В квартире температура ниже нормы: в одной комнате - +15 С, в угловой комнате - +14 С. Было подано заявление в управляющую компанию на проведение замера температуры в квартире, пришла сотрудница, замерила температуру, но акт не составила. На 7-й день после этого была слита вода в подъезде, но температура в квартире не увеличилась.
Какая предусмотрена ответственность управляющей компании за несоставление акта и нереагирование на письма?
Куда можно обратиться жильцам за защитой прав (кроме суда)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае оказания потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества он вправе обратиться за защитой прав в территориальные отделения Роспотребнадзора, а также в органы Государственной жилищной инспекции.
Обоснование вывода:
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила) коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению, обеспечивающие комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Состав предоставляемых коммунальных услуг потребителю определяется степенью благоустройства жилого дома.
Требования к качеству предоставляемых коммунальных услуг установлены в Приложении N 1 к Правилам. Так, отопление жилого помещения означает обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 С (в угловых комнатах - +20 С), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки -31 С и ниже - +20 (+22) С; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 C; допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 C. Кроме того, обязательные для эксплуатирующих жилые дома организаций оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях жилых зданий установлены в качестве Приложения N 2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64. Контроль за соблюдением санитарных норм осуществляют органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно п. 51 Правил потребитель вправе, в частности, получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу; получать от исполнителя акт о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг надлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки. Данным правам потребителя корреспондируют обязанности исполнителя коммунальных услуг, установленные п. 49 Правил, в том числе:
- предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства РФ, Правилами и договором;
- самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;
- устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством РФ и договором;
- вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения;
- в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа;
- по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг.
Порядок установления фактов непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, в том числе составления соответствующих актов, определен в разделе VIII Правил.
Такие факты в соответствии с п.п. 60, 71, 77 Правил служат основанием для перерасчета платы за коммунальные услуги, уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.
Кроме того, исполнители несут административную ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг (ст.ст. 6.4, 7.22-7.23.1 КоАП РФ). Несмотря на то, что несоставление предусмотренных Правилами актов прямо не поименовано в качестве состава административного правонарушения, на наш взгляд, оно может быть отнесено к нарушениям лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил содержания и ремонта жилых домов (ст. 7.22 КоАП РФ).
Поэтому потребитель коммунальных услуг вправе обратиться с жалобой в органы Государственной жилищной инспекции, которые, в соответствии с п. 5 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086, осуществляют контроль за использованием жилищного фонда, за соблюдением правил пользования жилыми помещениями, за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями, за выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения.
Также потребитель вправе обратиться с жалобой в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, уполномоченной постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 на государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Мария
11 апреля 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.