Применение классификации операций сектора государственного управления при осуществлении монтажных (демонтажных) работ
Данный материал может быть полезен при отнесении на статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления следующих видов работ, услуг: электромонтажные работы, демонтаж оборудования, монтаж металлических решеток, установка гидранта, рентгена, шкафа, сборка мебели, монтаж узла регулирования температуры горячей воды и т.п.
Согласно "Указаниям...", утвержденных приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н, оплата монтажных (демонтажных) и иных аналогичных работ осуществляется за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
При этом монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ только в том случае, если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов.
В то же время, учитывая положения ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например договоров поставки, возмездного оказания услуг и т.д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. В большинстве случаев суды при определении природы договора и отнесении его к смешанному договору исходят из того, что он должен содержать все существенные условия соответствующих договоров.
По нашему мнению, заключение учреждением одного смешанного договора, предусматривающего осуществление нескольких отличных по экономическому содержанию расходов, не может служить основанием для отражения всех этих расходов по какому-либо одному коду бюджетной классификации, если условия договора и предусмотренный порядок документального оформления расходов дают возможность однозначно отнести их на определенные статьи (подстатьи) КОСГУ.
Таким образом, если договор содержит все существенные условия как договора поставки, так и договора подряда, то он может быть признан смешанным. И если иное не будет вытекать из содержания договора, к отношениям сторон по такому договору будут применяться в соответствующих частях правила о договорах поставки и подряда.
Расходы по такому смешанному договору, по нашему мнению, следует относить на соответствующие группы (статьи, подстатьи) КОСГУ, например:
- 300 "Поступление нефинансовых активов" (в части стоимости поставляемых в учреждение нефинансовых активов);
- 226 "Прочие работы, услуги" (в части стоимости монтажных работ).
Вместе с тем, широкое распространение получила практика установки (монтажа) оборудования (изделий, конструкций) "под ключ".
Подобные договоры, как правило, не содержат существенных условий договора поставки, а по итогам исполнения обязательств учреждение на основании актов и иных документов будет принимать только монтажные работы по установке оборудования, в стоимость которых будет включена стоимость самого оборудования.
При этом монтажные работы, связанные с установкой единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как: охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство "тревожной кнопки", включая стоимость необходимого для функционирования этих систем оборудования, в полном объеме могут относиться на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
В этой связи, специалисты финансового ведомства неоднократно подчеркивали: оплата работ в полном объеме за счет статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ вовсе не означает, что по результатам проведения таких работ к учету не могут быть приняты отдельные объекты, подпадающие под действующие критерии отнесения к основным средствам.
В заключение отметим, что заключение учреждением договоров, согласно которым в стоимость монтажных работ включается стоимость монтируемого оборудования, не должно превращаться в способ "манипулирования" положениями Указаний N 180н в целях применения "удобных" статей (подстатей) КОСГУ. Ведь умышленная "подгонка" формулировок заключаемых договоров под имеющиеся лимиты бюджетных обязательств может послужить основанием для квалификации соответствующих расходов, осуществленных учреждением, в качестве нецелевого использования бюджетных средств (ст. 289 БК РФ).
М. Миллиард,
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
1 мая 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Консультационный материал, связанный с особенностями бухгалтерского учета в государственных учреждениях, подготовлен экспертами компании "Гарант"