Наше бюджетное учреждение по результатам конкурса заключило со сторонней организацией договор на выполнение определенных работ. Условиями договора была предусмотрена уплата неустойки за каждый день просрочки выполнения исполнителем работ своих обязательств в размере 1/300 ставки рефинансирования, что соответствует ч. 10 и 11 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о государственных закупках). Исполнитель нарушил сроки сдачи при выполнении работ, в связи с чем ему была начислена неустойка. Можно ли произвести окончательную оплату по договору за минусом суммы начисленной неустойки? Как в бухгалтерском учете отразить данные операции? Оплата по договору была произведена за счет сумм субсидий, выделенных учреждению на выполнение задания учредителя.
Относительно недавно Минфин выпустил Письмо от 26.12.2011 N 02-11-00/5959, в котором разъяснил порядок оплаты получателями бюджетных средств и бюджетными учреждениями обязательств по контрактам при неисполнении и ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств по указанным контрактам. По мнению Минфина, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредитором в таких обязательствах является РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Кредитором в обязательствах, возникающих из гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, заключенных по итогам размещения заказа, являются бюджетные учреждения (ст. 125, 126 ГК РФ).
Бюджетное учреждение, как отмечает Минфин, при оплате контракта вправе руководствоваться положениями ст. 308 ГК РФ, предусматривающими возможность прекратить обязательство зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона о государственных закупках под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях Закона о государственных закупках понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.
Из положений ст. 120 ГК РФ следует, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Согласно п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях*(1) бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие данным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Заметим, что учредительным документом бюджетного учреждения является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) учреждения (п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В уставе содержится исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных и не являющихся таковыми видов деятельности), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.
Неустойка, удерживаемая с исполнителя заказа, является доходом учреждения. Из всего вышесказанного следует: в случае если эту сумму можно подвести под один из видов деятельности, который прописан в уставе учреждения, неустойка может поступить в самостоятельное распоряжение учреждения.
Оплата договора может быть осуществлена путем выплаты исполнителю договора суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов). Законодательство не устанавливает ограничений на совершение этих действий. Это также следует и из письма.
Отражение операций по принятию, исполнению обязательств, принимаемых по договору, а также операций по предъявлению требований по уплате неустоек (пеней, штрафов) и исполнения указанных требований путем уменьшения суммы окончательной оплаты по договору в бухгалтерском учете рассмотрим на примере.
Пример
Бюджетное учреждение заключило договор на выполнение работ стоимостью 750 000 руб. Сумма аванса составила 225 000 руб. и была перечислена в течение трех рабочих дней со дня подписания договора сторонами. При выполнении работ исполнитель не уложился в установленные договором сроки. Сумма неустойки в соответствии с договором равна 10 000 руб. Работы были выполнены с задержкой на месяц. Неустойка была учтена при совершении окончательной оплаты по договору. Расчеты с исполнителем производились за счет сумм субсидий. Расходы по договору отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен аванс по договору на выполнение работ | 4 206 26 560 | 4 201 11 610 | 225 000 |
Предъявлена учреждением в адрес поставщика (исполнителя) неустойка согласно условиям договора | 4 205 41 560 | 4 401 10 140 | 10 000 |
Приняты к учету выполненные по договору работы | 4 109 00 226 | 4 302 26 730 | 750 000 |
Произведен зачет аванса | 4 302 26 830 | 4 206 26 660 | 225 000 |
Произведена окончательная оплата по договору выполнения работ | 4 302 26 830 | 4 201 11 610 | 515 000 |
Скорректирована сумма начисленных обязательств перед исполнителем работ на сумму образовавшейся неустойки | 4 302 26 830 | 4 401 10 140 | 10 000 |
Скорректирована сумма дохода в силу начисления неустойки | 4 401 10 140 | 4 205 41 560 | 10 000 |
М. Волчкова,
эксперт журнала "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной
деятельности государственных (муниципальных) учреждений"
1 апреля 2012 г.
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"