новые документы, регламенты, информацию о назначениях и т.д. Практически сразу заработала и общественная интернет-приемная. В редакцию сайта поступали вопросы, которые мы переадресовывали нужным специалистам.
- Как менялась структура сайта?
- Структура сайта изменялась вместе со структурой университета. Раньше в составе СФУ было четыре института, поэтому сайт был представлен четырьмя большими блоками. Потом институты стали узкопрофильными, их стало уже 19. У каждого из них теперь есть свой сайт. Сейчас на главном сайте у нас 12 основных разделов, и их число увеличиваться не будет. Мы считаем, что всю новую информацию можно разместить в них. А вот как это лучше сделать - уже вопрос структурирования внутри существующих разделов.
- То есть основная проблема сайта учебного учреждения - не дефицит, а, наоборот, избыток информации?
- Да. Информации поступает очень много, поэтому важно не захламить ресурс. В редакцию приходит множество сообщений из подразделений СФУ, студенческих организаций, и все, конечно, хотят, чтобы их информация непременно была размещена на самой первой странице. Мы, безусловно, приветствуем такую активность, но вместе с тем жестко фильтруем информационный поток, отсекая сообщения, не несущие большой информационной ценности.
Например, нам могут прислать сообщение, состоящее из одной строчки: такого-то числа на такой-то кафедре состоялся такой-то семинар. Конечно, такую новость на сайт ставить нельзя. Она не содержит ни описания мероприятия, ни приглашения к участию. Мы пытаемся выяснить подробности мероприятия, найти в нем собственно информповод.
Если подробности не находятся, новость в главной новостной ленте не размещается. Естественно, каждое подразделение университета считает, что его новость самая интересная и нужная, а редакция просто не понимает важности события. Из-за этого разгораются споры и конфликты, но я убеждена, что здесь нужно проявить твердость: каждое сообщение должно быть содержательным и полным, иначе грань между насыщенным сайтом с богатым контентом и захламленным ресурсом очень скоро сотрется.
- Много ли сообщений приходится отфильтровывать?
- Достаточно много. Далеко не все могут писать емко и интересно для широкой публики. Что же касается самой редакции сайта, наши сотрудники физически не могут присутствовать на всех мероприятиях и делать о них подробные сообщения.
- Кстати, о редакции. Что она собой представляет?
- Руководитель (он же программист), сотрудник, который работает с видео, и три редактора. Это не журналисты и не филологи. Их задача - разбить текст на абзацы, сделать разметку, проверить ошибки, выбрать и обработать фотографии. Словом, подогнать сообщение под интернет-формат.
Чтобы "перелопатить" количество информации, которое нам поступает, нужно очень много людей. Здесь мы идем по пути создания распределенной сети модераторов. В каждом институте есть сотрудник, отвечающий за наполнение сайта. Мы его обучаем, консультируем, создаем сервис, с помощью которого он может добавить новость со своего сайта в общую ленту. Для более мелких подразделений университета, в штате которых сложно выделить под эту задачу отдельного человека, создаются сервисы, облегчающие работу и позволяющие публиковать материалы напрямую, без участия редакции и знания правил разметки гипертекста. Пользователей данных сервисов мы также учим и консультируем, пока они не получат необходимую квалификацию. Размещение информации на сайте входит в их должностные обязанности. Все наши привлеченные модераторы работают по несложным правилам: тире должно ставиться длинное, новость не должна быть больше определенного количества символов, заголовок не должен повторять первую строку новости и т.д. Есть правила публикации новостей, которых должны придерживаться все.
В такой формат мы пытаемся перевести все больше подразделений. Как правило, сначала все они публикуют свою информацию в премодерируемом режиме. То есть в редакцию сайта приходит письмо-уведомление, редактор просматривает материал, при необходимости корректирует и ставит галочку "Опубликовать". В университете уже есть службы, которые научились работать технически очень четко. Процент ошибок у них сведен к минимуму, и они получают право публиковаться на сайте напрямую, в обход редактора.
- Насколько для вас важен взгляд на работу вашего сайта извне?
- Если не хотите погрязнуть в своих ошибках и заблуждениях, нужно регулярно обращаться за внешней оценкой. Поэтому недавно мы воспользовались услугами независимой московской компании "Юзабилити Лаб", которая провела аудит сайта на предмет оптимизации его структуры. Компания работала больше месяца и выдала огромный отчет в сотню страниц. Они проанализировали каждый раздел и сформулировали прицельные рекомендации. Сейчас мы планомерно их выполняем.
Это не кардинальные изменения, но мы получаем отзывы, что сайт действительно стал более удобен, а информация - более доступна.
Кроме того, мы пользуемся системой "Гугл Аналитикс"*(1), которая позволяет проанализировать статистику по всем срезам. Особенно нам важна статистика посещений в рамках приемной кампании: откуда приходят пользователи, сколько времени они проводят на сайте.
Тот же самый инструмент мы используем, если нужно оценить характер обращений к сайту в ходе каких-то знаковых мероприятий. Ведется постоянный мониторинг.
- Насколько это дорогое удовольствие?
- Система "Гугл Аналитикс" бесплатна, за московский аудит мы заплатили в пределах прайса компании. На самом деле это были не такие большие деньги.
- Что для вас сайт? Как вы отслеживаете его рейтинг?
- Сайт - это наше лицо в Интернете, наше позиционирование в стране и мире. Мы отслеживаем свой рейтинг в Webometrics - это всемирный рейтинг сайтов вузов. Там интересный алгоритм подсчета - каждый раз новый, узнать его заранее невозможно. Принцип такой: сначала вывешивается сам рейтинг, а потом уже разъяснение, каким образом нас оценивали на этот раз.
Мы анализируем наши колебания в рейтинге и пытаемся понять, какие наши шаги и как были оценены.
Кстати, то, что мы сделали в плане оптимизации сайта, Webometrics оценил не очень высоко. Эта оценка дается без человеческого участия, анализ проводят поисковые интернет-машины. Это в чистом виде технология. Поэтому мы не принимаем оценку Webometrics за догму.
- Есть ли в университете консервативные силы, которые недооценивают важность сайта, считая его лишь новомодной игрушкой?
- Нет, такого нет. Некоторое время назад разгорелась дискуссия по причине того, что мы закрыли возможность публичного обсуждения материалов сайта и открытого комментирования на форумах. Многие нам говорили: вы ввели "цензуру", надо дать людям площадку для высказывания своего мнения.
Но в том-то и дело, что мнения никто обычно не высказывает. Это проблема всего Интернета: как только ты открываешь доступ к комментированию, в 99% сталкиваешься либо со спамом, либо с флудом.
А при появлении подобных "комментариев" пользователи теряют интерес к настоящему комментированию.
Мы пытались развить открытое комментирование в онлайн-версиях двух газет, которые выпускает университет. К сожалению, нас и там постигла неудача. Что может написать анонимный пользователь или робот? Что угодно. К тому же, как правило, они активируются ночью, и "почистить" их комментарии оперативно не получается. Люди постарше, не совсем понимая, как это происходит, очень расстраиваются и говорят, что в Интернете об университете написали гадость. Поэтому мы и закрыли возможность комментирования.
- Расскажите об "изюминках" вашего сайта, которые отличают его от других интернет-ресурсов?
- На сайте можно отправиться в виртуальный тур по университету. Также у нас есть общественная интернет-приемная. Это реально действующий инструмент, позволяющий не оставить без внимания вопросы сотрудников и студентов. Мы очень внимательно отслеживаем прохождение этих запросов, и руководство относится к ним очень серьезно.
Вопросы могут быть заданы анонимно, а можно оставить телефон или попросить, чтобы ответ не публиковался, а был отправлен на электронную почту.
- Что бы вы посоветовали руководителям бюджетных учреждений, которые хотели бы создать или улучшить существующий сайт?
- Во-первых, не надо недооценивать этот инструмент. Сайт - это лицо вашего учреждения в информпространстве. Это средство связи с руководством, выпускниками, общественностью.
Во-вторых, внимание сайту должно уделяться регулярно.
Если даже организация небольшая, не нужно поддержание сайта вменять кому-то как дополнительную нагрузку. Это довольно большой и кропотливый труд как минимум двух сотрудников: технического (программист) и того, кто будет заниматься содержанием.
Если сайт отдается на откуп программисту, он часто страдает от того, что тексты туда попадают в сыром виде - позаботьтесь об их обработке.
Но и одними стараниями редактора (журналиста) сайт существовать не будет. Может, у вас и появится интересный контент, но поменять структуру сайта, оптимизировать ее, создать новые сервисы человек, не сведущий в программировании, не сможет.
В-третьих, как бы вы ни были заняты, обязательно заходите на сайт своего учреждения. Я, например, знаю, что наш ректор посещает наш сайт регулярно.
В-четвертых, периодически обязательно проводите обсуждения работы сайта. В СФУ любое подразделение может высказать нам свои замечания. Когда количество обращений увеличивается, мы собираем круглые столы, семинары, на которые приглашаем специалистов извне, выпускников, работающих в медийных отраслях.
- Предпринимали ли вы меры по раскрутке сайта?
- Нет, и это принципиальная позиция. Большое количество внешних ссылок сайт должен заработать своим содержанием, а не тем, что за деньги наши баннеры попадут в ротацию. У нас нет рекламных баннеров на сайте. Это принципиально: мы не платим за размещение своих баннеров на других сайтах. Исключение - период приемной кампании. Но это не раскрутка сайта, а раскрутка университета. Мы завоевываем репутацию только своим содержанием.
Интервью записала Т.В. Кокина-Славина
"Руководитель бюджетной организации", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Google Analytics - это средство веб-аналитики корпоративного уровня. Эта служба позволяет оценить трафик веб-сайта и эффективность различных маркетинговых мероприятий. Адрес сервиса: http://www.google.com/intl/ru/analytics/index.html.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"