Новый регламент ФСФР
Приказом ФСФР РФ от 01.12.2011 N 11-64/пз-н утвержден новый регламент Федеральной службы по финансовым рынкам. Появление данного документа связано в том числе и с новыми функциями, которые возложены на ведомство.
На какие положения нового документа представителям страховых организаций надо обратить особое внимание?
ФСФР как регулятор страхового рынка
Указом Президента РФ от 04.03.2011 N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" в целях обеспечения эффективного регулирования, контроля и надзора в сфере финансового рынка РФ ФССН была присоединена к ФСФР. Соответственно, ФСФР были переданы функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).
При этом Минфин осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков.
Затем Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" было утверждено Положение о ФСФР.
Согласно Положению о ФСФР данный орган исполнительной власти осуществляет в том числе контроль и надзор в сфере страховой деятельности. Надо отметить, что полномочия ФСФР по отношению к страховщикам весьма широки.
ФСФР принимает участие в разработке проектов федеральных законов и нормативных правовых актов, назначает временную администрацию страховой организации, определяет порядок внесения сведений о субъектах страхового дела в единый государственный реестр субъектов страхового дела, порядок представления и формы статистической отчетности и иных сведений страховщиков, представляемых в порядке надзора, перечень документов, подтверждающих выполнение требований к уставному капиталу страховщика, и документов, подтверждающих источники происхождения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии - физическими лицами в уставный капитал.
ФСФР осуществляет лицензирование деятельности субъектов страхового дела (за исключением страховых актуариев), ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, контролирует исполнение страховыми организациями законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также организацию и осуществление внутреннего контроля.
Кроме этого, контролирует соблюдение страхового законодательства субъектами страхового дела, обеспечение страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств страховщика, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, выдачу страховщиками банковских гарантий.
А также ФСФР проводит проверки деятельности субъектов страхового дела (страховых организаций, обществ взаимного страхования, страховых брокеров и страховых актуариев), выдает предписания субъектам страхового дела, принимает решения о назначении временной администрации страховой организации, обращается в суд с исками о признании страховой организации банкротами, ликвидации субъекта страхового дела.
При этом регулятор рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенные в соответствии с КоАП РФ к его компетенции, а также осуществляет иные функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.
Регламент ФСФР
В целях реализации указанных полномочий по финансовым рынкам Приказом ФСФР от 01.12.2011 N 11-64/пз-н утвержден регламент ФСФР. На момент подготовки номера к печати этот документ опубликован не был, зарегистрирован в Минюсте 14.02.2012 N 23212. Документ вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования. Рассмотрим отдельные положения регламента ФСФР.
В ФСФР рассматриваются и в соответствии с установленными полномочиями принимаются решения:
- по проектам актов и другим документам, поступившим в установленном порядке из Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, палат Федерального Собрания, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и других организаций;
- по обращениям граждан;
- по обращениям государственных органов и организаций иностранных государств, а также международных организаций.
ФСФР принимает нормативные правовые акты самостоятельно, а также по согласованию с Минфином.
Обратите внимание! Руководитель ФСФР назначается и освобождается от должности Правительством РФ.
ФСФР организует разработку и утверждение административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, которые определяют административные процедуры, обеспечивающие осуществление функций ФСФР, эффективную работу ее структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан.
ФСФР самостоятельно разрабатывает планы и показатели деятельности, ведомственные целевые программы, готовит доклады о результатах и основных направлениях деятельности ФСФР. Руководитель ФСФР утверждает планы и устанавливает показатели деятельности структурных подразделений ФСФР и ее территориальных органов.
Отметим роль общественного совета участников финансового рынка при ФСФР, который является постоянно действующим совещательно-консультативным органом. Задачей общественного совета является содействие ФСФР, юридических лиц, органов государственной власти для решения приоритетных вопросов в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности). Решения общественного совета, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер.
Помимо поручений, содержащихся в федеральных законах и указаниях Президента РФ и иных аналогичных документах, обращений представителей федеральной и исполнительной власти, контролю подлежат в том числе:
- документы, представленные на лицензирование деятельности субъектов страхового дела (за исключением страховых актуариев);
- документы по ведению единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела;
- документы по осуществлению расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и выдачи предварительного разрешения на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страховой деятельности (страхового дела), а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.
Нормативные правовые акты издаются ФСФР в виде приказов или в ином установленном законодательством РФ виде. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, ФСФР - как разработчик проекта нормативного правового акта в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления на рассмотрение в структурное подразделение ФСФР, ответственное за правовую работу, размещает проект нормативного правового акта на своем официальном сайте в сети интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Территориальными органами ФСФР являются региональные отделения, действующие на территории федеральных округов или нескольких субъектов (городов) в составе РФ. Образование территориального органа, а также его реорганизация или упразднение осуществляются приказом ФСФР.
Обратите внимание! ФСФР вправе приостановить действия и отменить решения своего территориального органа.
Предусмотрен следующий порядок работы с обращениями в центральный аппарат ФСФР по вопросам, относящимся к компетенции его территориального органа. Поступившие обращения направляются в течение семи дней с даты регистрации в соответствующий территориальный орган ФСФР для рассмотрения и ответа с обязательным уведомлением автора обращения о перенаправлении обращения в территориальный орган ФСФР. Ответ направляется автору обращения за подписью руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ФСФР в течение 30 дней с даты регистрации обращения в его территориальном органе.
Обращения инвесторов, поступившие в центральный аппарат ФСФР и связанные с жалобами на действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов ФСФР, рассматриваются в течение 14 дней с даты регистрации обращений в центральном аппарате ФСФР.
При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем территориального органа ФСФР, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.
В случае поступления в территориальный орган ФСФР обращения по вопросам, относящимся к компетенции центрального аппарата ФСФР, они направляются территориальным органом в течение семи дней с даты их регистрации в центральный аппарат ФСФР для рассмотрения и подготовки ответа с обязательным уведомлением автора обращения о перенаправлении обращения в центральный аппарат ФСФР. Ответ в этом случае направляется автору обращения за подписью руководителя ФСФР или уполномоченного должностного лица в течение 30 дней с даты регистрации обращения в центральном аппарате ФСФР.
В ФСФР подлежат обязательному рассмотрению индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций (далее - обращения), а также ходатайства по вопросам сферы деятельности ФСФР, порядка исполнения государственных функций, поступающие в письменной форме, форме электронных сообщений или устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан.
Обеспечение своевременного исполнения и повышения эффективности рассмотрения обращений, поступающих в ФСФР, регламентируется Положением о порядке рассмотрения обращений граждан и организаций, поступающих в Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным Приказом ФСФР РФ от 01.07.2008 N 08-102/пз, а также инструкцией по делопроизводству в ФСФР.
Обратите внимание! Заместители руководителя ФСФР, начальники структурных подразделений ФСФР и руководители территориальных органов ФСФР несут персональную ответственность за объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений, поступающих в ФСФР (территориальные органы ФСФР).
Отдельный порядок рассмотрения обращений предусмотрен для правоотношений, связанных с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.
Что касается размещения информации о деятельности ФСФР и ее территориальных органов в сети Интернет, ФСФР и ее территориальные органы создают официальные сайты. В случае, если территориальный орган ФСФР не имеет возможности создать собственный официальный сайт, информация о его деятельности подлежит размещению на официальном сайте ФСФР или иного территориального органа ФСФР.
Отдельный порядок предусмотрен для предоставления информации о деятельности ФСФР и ее территориальных органов по запросам, которые могут быть сделаны в письменной форме, форме электронных сообщений или устной форме во время приема уполномоченным должностным лицом, а также по телефонам справочных служб ФСФР и ее территориальных органов либо телефонам уполномоченных должностных лиц. При этом плата за предоставление информации о деятельности ФСФР и ее территориальных органов взимается в соответствии с законодательством РФ.
В заключение отметим, что страховщикам надо ожидать появления новых административных регламентов, в которых будут подробно прописаны конкретные шаги и сроки по исполнению государственной функции ФСФР.
С.П. Данченко,
эксперт журнала "Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"