Закредитованный АПК
Закредитованность - одна из самых наболевших проблем села, сегодня она составляет около 1,5 трлн. руб. Из-за финансового кризиса и засух были отсрочены долги фермерам и сельскохозяйственным организациям. Но государство продолжает выплачивать по ним значительные средства в виде субсидирования процентных ставок по кредитам. В Комитете Госдумы по аграрным вопросам считают, что целесообразно проработать механизм списания хотя бы невозвратной части задолженности, которая образовалась из-за последствий засухи, и решить вопрос с задолженностью перед бюджетами всех уровней.
Для эффективного проведения весеннего сева, по информации Минсельхоза России, требуется 224 млрд. руб. Из общей потребности в финансовых средствах на посевную кампанию потребность в кредитных ресурсах составляет 141,6 млрд. руб. На данный момент банки располагают необходимыми финансами в полном объеме.
Есть ли возможность побудить банковский сектор экономики к более активной финансовой поддержке АПК? Надо учитывать, что получение кредита достигается при наличии двух условий: у банка есть свободные средства, а у клиента имеется имущество для залога и реальная финансовая устойчивость. Последствия финансового кризиса 2009 года банкам в основном удалось преодолеть. У сельхозтоваропроизводителей дела обстоят не так блестяще. Засухи 2009 года в 16 регионах и 2010 года в 43 регионах не позволили им получить запланированные прибыли. Пришлось государству возмещать убытки и пролонгировать возврат кредитов, а банковской системе это, естественно, не нравится.
Ссудная задолженность предприятий АПК за 2011 год возросла с 1,1 трлн. до почти 1,6 трлн. руб. В то же время только в 2011 году было выдано новых кредитных ресурсов в объеме 1,5 трлн. руб. и одновременно погашены кредиты на сумму 563 млрд. руб. В текущем 2012 году сельхозтоваропроизводители еженедельно оформляют новые кредиты на сумму 15-20 млрд. руб. Таким образом, финансовое состояние сельхозтоваропроизводителей в целом позволяет обеспечивать постоянный инвестиционный процесс в отрасли. Должен отметить, что до 97% кредитов селяне получают всего в пяти банках. Так, Россельхозбанком выдано кредитов на сумму 713 млрд. руб., Сбербанком России - 659 млрд. руб., Внешэкономбанком - 81 млрд. руб., Газпромбанком - 65 млрд. руб. и Внешторгбанком - 56 млрд. руб.
Одним из основных направлений государственной поддержки в соответствии с госпрограммой развития сельского хозяйства является повышение доступности кредитов путем предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. В 2011 году на эти цели было израсходовано 70 млрд. руб. Данный механизм поддержки позволяет привлекать частных инвесторов в отрасль и вводить новые мощности для роста производства продукции сельского хозяйства, а также способствует наращиванию темпов обновления машинно-тракторного парка.
Одновременно с этим сельхозтоваропроизводители, у которых финансовое состояние ухудшилось, могут воспользоваться еще одним видом государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". Он устанавливает порядок проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью улучшения их финансового состояния и снятия с них бремени кредиторской задолженности. Реструктуризация долгов предусматривает предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и долговременную отсрочку сумм пеней и штрафов.
Предложения Комитета по аграрным вопросам
Вместе с тем Комитет по аграрным вопросам, понимая всю сложность ситуации с кредитованием села, обратился в Правительство России с предложением проработать вопрос о возможности списания части долгов и повысить финансовую устойчивость сельхозтоваропроизводителей.
Мы предлагаем:
1 продлить до 2020 года действие нулевой ставки по налогу на прибыль для сельхозтоваропроизводителей;
2 продлить льготы по освобождению сельхозтоваропроизводителей от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени и сельскохозяйственной техники до 2020 года;
3 освободить фермеров от налога на доходы физических лиц, получаемые в виде субсидий на развитие своего хозяйства;
4 сохранить размер субсидирования процентных ставок по кредитам, которые будут получены после 1 января 2013 года, на уровне (80 и 100%) ставки рефинансирования Центрального банка РФ;
5 продлить субсидирование процентных ставок по кредитам, выдаваемым для развития животноводства, на срок до 20 лет;
6 компенсировать за счет государства часть ссудной задолженности по кредитам, включая:
- пролонгированные кредиты, выданные предприятиям растениеводства для ликвидации последствий аномальных природных явлений последних лет, убытки от которых не были покрыты за счет агрострахования;
- субсидированные кредиты, выданные на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (свиноводческих, птицеводческих, КРС), на приобретение для них племенного материала, техники и оборудования;
- инвестиционные кредиты, направленные на развитие социально-инженерной, транспортной и иной инфраструктуры сельских территорий, а также логистических центров и других объектов по обеспечению качества сельхозпродукции, ее сертификации и биобезопасности.
Стоимость кредитов
Еще одна проблема - высокие ставки по кредитам. Россельхозбанк и Сбербанк дают кредит под 10,75%, еще 0,8% составляет комиссия на открытую кредитную линию плюс процент на обслуживание кредита. В результате набегает 12,05%, и это минимальная ставка. На практике взять кредит по ставке ниже 14% крестьянину зачастую не удается. Нужно думать о длинных недорогих кредитах на 15-20 лет.
Вообще на рынке предоставления кредитных услуг сегодня налицо казус. Россельхозбанк и Сбербанк - банки с государственной долей в уставном капитале берут комиссию более 1%, в то время как комиссия коммерческих банков составляет 0,5%. Не может размер комиссии государственного банка быть выше комиссии банка коммерческого, это неправильно.
Проводимая сегодня государством аграрная политика создает условия для развития сельского хозяйства и повышает его инвестиционную привлекательность. Уверен, что при разработке мер, необходимых для успешного развития сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО, голос депутатов Госдумы - членов аграрного комитета будет услышан.
Н.В. Панков,
председатель Комитета Государственной думы по аграрным вопросам
"Бюджет", N 3, март 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджет"
Ежемесячный финансово-экономический журнал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Издательский Дом "Бюджет"
Свидетельство о регистрации печатного СМИ: ПИ N ФС 77 - 50718 от 17.07.2012 года.
Редакция:
107078, Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1.
подъезд 6, а/я 104
Тел.: (495) 632-23-22, 628-47-88,
тел./факс: 628-35-08
Представителем автора публикаций в журнале "Бюджет" является издатель.