На балансе автопогрузчик: надо ли уплачивать транспортный налог?
Использование электрических, бензиновых, дизельных погрузчиков в предпринимательской деятельности торговой организации - дело привычное. А надо ли уплачивать транспортный налог в отношении названных транспортных средств?
Изучать этот вопрос начнем с норм Налогового кодекса: согласно ст. 357 плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Исключение - организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением Олимпийских (Паралимпийских) игр и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
В пункте 1 ст. 358 НК РФ перечислены транспортные средства - объекты налогообложения. К ним относятся:
- автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
- самолеты, вертолеты;
- теплоходы, яхты, парусные суда, катера;
- снегоходы, мотосани;
- моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Ниже (в п. 2) приведены ТС, которые объектом обложения транспортным налогом не являются, это:
- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.;
- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения;
- промысловые морские и речные суда;
- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
- тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений и др.), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
- транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
- самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
Как видим, среди исключений, авто- и электропогрузчики не поименованы. Следовательно, нам необходимо выяснить:
- должны ли указанные транспортные средства быть зарегистрированы их собственником в законодательно установленном порядке;
- что собственно это за порядок;
- какие органы отвечают за проведение регистрации ТС.
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ" (далее - Постановление N 938). В соответствии с п. 2 названного постановления регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют:
- подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
- органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
- военные автомобильные инспекции федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иные организации, имеющие воинские формирования, - транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.
В пункте 1 Постановления N 938 поясняется, что регистрации подлежат транспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.
Итак, мы выяснили, что, если транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования, но при этом его технические характеристики превышают установленный минимум (имеет объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальную мощность электродвигателя более 4 кВт), оно должно быть зарегистрировано в органах Гостехнадзора. Причем сделать это нужно в течение 5 суток после приобретения такого ТС (таможенного оформления, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных) (п. 3 Постановления N 938). Правила государственной регистрации интересующих нас ТС утверждены Минсельхозпродом 16.01.1995.
Из сказанного выше делаем вывод, что владельцы автопогрузчиков регистрируют их в органах Гостехнадзора, причем регистрация является обязанностью, а не правом организации. Соответственно, зарегистрированные в установленном порядке погрузчики, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом. Аналогичное мнение высказано в письмах Минфина РФ от 25.08.2009 N 03-05-05-04/09, от 17.08.2007 N 03-05-06-04/35, УМНС по г. Москве от 07.06.2004 N 23-10/3/37665.
К сведению. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи (п. 3 Постановления N 938).
Кстати, ст. 19.22. КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (в случае, если такая регистрация обязательна), в частности для должностных лиц размер штрафа составляет от 100 до 300 руб., для юридических лиц - от 1 000 до 3 000 руб.
Но, как показывает практика, владельцы погрузчиков не всегда добросовестно выполняют обязанность по регистрации названных ТС и, соответственно, уклоняются от уплаты транспортного налога, аргументируя это тем, что погрузчики не эксплуатируются за пределами предприятия.
Рассмотрим судебные решения по данному вопросу.
Например, Постановление ФАС МО от 16.04.2009 N КА-А40/2929-09. В ходе проведения контрольных мероприятий налоговой инспекцией было установлено, что в период с января 2002 по июнь 2006 года организацией были приобретены погрузчики, однако до октября 2006 года они не были зарегистрированы в установленном порядке, и транспортный налог по ним не уплачивался. Суд пришел к следующим выводам:
- обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица осуществить регистрацию принадлежащих ему объектов налогообложения;
- статья 358 НК РФ не предусматривает зависимости между фактами использования автотехники и исчислением транспортного налога.
Вердикт: в результате использования транспортных средств без надлежащей регистрации общество необоснованно получило налоговую выгоду в виде неуплаты транспортного налога.
К аналогичному выводу пришел Арбитражный суд г. Москвы (Решение от 21.08.2009 N А40-12160/08-114-50): поскольку транспортные средства подлежали регистрации в Гостехнадзоре, они признаются объектом налогообложения транспортным налогом.
Справедливости ради отметим, что есть примеры и противоположных судебных решений (см., например, Постановление ФАС ВВО от 15.01.2007 N А39-5076/2005-380/11). Общество не включило в налогооблагаемую базу по транспортному налогу 57 единиц транспортных средств (автогрейдер, грейдер, скрепер, трактор, асфальтоукладчик, каток, мотокаток, виброкаток, каток дорожный, бульдозер, погрузчик, экскаватор). Основанием для доначисления налога послужили сведения (справка), представленные Гостехнадзором. Однако, исследовав названную справку, суд установил, что в представленном перечне ТС, зарегистрированных за налогоплательщиком, не были указаны государственные регистрационные знаки ТС, в связи с чем идентифицировать их не представлялось возможным. По мнению судей, документом, подтверждающим регистрацию транспортного средства органами Гостехнадзора, является свидетельство о регистрации и государственный регистрационный знак. При таких обстоятельствах суд посчитал, что общество включило в налогооблагаемую базу по транспортному налогу все транспортные средства, прошедшие государственную регистрацию в установленном законом порядке. По сути, позиция суда: нет регистрации - нет налога.
* * *
Независимо от того, эксплуатируется погрузчик на открытых площадках либо только внутри здания (склада, магазина), он все равно является транспортным средством и, следовательно, должен быть зарегистрирован в установленном порядке в органах Гостехнадзора. Соответственно, в силу норм налогового законодательства транспортное средство, зарегистрированное в законодательно установленном порядке, является объектом обложения транспортным налогом (напомним, что не подлежат обязательной госрегистрации ТС с объемом двигателя до 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя до 4 кВт включительно). В ситуации, когда транспортные средства подлежат регистрации, но не были зарегистрированы их собственниками, арбитражная практика неоднозначна. Однако с большой долей вероятности можно говорить о том, что в таком случае споров с налоговиками не избежать.
С.В. Манохова,
редактор журнала "Торговля:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"