Имущественные права автономного учреждения в вопросах и ответах
Имущественные права автономного учреждения регулируются гражданским законодательством в совокупности с законами, устанавливающими особенности правового положения этих учреждений (Федеральный закон N 174-ФЗ*(1), иные законы, изданные в отношении определенных сфер деятельности) и правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, регулирующими имущественные права в части государственной (муниципальной) собственности. В данной статье рассмотрены отдельные вопросы об имущественных правах автономного учреждения.
Для начала отметим, что в соответствии со ст. 296 ГК РФ имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления имуществом, собственником которого является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Автономные учреждения владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника. Если это имущество учреждением не используется или используется не по назначению, собственник вправе изъять его.
Рассматривая правовые аспекты имущественных отношений, прежде всего мы будем опираться на нормы федерального законодательства, так как они учитываются и при разработке соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ, муниципальных образований.
Кто осуществляет полномочия собственника имущества?
Полномочия собственника в отношении имущества федеральных учреждений осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) (п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432).
В отношении государственного (муниципального) имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, муниципального образования, полномочия собственника исполняет соответствующий орган по управлению имуществом (министерство, комитет, иной орган).
Для справки. Указанные органы, осуществляющие полномочия собственника имущества Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, ведут реестры федерального имущества, имущества субъектов РФ, муниципального имущества (далее - реестр). В части федерального имущества такой учет ведется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447. В отношении имущества субъектов РФ, муниципальных образований соответствующими органами установлены аналогичные порядки.
В какой момент у учреждения возникает право оперативного управления переданным ему имуществом либо вновь приобретенным?
В соответствии с п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает у автономного учреждения на основании решения собственника (распоряжения, иного документа) о закреплении за ним имущества с момента передачи ему имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию. Однако в отношении объектов недвижимости право оперативного управления возникает с момента его государственной регистрации учреждением. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация такого имущества служит единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1, 3 ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ*(2)).
Таким образом, право оперативного управления на закрепляемое учредителем за автономным учреждением недвижимое имущество возникает у учреждения с момента государственной регистрации, а на движимое имущество - с момента передачи ему этого имущества (в том числе и при безвозмездной передаче, и в случае приобретения).
Что является основанием для государственной регистрации права оперативного управления имуществом, передаваемого автономному учреждению, если на момент его создания не было оформлено право собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования?
При передаче объектов недвижимого имущества, правоустанавливающие документы на которые были оформлены после дня вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, в оперативное управление создаваемых автономных учреждений государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования на указанные объекты в случае, если такая регистрация ранее не проводилась, осуществляется одновременно с государственной регистрацией права оперативного управления автономных учреждений. Основаниями для государственной регистрации права оперативного управления автономных учреждений в этом случае являются решения о создании соответствующих автономных учреждений (п. 10, 11 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ).
В каком порядке недвижимое имущество закрепляется за учреждением?
В каждом субъекте РФ, муниципальном образовании действует свой порядок закрепления имущества за автономным учреждением, как правило, установленный соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия собственника имущества.
Например, в отношении федерального имущества отметим следующее: учредитель федерального государственного автономного учреждения вносит в территориальный орган Росимущества предложение о закреплении за учреждением недвижимого имущества (пп. "и" п. 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 N 662).
Представим порядок закрепления недвижимого имущества за федеральным учреждением в виде схемы.
/--------------------------\ /--------------------------------------\
| Учредитель | | Собственник |
| Внесение предложения о |----+--------------------------------------|
| закреплении недвижимого | | Принятие решения о | Внесение |
|имущества за учреждением |----| закреплении имущества | сведений в |
\--------------------------/ | (распорядительный акт | реестр, учет |
| Росимущества) | имущества |
/--------------------------\ \--------------------------------------/
| Закрепление имущества |
|на праве оперативного | /--------------------------------------\
|управления на основании | | Предоставление собственнику |
|решения собственника, акта| | сведений об имуществе (карты учета) |
|приема-передачи | | для внесения их в реестр |
\--------------------------/ \--------------------------------------/
Автономное учреждение Государственная регистрация недвижимого имущества, принятие имущества на баланс |
Является ли имущество, приобретенное за счет собственных средств учреждения, имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления?
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Эти нормы вполне можно трактовать следующим образом: все имущество, числящееся на балансе автономного учреждения, находится у него на праве оперативного управления. Только право распоряжения имуществом различается в зависимости от того, за счет какого источника приобреталось имущество и к какой категории оно относится.
Каким имуществом учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно?
В соответствии с п. 2 ст. 298 ГК РФ автономные учреждения не вправе распоряжаться без согласия собственника недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ними собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Имущество, приобретенное автономным учреждением за счет доходов от приносящей доход деятельности, поступает в его самостоятельное распоряжение. Аналогичные нормы о праве распоряжения имуществом содержатся в п. 2 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ.
В таблице показано, каким имуществом автономное учреждение вправе и не вправе распоряжаться самостоятельно.
Имущество, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника | Имущество, которым автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно |
1. Недвижимое имущество, закрепленное за учреждением или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем. 2. Особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем | 1. Недвижимое имущество, приобретенное за счет собственных средств. 2. Особо ценное движимое имущество, приобретенное за счет собственных средств. 3. Иное движимое имущество (независимо от источника приобретения) |
Вопрос об особо ценном движимом имуществе, приобретенном за счет собственных средств, рассмотрим подробнее.
В пункте 4 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ указано, что решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.
Имущество, приобретенное за счет собственных средств, также может быть отнесено к категории особо ценного исходя из стоимостного или иного показателя в соответствии с порядком, установленным учредителем.
Если все имущество находится у учреждения на праве оперативного управления, является ли оно закрепленным за учреждением?
Исходя из норм ГК РФ и Федерального закона N 174-ФЗ имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. По мнению автора, эти нормы следует трактовать следующим образом. Имущество автономного учреждения находится у учреждения на праве оперативного управления, а закрепленным считается только то имущество, на базе которого оно создавалось либо было передано (закреплено) уже в процессе деятельности учреждения на основании решения собственника о закреплении имущества. Если бы все имущество признавалось закрепленным за учреждением, то не было бы смысла в законодательных актах делать акцент на распоряжении с согласия собственника только закрепленным имуществом.
Как было сказано выше, под самостоятельное распоряжение подпадает недвижимое имущество, особо ценное движимое имущество, не закрепленные за учреждением или приобретенные за счет собственных средств (по сути, это одно и то же), и иное движимое имущество (независимо от того, закреплено оно за учреждением или нет, а также от источника его приобретения).
На сегодняшний день разъяснения этого вопроса в законодательстве не содержатся. Поэтому рекомендуем все же уточнить у учредителя, как он трактует указанные выше нормы законодательства, ведь от этого будет зависеть порядок отражения имущества в учете.
Обратите внимание! Недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество (заметим, независимо от того, за счет каких средств оно приобретено) подлежит обособленному учету в установленном порядке (п. 5 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ).
О. Сизонова,
главный редактор журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(2) Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"