Регламент предоставления органами ПФР информации о применении законодательства о страховых взносах
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.12.2011 N 1596н утвержден Административный регламент предоставления ПФР государственной услуги по бесплатному информированию плательщиков страховых взносов о законодательстве РФ о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях ПФР, территориальных органов ПФР и их должностных лиц, а также предоставлению форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснению порядка их заполнения (далее - Административный регламент, государственная услуга). Считаем, что сотрудникам финансовых служб будет интересно ознакомиться с его основными положениями. На момент написания комментария данный документ не вступил в силу.
Общие положения
Этим документом регламентирован стандарт, сроки и последовательность действий (административных процедур) ПФР, территориальных органов ПФР при предоставлении государственной услуги по бесплатному информированию плательщиков страховых взносов о законодательстве РФ о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях ПФР, территориальных органов ПФР и их должностных лиц, а также по предоставлению форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснению порядка их заполнения.
Административный регламент разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания благоприятных условий для ее получателей (п. 1 данного регламента). Им определены, в частности:
- круг заявителей;
- требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги;
- стандарт предоставления государственной услуги (результат, срок, исчерпывающий перечень документов);
- состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур;
- досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий должностных лиц ПФР.
Так, согласно п. 2 Административного регламента за получением государственной услуги могут обратиться плательщики страховых взносов - страхователи, указанные в ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - заявители).
Должностные лица ПФР и территориальных органов ПФР могут проинформировать заявителей о порядке предоставления государственной услуги:
- по телефону;
- путем направления письменного ответа на запрос заявителя по почте;
- путем направления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи ответа на запрос заявителя;
- при личном приеме заявителя в ПФР, территориальных органах ПФР;
- в виде информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.);
- путем размещения на официальном сайте ПФР и официальных сайтах территориальных органов ПФР в сети Интернет.
Обращение заявителя за предоставлением государственной услуги
Заявителю для предоставления государственной услуги нужно направить в ПФР или территориальные органы ПФР в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа обращение. Отказать ему в приеме обращения, а также приостановить или отказать в предоставлении государственной услуги указанные органы не вправе (п. 14, 15 Административного регламента).
Все обращения заявителей должны быть зарегистрированы должностными лицами ПФР, территориального органа ПФР, ответственными за выполнение административной процедуры по приему и регистрации документов при предоставлении государственной услуги, путем записи учетных данных об их получении. При этом обращение, поступившее в ПФР, территориальный орган ПФР (п. 19 Административного регламента):
- в письменной форме на личном приеме, регистрируется в день его поступления в эти органы;
- с использованием средств почтовой связи или в форме электронного документа, - не позднее рабочего дня, следующего за днем его поступления в ПФР, территориальный орган ПФР.
Административным регламентом определены время и сроки, в течение которых заявитель должен получить соответствующую информацию:
- при обращении лично в ПФР, территориальный орган ПФР в устной форме время информирования складывается из времени ожидания заявителя в очереди, составляющего не более 15 минут, и времени предоставления информации и (или) предоставления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам - 15 минут (п. 8);
- при обращении по телефону время предоставления заявителю информации должно составлять 15 минут (п. 8);
- информирование заявителей на основании письменных обращений, в том числе в электронном виде, осуществляется в срок не позднее 30 календарных дней со дня регистрации обращения в ПФР, территориальном органе ПФР (срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) ПФР, территориального органа ПФР не более чем на 30 календарных дней) (п. 9).
Административные процедуры по предоставлению государственной услуги
Согласно п. 30 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
1) информирование заявителей о законодательстве РФ о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях ПФР, территориальных органов ПФР и их должностных лиц (далее - информирование заявителей) в устной форме на личном приеме или по телефону;
2) информирование заявителей на основании обращений в письменной форме на бумажном носителе либо в форме электронного документа;
3) предоставление формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и информирование заявителей о порядке их заполнения.
Рассмотрим их подробнее.
1. Информирование заявителей в устной форме на личном приеме или по телефону накладывает на должностных лиц структурного подразделения ПФР, территориального органа ПФР, ответственных за предоставление государственной услуги, следующие обязанности:
а) при личном обращении в устной форме они обязаны (п. 34 Административного регламента):
- представиться, назвав свои фамилию, имя, отчество, должность;
- предложить заявителю представиться, назвав фамилию, имя, отчество и должность, а также лицо, которое он представляет;
- выслушать обращение и поставленные в нем вопросы;
- представить в устной форме информацию по существу вопроса в пределах своей компетенции;
- при разъяснении вопроса, связанного с запросом дополнительной информации или привлечением иных должностных лиц ПФР, территориального органа ПФР в соответствии с их компетенцией, заявителю должно быть предложено согласовать другое удобное время для проведения консультации либо изложить заданный вопрос письменно (в таком случае заявителю сообщается адрес места нахождения территориального органа ПФР);
б) при информировании заявителя по телефону (п. 35 Административного регламента):
- сообщить наименование органа, в который поступил звонок (ПФР или территориальный орган ПФР);
- представиться, назвав свои фамилию, имя, отчество, должность;
- предложить заявителю представиться, назвав фамилию, имя, отчество и должность, а также лицо, которое он представляет;
- выслушать обращение и поставленные в нем вопросы;
- предоставить в устной форме информацию по существу вопроса в пределах своей компетенции.
В случае если для ответа на обращение заявителя в устной форме при личном обращении или по телефону по возникшим вопросам (в том числе о порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях заявителя) требуется представление извлечений из нормативных правовых актов и методических материалов, а также исследование документов (их копий), непосредственно относящихся к содержанию обращения, заявителю будет предложено направить обращение и документы (их копии), относящиеся к рассматриваемому вопросу, в письменной форме в ПФР, территориальный орган ПФР и сообщены соответствующие реквизиты для направления обращения.
Если заявитель не будет удовлетворен информацией, предоставленной при личном приеме или по телефону, он может направить обращение в письменной форме в ПФР, территориальный орган ПФР.
2. Как было указано выше, письменное обращение заявитель может представить в ПФР, территориальный орган ПФР лично, направить почтовым отправлением или передать по телекоммуникационным каналам связи, а также с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).
Получить ответ на письменное обращение заявитель должен в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии и инициалов должностного лица ПФР, территориального органа ПФР, ответственного за предоставление государственной услуги (п. 46 Административного регламента).
Подготовленный ответ на письменное обращение заявителя, представленного им лично или с использованием средств почтовой связи, должен быть подписан должностным лицом ПФР, территориального органа ПФР, ответственным за предоставление государственной услуги, и направлен к отправке. По просьбе заявителя ответ на обращение может дублироваться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или выдаваться заявителю лично.
Ответ на обращение, поступившее в ПФР, территориальный орган ПФР в форме электронного документа, будет направляться в форме электронного документа на электронный адрес заявителя, указанный в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, приведенному в обращении (п. 49 Административного регламента).
3. При обращении заявителя в ПФР, территориальный орган ПФР по вопросу предоставления форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) о порядке их заполнения:
- лично - должностное лицо ПФР, территориального органа ПФР по просьбе заявителя должно предоставить соответствующие формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на бумажном носителе;
- по телефону - должностное лицо ПФР, территориального органа ПФР должно сообщить место расположения соответствующих форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru) и официальном сайте ПФР (www.pfrf.ru);
- при письменном обращении заявителя, в том числе в форме электронного документа, в территориальный орган ПФР по вопросу предоставления форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) о порядке их заполнения должностное лицо территориального органа ПФР по просьбе заявителя должно предоставить соответствующие формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Пунктом 56 Административного регламента предусмотрено, что в случае внесения изменений в формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам такие формы расчетов, с учетом внесенных изменений, будут размещаться на официальном сайте ПФР и его территориальных органов и информационных стендах территориальных органов ПФР с указанием срока вступления в силу данных изменений.
Результат предоставления государственной услуги
В соответствии с п. 7 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является бесплатное информирование заявителей о законодательстве РФ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях ПФР, территориальных органов ПФР и их должностных лиц, а также предоставление форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснение порядка их заполнения.
Досудебный порядок обжалования решений и действий ПФР
В пункте 65 Административного регламента перечислены случаи, когда заявитель может обратиться с жалобой:
- нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами РФ для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме документов у заявителя, необходимых для предоставления государственной услуги;
- отказ в предоставлении государственной услуги;
- затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы;
- отказ органа, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Заявитель может обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу. Жалобы на решения, принятые руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, подаются непосредственно в ПФР (п. 66 Административного регламента).
Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя (п. 67 Административного регламента).
В жалобе должна содержаться следующая информация (п. 68 Административного регламента):
- наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилия, имя, отчество, сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, должно рассмотреть поступившую жалобу в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации.
В случае обжалования отказа органа или его должностного лица, предоставляющих государственную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - жалоба должна быть рассмотрена в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, принимает одно из следующих решений (п. 71 Административного регламента):
- удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены (изменения) принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено настоящим регламентом, а также в иных формах;
- отказывает в ее удовлетворении.
Мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы должен быть направлен заявителю в письменной форме или по его желанию - в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.
При установлении в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, должно незамедлительно направить имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Ответственность должностных лиц ПФР и территориальных органов ПФР за предоставление государственной услуги
Должностные лица ПФР и территориальных органов ПФР несут персональную ответственность за предоставление государственной услуги, соблюдение сроков и порядка ее предоставления (п. 60 Административного регламента).
За нарушение должностным лицом органа государственного внебюджетного фонда РФ порядка предоставления государственной услуги, повлекшее непредставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, может быть наложен административный штраф в размере от 3 000 до 5 000 руб. (п. 1 ст. 5.63 КоАП РФ).
Истребование должностным лицом органа государственного внебюджетного фонда РФ документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, может повлечь наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. (п. 2 ст. 5.63 КоАП РФ).
А. Сергеева,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"