Являются ли отношения между членами и председателем правления ТСЖ и самим ТСЖ трудовыми отношениями?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отношения между членами и председателем правления ТСЖ и самим ТСЖ не являются трудовыми отношениями.
Обоснование вывода:
Согласно ст. 145 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ) общее собрание членов товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 147 ЖК РФ члены правления ТСЖ избираются из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на 2 года, а правление избирает из своего состава председателя, если избрание председателя не отнесено к компетенции общего собрания членов ТСЖ уставом.
Правление является исполнительным органом ТСЖ, а его председатель обеспечивает выполнение решений правления (ч. 4 ст. 147, ч. 2 ст. 149 ЖК РФ). Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правления товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда.
При этом ни члены правления ТСЖ, ни его председатель не подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка товарищества. Выплачиваемое членам правления ТСЖ и его председателю вознаграждение не зависит от их квалификации, сложности выполняемой работы, условий ее выполнения, количества и качества затраченного труда. Товарищество не обязано оборудовать для них рабочие места, предоставлять время для отдыха, выплачивать государственные пособия. Из этого, по нашему мнению, можно сделать вывод о том, что отношения, возникающие между товариществом и его правлением (в том числе председателем правления), не являются трудовыми.
Также полагаем, что предусмотренное ч. 3.1 ст. 147 ЖК РФ требование о невозможности совмещения членом правления ТСЖ своей деятельности в правлении с работой в товариществе по трудовому договору (то есть противопоставление "работы по трудовому договору" и "деятельности в правлении") служит дополнительным подтверждением того, что отношения, возникающие в связи с такой деятельностью, не носят трудового характера. По смыслу ст.ст. 148, 149 ЖК РФ товарищество принимает работников лишь для обслуживания многоквартирного дома.
Решений об избрании членов правления и председателя правления ТСЖ, оформленных протоколами общего собрания ТСЖ (заседания правления), достаточно для того, чтобы лица, избранные в члены правления, приступили к осуществлению своей деятельности. Издания приказов о назначении указанных лиц на должность, а также заключения с ними трудовых договоров не требуется.
Из п. 11 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ следует, что члены правления ТСЖ, председатель правления товарищества осуществляют свою деятельность на возмездной основе. Затраты на оплату труда председателя правления ТСЖ, а также источники финансирования этих затрат устанавливаются сметой доходов и расходов ТСЖ. Кроме того, вопрос об оплате труда председателя правления ТСЖ в обязательном порядке должен быть разрешен в уставе ТСЖ. При этом величина вознаграждения председателя правления устанавливается общим собранием членов товарищества (ст. 145 ЖК РФ). Являясь некоммерческой организацией, ТСЖ осуществляет свою деятельность на основании финансового плана - сметы доходов и расходов (п. 1 ст. 3 Федерального Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Финансирование вознаграждения председателю и членам правления ТСЖ производится из так называемых средств ТСЖ (ст. 151 ЖК РФ), распоряжается которыми правление ТСЖ в соответствии с финансовым планом товарищества (п. 4 ст. 151 ЖК РФ). По нашему мнению, для выплаты вознаграждения членам правления и председателю правления ТСЖ достаточно решения об их избрании, решения общего собрания членов ТСЖ об определении размера вознаграждения таких лиц, а также утвержденной сметы доходов и расходов ТСЖ на текущий год.
Однако все вышеизложенное является лишь нашим экспертным мнением, которое может расходиться с официальной позицией органов государственной власти. В литературе же высказана и иная точка зрения: ряд авторов полагает, что отношения между председателем правления ТСЖ и ТСЖ могут являться трудовыми (смотрите, например, статью С.А. Трофимовой "Статус председателя" // "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2009 г.).
Отдельные суды исходят из того, что в действующем законодательстве отсутствуют императивные нормы, обязывающие заключить трудовой договор с председателем правления ТСЖ (смотрите, например, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 01.02.2012 N 33-1341/2012); для установления наличия между ТСЖ и председателем правления ТСЖ трудовых отношений необходимо исследование заявлений и приказов о приеме на работу, об увольнении, штатного расписания, ведомостей на зарплату, табелей учета рабочего времени, а также проверка того, определялось ли его рабочее место и режим рабочего дня другими локальными актами (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28.10.2010 по делу N 33-31273).
В то же время в целом ряде судебных актов, принятых по искам бывших председателей правления ТСЖ к ТСЖ о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула суды просто констатировали наличие между сторонами трудовых отношений, не давая правового обоснования своему утверждению (смотрите, например, решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 11.11.2010 по делу N 2-3899/2010, ознакомиться с которым Вы можете, перейдя по ссылке http://zheleznodorozhny.hbr.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id; решение Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 27.02.2010, ознакомиться с которым Вы можете, перейдя по ссылке: http://magord.chel.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=1118; решение Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 24.03.2010, ознакомиться с которым Вы можете, перейдя по ссылке: http://magord.chel.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=1370; решение Шелаболихинского районного суда Алтайского края от 26.04.2010, ознакомиться с которым Вы можете, перейдя по ссылке: http://shelabolihinsky.alt.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=; определение Московского городского суда от 18.10.2011 по делу N 33-33889/2011, ознакомиться с которым Вы можете, перейдя по ссылке: http://www.domovodstvo.ru/fas/E7491FEB8B38F4F4442579C30035457C.html; определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 08.08.2011 по делу N 33-22175).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Мария
24 апреля 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.