С февраля будет проще оспорить решения по проверкам ККТ и наличной выручки
В феврале 2012 года вступили в действие новые административные регламенты по проверкам ККТ и наличной выручки. Теперь четко прописаны сроки, а также права сторон.
Проверки применения контрольно-кассовой техники и учета наличной выручки налоговые органы проводят уже давно (ст. 7 Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ, далее - Закон N 54-ФЗ). Однако правила их проведения нигде не были зафиксированы, за исключением внутренних указаний налогового ведомства (письмо ФНС России от 08.06.07 N ШТ-6-06/458@). Теперь это упущение исправлено и организации смогут проверить правильность и законность проведения таких проверок.
Положения обоих регламентов во многом схожие
Административный регламент для проверок применения и регистрации ККТ начал действовать с 5 февраля 2012 года (утв. приказом Минфина России от 17.10.11 N 132н, далее - Регламент по ККТ). А Регламент для проверок полноты учета выручки денежных средств - с 19 февраля 2012 года (утв. приказом Минфина России от 17.10.11 N 133н, далее - Регламент по выручке).
Они предусматривают правила двух разных проверок, которые могут проводиться сотрудниками налоговых органов как совместно, так и по отдельности. По итогам каждой из этих проверок инспекторы составляют отдельный акт.
В регламентах прописаны права налоговых органов и организаций. Согласно новым регламентам инспекторы проверяют организации и ИП, которые осуществляют наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт.
Налоговики обязаны предъявить поручение на проверку и служебные удостоверения. На поручении должна стоять дата и подпись руководителя или заместителя руководителя налогового органа, проводящего проверку.
В свою очередь представитель компании ставит на поручении дату, свою подпись и указывает должность. Это подтверждает, что он ознакомился с документом.
Сотрудники инспекции имеют право (п. 7 Регламента по ККТ и п. 7 Регламента по выручке):
- получать беспрепятственный доступ к ККТ, использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти, а также к системам, формирующим бланки строгой отчетности (БСО);
- получать от организации любые документы, связанные с применением ККТ и БСО, а также требовать объяснения;
- проводить проверку наличных денежных средств и наличия БСО;
- привлекать к административной ответственности организации и их должностных лиц, а также взаимодействовать с органами внутренних дел.
Налоговые органы могут изучать хозяйственные операции, которые организация совершила в проверяемый период. Для этого инспекторы вправе проводить осмотр, инвентаризацию, наблюдение, пересчет и экспертизу (п. 40 Регламента по ККТ и п. 35 Регламента по выручке).
Представители организации могут присутствовать при проведении проверки (п. 9 Регламента по ККТ и п. 9 Регламента по выручке). По ее завершении инспекторы составляют акт. Он оформляется в двух экземплярах на бумажном носителе на русском языке и имеет сквозную нумерацию страниц.
Отметим, в акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением тех, которые заверены подписью как инспектора, так и проверяемой компании. Если представитель организации не согласен с результатами проверки, а также с действиями или бездействием проверяющих, то возражения он вправе вписать в сам акт или оформить отдельным документом.
Налоговики могут направить акт по итогам налоговой проверки по почте, только если руководитель организации на момент отправки отсутствует либо уклоняется от подписания акта (постановления ФАС Уральского от 08.07.11 N Ф09-4034/11, Московского от 17.11.11 N А40-19137/11-99-86 и от 23.11.10 N КА-А40/14436-10 округов).
Документы инспекторам нужно представить в течение одного рабочего дня. Организация представляет документы в виде оригиналов или копий, заверенных должным образом (см. врезку на с. 69). Требовать нотариального удостоверения копий налоговики не вправе, так же как не могут потребовать представить документы, не относящиеся к предмету проверки. При этом максимальный срок, в который необходимо собрать проверяющим нужные документы, составляет один рабочий день.
Справка. Какие документы могут запросить инспекторы при проверке ККТ и наличной выручки
В зависимости от проверяемого периода и особенностей осуществления наличных денежных расчетов при проверке ККТ налоговые инспекторы могут запросить следующие документы или их часть (п. 34 Регламента по ККТ):
- журнал кассира-операциониста;
- акт о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам;
- журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККМ, работающих без кассира-операциониста;
- распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;
- контрольные ленты ККТ на бумажном носителе или распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;
- информацию из автоматизированной системы о выпущенных документах;
- справку-отчет кассира-операциониста;
- сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;
- БСО, их копии, корешки документов;
- карточку регистрации ККТ, ее паспорт, договор о технической поддержке, документацию, связанную с приобретением, регистрацией, а также с проверкой ее исправности.
Те же самые документы, за исключением карточки регистрации ККТ, налоговые инспекторы могут запросить и при проверке учета выручки. Только к этим документам добавляются еще следующие (п. 29 Регламента по выручке):
- приходные и расходные кассовые ордера и журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
- книги учета БСО, акты их приемки и списания;
- книга учета доходов и расходов ИП, применяющего "упрощенку" или уплачивающего сельхозналог;
- распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег и другие первичные документы и регистры бухучета.
При передаче документов в инспекцию организации следует составить их опись и потребовать проставить штамп инспекции о приеме сведений.
Если организацию проверяют только на правильность применения ККТ, налоговики не имеют права требовать документы по учету наличных денежных средств.
В регламентах не указано, как инспекторы должны требовать необходимые документы - в письменном или устном виде. Поэтому организация вправе запросить у налоговиков список необходимых документов в письменном виде.
При проверке ККТ Минфин фактически разрешил инспекторам проводить контрольные закупки
На проверку соответствия кассового аппарата, чеков, БСО и прочих документов установленным требованиям отводится пять рабочих дней с даты выписки поручения на проведение проверки (п. 19 Регламента по ККТ).
Проверка выдачи чеков проводится до предъявления поручения на проверку. В соответствии с разделом III Регламента по ККТ налоговики прежде всего проверят выдачу кассовых чеков, БСО либо товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар, работу или услугу.
В пункте 23 Регламента по ККТ указано, что проверка выдачи кассовых чеков включает приобретение товара, его оплату наличными денежными средствами или с использованием платежных карт, а также установление факта оформления либо неоформления документа, подтверждающего прием денежных средств в уплату за соответствующий товар. То есть фактически это всем хорошо знакомая контрольная закупка.
Напомним, в постановлениях Президиума ВАС РФ от 16.06.09 N 1988/09 и от 16.06.09 N 1000/09 указано, что налоговики не вправе проводить контрольную закупку. Такие полномочия инспекторам могут быть предоставлены только законом. Ведомственного нормативного акта, которым является приказ Минфина России об утверждении Регламента по ККТ, недостаточно. Таким образом, организация вправе оспорить в суде штраф, наложенный налоговиками в результате проведения указанной выше контрольной закупки.
В то же время следует отметить, что в Регламенте по ККТ нет указаний на то, что приобретать товар налоговые инспекторы должны самостоятельно. Указанные действия проводятся специалистами инспекции в следующих формах:
- в форме контроля, основанном на визуальном наблюдении, с применением (без применения) способов видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами);
- в виде аналитической процедуры, направленной на выявление фактов выдачи или невыдачи кассовых чеков и прочих документов.
Аналитическая процедура проводится до момента выдачи организации поручения на проверку. Речь идет о ситуациях, когда у налоговых инспекторов уже имеются чеки, выбитые от имени проверяемой организации. Налоговики заранее проверяют, на какую организацию и по какому адресу зарегистрирован кассовый аппарат. За несоответствие заявленного места установки ККТ месту фактического осуществления деятельности организацию привлекают к административной ответственности (письмо УФНС России по г. Москве от 02.03.11 N 17-26/019349@).
Максимальный срок выполнения указанных действий проверяющими не может превышать одного рабочего дня от даты, указанной в поручении на проверку (п. 24 Регламента по ККТ).
Поручение на проверку инспекторы должны предъявить не позднее двух рабочих дней от даты, указанной в нем. После проверки выдачи кассовых чеков инспекторы вместе со служебными удостоверениями предъявляют проверяемому лицу поручение на проведение проверки и предлагают его подписать (п. 28 и 29 Регламента по ККТ).
Если руководителя или его доверенного представителя нет на месте либо он отказывается ставить подпись, инспекторы ставят соответствующую отметку. Получается, что уклоняться от ознакомления с поручением не имеет смысла и даже невыгодно, поскольку это не служит препятствием для проведения проверки.
Безопаснее требовать, чтобы инспекторы оформили запрос документов в письменном виде. В Регламенте по ККТ четко прописаны документы, которые могут запросить инспекторы, хотя их перечень не является закрытым. Причем, если нормативный срок амортизации ККТ истек, а налоговый орган своевременно не известил об этом организацию, инспекторы не имеют права ссылаться при проверке на указанное нарушение (постановление ФАС Московского округа от 01.10.10 N КА-А40/11571-10).
При проверке "вмененщиков", которые не применяют ККТ, инспекторы вправе требовать документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (п. 33 Регламента по ККТ).
При запросе документов для компании безопаснее просить инспекторов представить запрос в письменном виде. Это поможет избежать недопонимания. На практике были случаи, когда в протоколе об административном правонарушении и постановлении не содержались сведения о том, какие именно документы были истребованы проверяющими, но не представлены организацией. В таких ситуациях суды приходили к выводу, что проверяемую компанию нельзя привлечь к ответственности (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.09.10 N А29-1527/2010).
Акт по результатам проверки оформляется не позднее последнего дня такой проверки. По итогам рассмотрения документов инспекторы приступают к проверке соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения. На данной стадии проверяется наличие на ККТ идентификационного знака, марок-пломб, знаков "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание", а также соблюдение сроков эксплуатации и исправность ККТ (п. 41 и 42 Регламента по ККТ).
Заключительная процедура - оформление результатов проверки актом. Максимальный срок оформления акта не может превышать пяти рабочих дней с даты, когда выписано поручение на проверку (п. 50 Регламента по ККТ). В случае выявления в ходе проверки нарушений инспекторами возбуждается дело об административном правонарушении.
Порядок проверки наличной выручки отличается для компаний, использующих БСО
Проверка полноты учета выручки не может превышать 20 рабочих дней с даты выписки поручения (п. 19 Регламента по выручке). Во многом эта процедура схожа с проверкой применения ККТ. Даже перечень запрашиваемых документов практически совпадает (см. врезку на с. 69). Акт по результатам проверки составляется также не позднее ее последнего дня (п. 51 Регламента по выручке).
В рамках проверки полноты выручки инспекторы обязательно проведут ревизию наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты. Перед началом проверки кассир должен оформить расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег, а также о представлении ревизорам всех квитанций и приходных кассовых ордеров о сданной выручке (п. 36 Регламента по выручке).
Далее налоговики сопоставляют суммы наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике, с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте ККТ, и записями в журнале кассира-операциониста.
У тех компаний, которые пользуются БСО, порядок контрольных действий иной. В частности, у них сначала проверяется фактическое наличие БСО (по видам бланков). Далее определяется число использованных БСО за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки и актов инвентаризации БСО.
Затем налоговики сопоставляют суммы выручки, отраженной в учете проверяемого субъекта, с фактическим количеством копий использованных бланков (корешков документов), хранящихся у проверяемого лица. У "вмененщиков" проводятся все аналогичные действия, но только не с БСО, а с товарными чеками, квитанциями или другими документами, подтверждающими прием наличных денег.
По каждому факту расхождений налоговики вправе получать от проверяемого лица необходимые письменные объяснения. Кроме того, инспекторы могут привлекать сторонних экспертов, если требуется применение научных, технических или иных специальных знаний.
При нарушении регламентов проверки инспекторы должны нести персональную ответственность
Оба регламента предусматривают, что при выявлении нарушений налоговый орган имеет право привлекать компанию к административной ответственности (см. таблицу слева). И все нарушения, отраженные в акте проверки, могут являться основанием для назначения выездной налоговой проверки или других мероприятий налогового контроля.
Таблица. Штрафные санкции за нарушения
Вид выявленного нарушения | Административная ответственность |
Нарушения, связанные: - с неприменением в установленных случаях ККТ; - применением ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного порядка и условий ее регистрации и применения; - отказом в выдаче по требованию покупателя документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар, работу или услугу | Штраф на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ) |
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся: - в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных лимитов*; - неоприходовании или неполном оприходовании в кассу денежной наличности; - несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств или накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов | Штраф на должностных лиц - в размере от 4000 до 5000 руб., на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб. (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ) |
*Расчеты наличными деньгами в РФ между юрлицами, а также между юрлицом и ИП, между ИП, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора не должны превышать 100 000 руб. (п. 1 Указания Банка России от 20.06.07 N 1843-У). |
Для досудебного обжалования решения по проверке нужно обратиться с жалобой в устной форме или направить по почте письменное обращение и сообщить о нарушении своих прав. Жалобу можно подать и в форме электронного документа на сайт ФНС России или сайт регионального управления ФНС России. В подтверждение своих доводов к ней можно приложить документы и материалы проверки либо их копии.
Должностные лица ФНС России и УФНС России должны рассмотреть жалобу в течение 30 дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях данный срок может быть продлен еще на 30 дней.
Если в досудебном порядке обжаловать неправомерные действия должностного лица не удалось, организация вправе обратиться в суд. При этом выбор проверяемым лицом одного из способов защиты (досудебного обжалования) не лишает его права обращения в суд.
Примечание. Организация вправе обжаловать действия или бездействие налоговиков как в судебном, так и в досудебном порядке.
Правомерным основанием для отказа в удовлетворении жалобы может быть ее необоснованность, но никак не тот факт, что заявитель воспользовался несколькими способами защиты своих прав и законных интересов.
В случае выявления нарушений регламентов со стороны налоговиков виновные понесут персональную ответственность. Отметим, что в течение 10 рабочих дней со дня ее наложения о мерах, принятых в отношении налоговых инспекторов, будет сообщено проверяемому лицу.
Ю.Н. Бережная,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 8, апрель 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99