Источником финансового обеспечения муниципального бюджетного учреждения является субсидия на выполнение муниципального задания. В рамках одного муниципального задания утверждено несколько видов услуг, отраженных в доходной части плана финансово-хозяйственной деятельности. Надо ли вести фактические расходы в разрезе каждой услуги, если конечным результатом является предоставление доступного образования? На какой счет должны относиться фактические расходы: 4 401 20 000 или 4 109 60 000?
Согласно требованиям ст. 69.2 БК РФ порядок формирования и финансового обеспечения выполнения задания определяется соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией. Предоставление услуг подведомственными бюджетными учреждениями осуществляется на основании задания, формируемого учредителем для каждого учреждения на оказание соответствующих услуг. На финансовое обеспечение выполнения задания бюджетному учреждению предоставляются субсидии из соответствующего бюджета, для расчета размера которых соответствующие органы, выполняющие функции и полномочия учредителя, определяют и утверждают нормативные затраты на оказание услуг согласно следующим нормативным документам:
- порядок, разработанный для федерального бюджетного учреждения в соответствии с Методическими указаниями *(1) по согласованию с Минфином (п. 2 Положения N 671*(2));
- порядок, разработанный для бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований согласно Комплексным рекомендациям *(3).
- инструкции N 157н *(4) и 174н *(5).
С 01.01.2012 плановые показатели деятельности государственных (муниципальных) учреждений отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности (ч. 3.3 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ*(6)). План составляется в соответствии с требованиями, установленными Приказом N 81н*(7). Согласно п. 15 документа орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе установить для учреждения формирование плановых поступлений и соответствующих им плановых выплат, в том числе в разрезе видов услуг (работ).
Результаты работы учреждений отражаются в отчетности. Одной из ее форм является отчет о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества. Порядок заполнения отчета утвержден Приказом N 114н*(8). Согласно его п. 7 в разделе 2 данного отчета суммы плановых и кассовых выплат указываются в соответствии с планом. Поскольку, как следует из вопроса, план финансово-хозяйственной деятельности учреждения составлен в разрезе видов услуг, которые оказывает учреждение, данный отчет заполняется в разрезе этих услуг. Заполнение отчета при отсутствии аналитики по счетам учета затрат по видам деятельности (отражение фактических расходов в разрезе каждой услуги) будет более трудоемким. Ведение аналитики по счетам учета затрат (отражения фактических расходов в разрезе каждой услуги) наверняка пригодится и при проверке правильности использования сумм выделенных субсидий на выполнение заданий учредителя. Таким образом, несмотря на то что законодательство не содержит обязательного требования вести учет затрат в разрезе видов оказываемых услуг, данная информация необходима учреждению при составлении форм отчетности, для анализа деятельности учреждения при проведении проверок и в иных случаях. Рекомендуем учет затрат (отражение фактических расходов) вести по видам деятельности.
Согласно п. 134 Инструкции N 157н способ калькулирования и распределения затрат на себестоимость единицы продукции (объема работы, услуги) выбирает учреждение либо орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.
Счет 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" предназначен для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. Согласно п. 134, 135, 136 Инструкции N 157н затраты учреждения, формирующие себестоимость, делятся следующим образом:
- прямые - все расходы, непосредственно связанные с изготовлением одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг, которые полностью относятся на их себестоимость;
- накладные - расходы, связанные с производством различных видов продукции, работ (услуг), распределение которых производится пропорционально прямым затратам (оплате труда, материальным затратам и др.), объему выручки или иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения;
- общехозяйственные - произведенные за отчетный период расходы учреждения, которые не связаны непосредственно с производством продукции, работ (услуг), но согласно утвержденной учетной политике учреждения распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов непосредственно относятся на увеличение расходов текущего финансового года (счет 0 401 20 000);
- издержки обращения - расходы учреждения, связанные с реализацией товаров.
В силу п. 58 Инструкции N 174н для формирования в денежном выражении информации о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг и хозяйственных операций, осуществляемых с ними, применяются следующие группы счетов:
- 0 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг";
- 0 109 70 000 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг";
- 0 109 80 000 "Общехозяйственные расходы";
- 0 109 90 000 "Издержки обращения".
Для ведения бухгалтерского учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции (п. 59 Инструкции N 174н).
Бюджетное учреждение на основании норм законодательных актов, инструкций N 157н, 174н разрабатывает и утверждает учетную политику с необходимой корреспонденцией счетов по формированию себестоимости работ, услуг, продукции с учетом особенностей деятельности учреждения.
Расходы на выполнение работ (услуг), изготовление продукции в рамках государственного (муниципального) задания, которые учреждение осуществляет за счет средств субсидий и включает в себестоимость работ, услуг, готовой продукции, отражаются на счете 4 109 00 000. Следующие расходы бюджетного учреждения, финансовым источником обеспечения которых является субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания согласно п. 153 Инструкции N 174н, относятся на счет 4 401 20 000:
- затраты учреждения, которые не формируют себестоимость работ, услуг (готовой продукции), оказываемых учреждением в рамках выполнения задания учредителя;
- по содержанию недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.
В соответствии с положениями Инструкции N 174н операции по отнесению затрат на выполнение работ, оказание услуг в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, на которое бюджетному учреждению предоставляется субсидия, отражаются с применением следующих бухгалтерских записей.
1. Учет в бюджетном учреждении затрат, которые формируют себестоимость готовой продукции, работ, услуг, выполняемых по заданию учредителя:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Пункт Инструкции N 174н |
Формирование себестоимости в части прямых расходов | 4 109 60 000 | 4 101 ХХ 410 4 104 ХХ 410 4 105 ХХ 440 4 208 ХХ 660 4 302 ХХ 730 4 303 ХХ 730 | |
Отражение стоимости накладных расходов, произведенных в результате оказания услуги | 4 109 70 000 | ||
Отнесение стоимости накладных расходов на себестоимость при оказании различных видов услуг | 4 109 60 000 | 4 109 70 000 | |
Отражение стоимости общехозяйственных расходов, произведенных при оказании услуги | 4 109 80 000 | 4 101 ХХ 410 4 104 ХХ 410 4 105 ХХ 440 4 208 ХХ 660 4 302 ХХ 730 4 303 ХХ 730 | |
Распределение общехозяйственных расходов на: | |||
- себестоимость различных видов услуг | 4 109 60 000 | 4 109 80 000 | |
- фактические расходы | 4 109 80 000 | ||
Списание суммы фактической себестоимости оказанных услуг на расходы учреждения | 4 109 6Х 000 |
2. Отнесение расходов бюджетного учреждения, не формирующих себестоимость работ, услуг (готовой продукции) по соответствующим операциям, на финансовый результат текущего финансового года:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Пункт Инструкции N 174н |
Начисление расходов, не формирующих себестоимость работ, услуг (готовой продукции) | 4 401 20 262 4 401 20 263 4 401 20 273 4 401 20 290 | 4 109 80 000 4 208 ХХ 660 4 210 01 660 4 302 ХХ 730 4 303 ХХ 730 | |
Расходы по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества | 4 401 20 223 4 401 20 226 4 401 20 290 | 4 208 ХХ 660 4 210 01 660 4 302 ХХ 730 4 303 ХХ 730 |
С. Бычков,
начальник отдела методологии бюджетного
контроля и аудита Департамента бюджетной
политики и методологии Минфина РФ
1 апреля 2012 г.
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утв. приказами Минфина РФ N 137н и Минэкономразвития РФ N 527 от 29.10.2010.
*(2) Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания", утв. Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671.
*(3) Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", разработаны Минфином РФ в соответствии с Поручением Правительства РФ от 16.10.2010 N СС-П16-7135.
*(4) Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета".
*(5) Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
*(6) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(7) Приказ Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения".
*(8) Приказ Минфина РФ от 30.09.2010 N 114н "Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"