Особенности представления в ФСС отчетности по страховым взносам за 2012 год
В конце 2011 года в Федеральный закон N 212-ФЗ*(1) были внесены изменения по вопросам установления размеров тарифов страховых взносов*(2). В отношении отдельных плательщиков были установлены пониженные тарифы. Для того чтобы дифференцировать сведения о таких плательщиках, Минздравсоцразвития утвердило новые формы отчетности, представляемой в ПФР (Приказом от 15.03.2012 N 232н) и ФСС (Приказом от 12.03.2012 N 216н). Напомним, что основные изменения в представлении отчетности за 1 квартал 2012 года в ПФР были рассмотрены в предыдущем номере журнала (в рубрике "Страховые взносы"). В рамках данной статьи читатели смогут ознакомиться с изменениями в представлении отчетности в ФСС в 2012 году, а также с особенностями ее представления в электронном виде.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ казенные учреждения являются плательщиками страховых взносов (страхователями).
Согласно пп. 2 п. 9 ст. 15 данного закона они обязаны ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в территориальные органы ФСС по месту своего учета Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма-4 ФСС) (далее - Расчет по форме-4 ФСС).
Расчет по форме-4 ФСС
При составлении отчетности по начисленным и уплаченным страховым взносам в ФСС за I квартал 2012 года (которая сдается на позднее 15 апреля) плательщикам необходимо применять новую форму расчета, а также порядок ее заполнения, которые утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 N 216н (далее - Порядок N 216н). На момент написания статьи данный документ не прошел процедуру регистрации в Минюсте. Найти его можно на сайте Минздравсоцразвития (www.fss.ru) в рубрике "Социальное развитие".
Требования к формированию расчета
Общие требования к формированию расчета по страховым взносам для ФСС установлены в разд. I Порядка N 216н. Следует заметить, что они схожи с ранее предъявляемыми требованиями, которые были предусмотрены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 156н.
При заполнении в 2012 году Расчета по форме-4 ФСС необходимо учитывать следующие требования:
- расчет заполняется с использованием средств вычислительной техники или от руки шариковой (перьевой) ручкой черного или синего цвета, печатными буквами на основании данных бухгалтерского учета;
- в каждую строку расчета и соответствующие ей графы вписывается только один показатель (при отсутствии показателей, предусмотренных расчетом, в строке и соответствующей ей графе ставится прочерк);
- все значения денежных показателей отражаются в расчете в рублях и копейках (до 1 января 2012 года значения указывались в рублях);
- ошибки исправляются путем перечеркивания неверного значения показателя и проставления правильного значения. Факт исправления заверяется подписью страхователя или его представителя под исправлением с указанием даты. При этом исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства не допускается;
- в верхней части каждой заполняемой страницы расчета поля "Регистрационный номер страхователя" и "Код подчиненности" заполняются в соответствии с извещением (уведомлением), выданным страхователю в территориальном органе ФСС при регистрации (учете);
- в конце каждой страницы расчета ставится подтверждающая подпись страхователя или его представителя, а также дата подписания расчета;
- сквозная нумерация заполненных страниц расчета проставляется после их заполнения;
- страхователи, среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых они производят выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период не превышает 50 человек, представляют расчет на бумажном носителе. Если среднесписочная численность данных лиц превышает указанную, расчет представляется страхователями по установленным форматам в электронной форме с электронной цифровой подписью (ЭЦП) в соответствии с п. 10 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ.
Порядок заполнения расчета
Новый Расчет по форме-4 ФСС, как и ранее применявшийся, включает в себя титульный лист и два раздела:
- I "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и произведенным расходам";
- II "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения".
Далее рассмотрим изменения в порядке их заполнения.
Титульный лист. Титульный лист заполняется всеми плательщиками страховых взносов (страхователями).
В сравнении с ранее применявшейся формой из состава показателей титульного листа нового Расчета по форме-4 ФСС исключены коды по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО), Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ) и Общероссийскому классификатору форм собственности (ОКФС).
При этом титульный лист нового расчета дополнен полем "Прекращение деятельности", в котором проставляется буква "Л" в случае прекращения деятельности плательщиком в связи с его ликвидацией, а перечень удостоверяющих лиц в подразделе "Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем расчете, подтверждаю" - кодом "3", который указывается в случае подтверждения отраженных в расчете сведений правопреемником ликвидированной организации.
Раздел 1. Данный раздел включает в себя 10 таблиц (их номера: 1-3, 3.1, 4, 4.1-4.4 и 5), однако всеми плательщиками страховых взносов в обязательном порядке заполняются только две из них:
- таблица 1 "Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (показатели этой таблицы не изменились);
- таблица 3 "Расчет базы для начисления страховых взносов". Данная таблица дополнена двумя строками (6 и 7). Ранее из строки 4 "Итого база для начисления страховых взносов" следовало выделить отдельной строкой 5 только сумму выплат и иных вознаграждений физическим лицам, являющимся инвалидами I, II и III группы. Теперь из нее также необходимо будет выделить сумму выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности аптечными организациями, имеющими лицензию на указанную деятельность (строка 6), и членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна (строка 7).
Таблицу 2 "Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ее показатели остались прежними) заполняют страхователи тех регионов Российской Федерации, которые не участвуют в реализации пилотного проекта. Учреждения, участвующие в его реализации, таблицу 2 не заполняют и в ФСС не представляют.
К сведению. Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N 294*(3) в реализации пилотного проекта участвуют: с 01.01.2012 по 31.12.2013 - Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область, с 01.07.2012 по 31.12.2013 - Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край. Суть проекта заключается в том, что в субъектах РФ, участвующих в его реализации, назначение, выплата пособий и возмещение расходов осуществляется не страхователями, у которых работают застрахованные лица, а территориальными органами ФСС. Получается, что страхователь (казенное учреждение) в этом случае выступает в роли посредника между страховщиком (ФСС) и застрахованными лицами (работниками).
Таблица 5 "Расшифровка выплат, произведенных за счет средств, финансируемых из федерального бюджета" (показатели данной таблицы не изменились) заполняется страхователями в том случае, если ими в отчетном периоде производились выплаты в размерах, сверх установленных законодательством РФ, за счет федерального бюджета, например, гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении "Маяк", получившим или перенесшим лучевую болезнь (ставшим инвалидами) вследствие радиационных аварий (кроме Чернобыльской АЭС), и т.п. Таблицы 3.1, 4 и 4.1-4.4 раздела 1 предназначены для отражения сведений, необходимых для применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов.
Так, таблицу 3.1 (показатели которой остались прежними) заполняют плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения в отношении физических лиц, являющихся инвалидами I, II и III групп (в случае, если этот тариф ниже основного тарифа, установленного для данных плательщиков).
Оставшиеся пять таблиц предназначены для расчета соответствия условий на право применения отдельными плательщиками пониженного тарифа для уплаты страховых взносов и заполняются:
- таблица 4 - общественными организациями инвалидов (их региональными и местными отделениями), в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;
- таблица 4.1 - организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%;
- таблица 4.2 - организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий;
- таблица 4.3 - организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения;
- таблица 4.4 - зарегистрированными в установленном порядке некоммерческими организациями, за исключением государственных и муниципальных учреждений.
Казенные учреждения таблицы 4, 4.1-4.4 раздела 1 Расчета по форме-4 ФСС заполнять не будут.
Раздел 2. В состав данного раздела по-прежнему входят четыре таблицы, показатели которых не изменились:
- 6 "База для начисления страховых взносов";
- 7 "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
- 8 "Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
- 9 "Численность пострадавших (застрахованных) в связи со страховыми случаями в отчетном периоде".
В обязательном порядке страхователи (плательщики страховых взносов) представляют в ФСС только две из них - таблицы 6 и 7.
При этом таблицы 8 и 9 заполняются страхователями, которыми самостоятельно были произведены расходы:
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в соответствии с действующими нормативными правовыми актами);
- на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний (в соответствии с постановлением Правительства РФ на соответствующий год и правилами, утвержденными Минздравсоцразвития).
Для справки. В 2012 году финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.02.2012 N 113н. Они размещены на сайте ведомства по адресу www.minzdravsoc.ru.
Особенности представления отчетности в электронном виде
Как уже упоминалось ранее, страхователи, среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых они производят выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, Расчет по форме-4 ФСС представляют по установленным форматам в электронной форме с электронной цифровой подписью (ЭЦП) (п. 10 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
Примечание. Электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (п. 1 Технологии приема расчетов).
Технология приема расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе ФСС в электронном виде с ЭЦП утверждена Приказом ФСС РФ от 12.02.2010 N 19 "О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования" (далее - Приказ N 19 и Технология приема расчетов). В этом документе определены следующие процедуры:
- подготовка расчета в электронном виде с ЭЦП;
- представление расчета в электронном виде с ЭЦП;
- порядок получения и использования ЭЦП;
- требования к хранению принятых электронных документов (расчетов в электронном виде);
- действия в конфликтных ситуациях, возникающих при электронном документообороте.
В рамках данного раздела подробно рассмотрим только порядок подготовки и представления в электронном виде с ЭЦП Расчета по форме-4 ФСС.
Подготовка расчета в электронном виде с ЭЦП. Для представления отчетности в ФСС в электронном виде с применением ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи страхователю необходимы следующие компоненты (п. 3.1 Технологии приема расчетов):
- доступ в сеть Интернет;
- закрытый ключ, открытый ключ и сертификат ключа подписи (приобретаются страхователем самостоятельно);
- сертифицированные в соответствии с законодательством РФ программно-аппаратные средства, осуществляющие криптографическое преобразование информации для обеспечения ее безопасности (средства криптографической защиты информации - СКЗИ), которые приобретаются страхователем самостоятельно.
Для представления в ФСС Расчета по форме-4 ФСС в электронном виде с применением ЭЦП с использованием внешних носителей данных вместо доступа к сети Интернет страхователю достаточно внешнего носителя (дискеты, компакт-диска (CD-RW, DVD- RW), флеш-накопителя USB).
Примечание. Сертификат ключа подписи - документ на бумажном носителе или электронный документ с ЭЦП уполномоченного лица удостоверяющего центра (УЦ), который включает в себя открытый ключ ЭЦП и выдается участнику системы электронного документооборота для подтверждения подлинности ЭЦП и идентификации владельца сертификата ключа подписи (п. 1 Технологии приема расчетов).
Страхователи в случае представления расчета в электронном виде (п. 3.3 Технологии приема расчетов):
1) формирует файл расчета в соответствии с приложениями 1 и 2 к Приказу N 19;
2) проверяет правильность подготовки расчета с помощью контрольных соотношений логического контроля между его показателями, предусмотренных приложением 3 к Приказу N 19;
3) подписывает файл расчета ЭЦП должностного лица, имеющего право подписи на бумажном носителе, зашифровывает сформированный файл в соответствии с требованиями по совместимости к процедурам формирования ЭЦП, встраивания ЭЦП в документ и шифрования (приложение 4 к Приказу N 19);
4) формирует Расчет по форме-4 ФСС в электронном виде с применением ЭЦП в соответствии с Порядком N 216н и Технологией приема расчетов.
К сведению. С 14 марта 2012 года приложения 2 и 3 к Приказу N 19 применяются в редакции Приказа ФСС РФ от 14.03.2012 N 87.
Представление расчета в электронном виде с ЭЦП. Страхователь представляет Расчет по форме-4 ФСС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи на шлюз приема расчетов в сети Интернет или лично (через уполномоченного представителя) на внешнем носителе в территориальный орган ФСС по месту регистрации.
При получении файла расчета шлюзом приема расчетов в сети Интернет ему присваивается идентификатор файла. Далее в течение 48 часов осуществляется его обработка - поступивший файл расчета страхователя проходит несколько этапов контроля (п. 4.4 Технологии приема расчетов):
1) проверку формата наименования и размера файла расчета в электронном виде (приложение 1 к Приказу N 19);
2) расшифровку и проверку ЭЦП страхователя (приложение 4 к Приказу N 19);
3) проверку соответствия структуры файла расчета утвержденному формату (приложение 2 к Приказу N 19);
4) проверку соответствия контрольных соотношений показателей логического контроля (приложение 3 к Приказу N 19).
При получении файла расчета с использованием внешних носителей данных его передачу на шлюз приема расчетов в сети Интернет производит должностное лицо территориального органа ФСС, уполномоченное на прием расчета, в присутствии уполномоченного представителя страхователя. Одновременно указанное должностное лицо осуществляет озвученные выше этапы контроля. При положительном прохождении контрольных мероприятий страхователю передается на его же внешнем носителе квитанция о получении расчета или квитанция о получении расчета с ошибками. В противном случае страхователю сообщается о возникшей ошибке в соответствии с протоколом проверки и передается на его же внешнем носителе текстовый файл с идентификатором файла расчета (<номер страхователя>_<расчетный год>_<отчетный квартал>.txt).
В результате обработки файла расчета формируется соответствующий протокол проверки, квитанция о его получении или квитанция о получении расчета с ошибками. Протокол для просмотра доступен на странице "Проверка и контроль" шлюза приема расчетов в сети Интернет.
Файл расчета страхователя может не пройти этапы контроля на шлюзе приема расчетов в сети Интернет и быть не принятым ФСС в следующих случаях (п. 4.5 Технологии приема расчетов):
- файл расчета не соответствует формату наименования и размера файла расчета в электронном виде;
- файл расчета не соответствует требованиям по совместимости к процедурам формирования ЭЦП, встраивания ЭЦП в документ и шифрования;
- на момент проверки ЭЦП сертификат ключа подписи страхователя утратил силу (не действует, находится в списке отозванных сертификатов ключей подписи, выдан УЦ, не прошедшим кросс- сертификацию с удостоверяющим центром ФСС);
- файл расчета подписан ЭЦП лица, не имеющего право на его подписание;
- файл расчета не соответствует структуре утвержденного формата.
После исправления указанных несоответствий страхователь направляет файл расчета в ФСС повторно. При этом датой его представления считается дата получения исправленного расчета, успешно прошедшего первые три этапа контроля (п. 4.6 Технологии приема расчетов).
После завершения обработки файла расчета шлюзом приема расчетов в сети Интернет со страницы "Проверка и контроль" страхователь, используя идентификатор файла расчета, скачивает квитанцию о получении расчета ФСС - в случае успешного прохождения этапов контроля, либо квитанцию о получении расчета с ошибками (п. 4.7 Технологии приема расчетов).
При получении квитанции о расчете с ошибками расчет необходимо исправить и повторно направить на шлюз приема расчетов в сети Интернет. Датой его представления в ФСС в данном случае будет считаться дата, указанная в первой сформированной квитанции о получении расчета или квитанции о получении расчета с ошибками за текущий отчетный период (п. 4.8 Технологии приема расчетов).
Штраф за непредставление Расчета по форме-4 ФСС
С 1 января 2012 года действует новая редакция ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ*(4), п. 1 которой установлен размер штрафа за непредставление плательщиком страховых взносов Расчета по форме-4 ФСС в предусмотренный законом срок. С указанной даты его размер составляет 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления. При этом размер штрафа не может быть более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.
В свою очередь, п. 2 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрен штраф в размере 200 руб. для страхователей за несоблюдение порядка представления Расчета по форме-4 ФСС в электронном виде - в случаях, предусмотренных этим законом.
Порядок определения суммы штрафа ФСС разъяснил в Письме от 10.02.2012 N 15-03-11/0/-1395. В нем сообщается, что штраф за непредставление плательщиком страховых взносов расчета в установленный законом срок в указанных выше размерах применяется к правонарушениям, совершенным после 01.01.2012. Сумма штрафа рассчитывается от суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, начисленной к уплате (то есть без учета произведенных страхователем расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по названному виду обязательного социального страхования).
Н. Гончарова,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(2) Изменения внесены Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ. Подробнее об этом читайте в статье И. Зерновой "Налог на доходы физических лиц и страховые взносы. Что нового?", N 2, 2012, стр. 45.
*(3) Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансирования, назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных частью 4 статьи 6 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
*(4) Новая редакция указанной статьи утверждена Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"