Международно-правовой принцип запрещения детского труда
Неимущественные права чаще всего принято рассматривать в контексте гражданского права, поскольку в п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ личные неимущественные отношения прямо называются в числе отношений, регулируемых гражданским законодательством. Тем не менее для трудового права неимущественные отношения также весьма важны, хотя доктрина трудового права и не дифференцирует отношения, входящие в его предмет, по признаку имущественного или неимущественного характера.
Хороший пример неимущественных прав, в отношении которых применяется трудовое законодательство, - это минимальный возраст приема на работу и ограничения в отношении детского труда. Этому вопросу посвящены не только внутренние правовые нормы России, но и очень важные международные акты.
Общая ситуация в отношении детского труда
Вопрос о борьбе с детским трудом вызывает, наверное, самое большое количество эмоций в сфере международного трудового права. Это неудивительно, учитывая масштаб и особое моральное значение этой проблемы. Хотя детский труд был исторически первым предметом, по которому стало приниматься трудовое законодательство в начале XIX в.*(1), до сих пор в мире около 180 млн. детей*(2) в возрасте от 5 до 17 лет вовлечены в наихудшие формы эксплуатации труда, такие как рабство, проституция, незаконная деятельность, вредная и опасная работа, работа, наносящая ущерб нравственному развитию. Приблизительно две трети детей, выполняющих опасную работу, не достигли возраста 15 лет. Согласно данным Международной организации труда (МОТ)*(3) около 111 млн. детей в возрасте от 5 до 14 лет работают в условиях, угрожающих их благополучию.
Специалисты Всемирного банка отмечают, что чем беднее государство, тем выше уровень использования детского труда в этой стране*(4). В государствах с ВВП на душу населения 500 долл. и ниже доля детей от 5 до 14 лет среди всех работников чрезвычайно высока и составляет от 30 до 60% от всех работающих. В странах, где ВВП на душу населения от 500 до 1000 долл., этот показатель резко падает и составляет от 10 до 30%.
В обоснование использования детского труда говорится о том, что детский труд способствует борьбе с бедностью, поскольку работающие дети помогают содержать свои семьи*(5). Собственно, дети зачастую и являются основными кормильцами в малообеспеченных многодетных семьях в беднейших странах. Принято также говорить о том, что раннее вовлечение в трудовую деятельность позволяет получать детям жизненные навыки и взрослеть быстрее, чтобы адаптироваться к тяжелой взрослой жизни.
Однако массовое вовлечение детей на рынок труда повышает предложение рабочей силы и конкуренцию на рынке труда. Дети получают меньшую заработную плату, нежели взрослые. Они работают почти всегда нелегально, а работодатели рассчитываются с ними наличными. В результате уровень средней заработной платы в стране неизбежно падает, а уровень безработицы среди взрослого населения повышается.
Кроме того, массовое использование детского труда означает низкий образовательный уровень населения. Это приводит к тому, что государство на мировом рынке сможет поставлять только продукцию, требующую использования дешевого ручного труда. Экономика, основанная на знаниях, для этой страны будет невозможна, и она будет неизбежно проигрывать в международной конкуренции более развитым странам. Таким образом, получается, что детский труд - это не способ борьбы с бедностью, а одна из важнейших причин бедности.
При этом не секрет, что эксплуатация детского труда нередко составляет неотъемлемую часть современной легальной и респектабельной экономики. Расположенные в развитых странах крупные производственные компании работают, используя дешевую продукцию из развивающихся стран, сделанную с использованием детского труда. Так, корпорация "Кока-Кола" использует для производства своего напитка тростниковый сахар, изготовляемый на крупнейшей сахарной фабрике Сальвадора "Сентрал Итцалко". По данным правозащитной организации Хьюман Райтс Вотч, по крайней мере четыре агропромышленные фермы, поставляющие сахарный тростник на эту фабрику, регулярно используют детский труд*(6).
В нашей стране с начала экономических реформ (впервые после 20-х гг. XX в.) снова появились беспризорные дети, вовлекаемые в наихудшие формы детского труда. Специальные исследования этого вопроса, проводившиеся в 2001 г.*(7), выявили, что оценочная численность уличных детей только в Москве находилась в диапазоне от 30 до 50 тыс. человек. При этом среди уличных детей моложе 13 лет к категории работающих можно отнести практически всех, если считать трудом сбор бутылок и утиля, попрошайничество и т.п. Удельный вес занимающихся противоправными видами деятельности (воровство, торговля ворованными вещами, наркотиками и т.д.) составляла среди работающих детей моложе 13 лет от 10 до 30%, а доля вовлеченных в занятия проституцией, съемки в порнофильмах среди работающих уличных детей до 18 лет оценивалась как 20-30%. По данным Правительства РФ, по состоянию на 2005 г. количество беспризорных детей составило 4,27 тыс., сократившись с 7,5 тыс. в 2003 г.*(8) Правительство Москвы, также заявляя о снижении количества уличных детей, приводит другие цифры: 50 тыс. в 1997 г. и 15 тыс. в 2008 г.*(9) Комитет экспертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций отмечал в 2007 и 2008 гг.*(10), что Россия является одной из крупных "стран-экспортеров" в отношении человеческого трафика - нелегальной торговли людьми, в том числе детьми.
Очевидно, что проблема детского труда очень серьезна не только в мировом масштабе, но и конкретно в России.
Международные и российские правовые акты о детском труде
Существует довольно много международных актов, касающихся проблемы детского труда. Еще в 1924 г. в рамках Лиги Наций была принята Женевская Декларация прав ребенка*(11), предусматривавшая, в частности, право ребенка на защиту от любой формы эксплуатации. На уровне ООН следует упомянуть ч. 3 ст. 10 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.*(12), где указывается, что "дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону". Наиболее важным актом ООН, посвященным правам ребенка, можно считать Конвенцию "О правах ребенка" 1989 г.*(13), развивающую положения рекомендательной Декларации прав ребенка 1959 г.*(14) Она ратифицирована почти всеми странами мира. Для надзора за исполнением соблюдения Конвенции ООН "О правах ребенка" был создан специализированный Комитет по правам ребенка*(15). Дополнительно к Конвенции "О правах ребенка" был принят Факультативный протокол, касающийся торговли детьми, детской порнографии и детской проституции 2000 г.*(16)
Наибольшее внимание правам ребенка в сфере труда на международном уровне уделено, безусловно, в актах МОТ*(17). Проблема упоминалась еще в Версальском мирном договоре 1919 г., на основании которого была учреждена Международная организация труда. Из более современных актов, прежде всего, следует иметь в виду указание в Декларации МОТ 1998 г. об основополагающих принципах и правах в сфере труда на то, что принцип действенного запрещения детского труда относится к одному из четырех основополагающих принципов в сфере труда, применение которых государствами - участниками МОТ обязательно вне зависимости от факта ратификации какой-либо конкретной Конвенции, а лишь в силу присоединения к Уставу МОТ. Реализации этого принципа посвящено две конвенции, относимые МОТ к числу фундаментальных*(18): Конвенция 1973 г. о минимальном возрасте приема на работу (N 138), а также Конвенция 1999 г. о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (N 182). В развитие положений этих двух конвенций приняты две одноименные рекомендации (N 146 и N 190 - соответственно).
На региональном уровне следует отметить Модельный закон СНГ "Об основных гарантиях прав ребенка в государстве" 1999 г.*(19) В рамках Совета Европы действует Рекомендация N R (91) 11 Комитета министров СЕ "Относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, торговли детьми и несовершеннолетними"*(20).
В России вопросов детского и подросткового труда касаются положения ст. 63 Трудового кодекса РФ о возрасте, с которого допускается заключение трудового договора, и гл. 42 ТК РФ о правовом регулировании труда работников в возрасте до 18 лет. Основным актом, регулирующим права детей в целом, является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"*(21). Существуют перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается использование труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163, и постановление Министерства труда и социального развития РФ от 7 апреля 1999 г. N 7, утверждающее нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную*(22).
Кроме того, в России торговля людьми в отношении несовершеннолетних в соответствии со ст. 127.1 Уголовного кодекса РФ считается тяжким преступлением и предусматривает ответственность в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет. Аналогичное наказание предусмотрено в ст. 127.2 УК РФ за использование рабского труда несовершеннолетнего лица. Комитет экспертов МОТ поддержал введение этих санкций в УК РФ, но выразил озабоченность в связи с тем, что не было предпринято достаточно мер для эффективного применения этих положений.
Содержание фундаментальных Конвенций МОТ о детском труде и принятых в их развитие Рекомендаций
Детский труд в международно-правовом понимании делится на две основные категории: а) наихудшие формы детского труда, которым посвящена Конвенция МОТ N 182; б) выполнение работы ребенком младше минимального возраста, предписываемого национальным трудовым законодательством в отношении данного вида работ.
Наихудшие формы детского труда. Конвенция МОТ 1999 г. о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (N 182), несмотря на свою относительную "молодость", стала самой широко ратифицированной конвенцией МОТ. Сейчас она ратифицирована 174 государствами из 183, состоящих в МОТ. Это объясняется характером проблемы, затронутой в Конвенции, в отношении которой страны с самой разной политической, социальной и правовой системой проявляют единодушие. Наихудшие формы детского труда согласно ст. 3 Конвенции включают: а) все формы рабства или практику, сходную с рабством, как, например, продажа детей и торговля ими; b) вовлечение детей в занятия проституцией и для производства порнографической продукции; c) использование ребенка для занятия противоправной деятельностью, в частности для производства и продажи наркотиков; d) работу, которая может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей. При этом термином "ребенок" по смыслу Конвенции N 182 обозначаются все лица моложе 18 лет (ст. 2 Конвенции). Государствам, ратифицировавшим Конвенцию, предписывается после консультаций со специализированными государственными органами и объединениями работников и работодателей разрабатывать и осуществлять программы действий по искоренению в приоритетном порядке наихудших форм детского труда (ст. 6). Государствам также предписывается создавать механизмы ответственности за нарушение положений Конвенции "...в том числе посредством введения и применения уголовных или, в зависимости от обстоятельств, других санкций" (ст. 7).
Минимальный возраст для приема на работу. Специалисты МОТ*(23) классифицируют различные формы труда детей следующим образом:
Из правил, приведенных в таблице, есть изъятие, касающееся участия детей младше минимального возраста в художественных выступлениях.
Конвенция МОТ 1973 г. о минимальном возрасте приема на работу (N 138) установила общее правило, в соответствии с которым возраст приема на работу не может быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже 15 лет (§ 3 ст. 2 Конвенции). О первом требовании (возраст окончания обязательного школьного образования) чаще всего забывают и говорят только о 15-летнем возрасте. Часть 1 ст. 63 ТК РФ предусматривает более высокую возрастную планку в 16 лет.
Статья 7 Конвенции N 138 предусматривает возможность приема на работу по найму лиц в возрасте от 13 до 15 лет для легкой работы, которая: а) не кажется вредной для их здоровья или развития; и b) не наносит ущерба посещаемости школы, участию детей в программах профессиональной ориентации или подготовки или их способности воспользоваться полученным обучением. В соответствии с требованиями ТК РФ (ч. 3 ст. 63) для России применительно к такой работе установлен минимальный возраст в 14 лет и необходимо согласие одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства.
Следует обратить внимание, что все положения Конвенции МОТ касаются "работы по найму или другой работы", а в ТК РФ говорится лишь о заключении трудового договора. Таким образом, сфера применения ТК РФ уже, чем у Конвенции. В этом отношении Комитет экспертов МОТ делал замечания в адрес правительства по поводу российского законодательства и практики*(24).
Для вредных и опасных работ, а также для работ, которые могут нанести ущерб нравственному развитию, в ст. 3 Конвенции установлен минимальный возраст заключения трудового договора, равный 18 годам.
В соответствии со ст. 8 Конвенции N 138 в отношении участия детей в художественных выступлениях могут делаться изъятия из правила о минимальном возрасте приема на работу. Однако в таком случае необходимо выпускать специальные разрешения государственного органа власти, издаваемые после консультаций с организациями работников и работодателей. В таких разрешениях ограничивается продолжительность рабочего времени и устанавливаются условия, в которых может выполняться работа. В ч. 4 ст. 63 ТК РФ содержится общее правило, допускающее заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет, в творческих организациях, но отсутствует предписываемое Конвенцией специальное разрешение органа власти, содержащее основные условия труда ребенка и не разъясняется, как на практике должно применяться это положение.
Заключение
Как видно из приведенного анализа ситуации и нормативных правовых актов, российское законодательство, касающееся запрещения детского труда, по основным своим характеристикам соответствует международным правовым стандартам.
Тем не менее есть отдельные технические вопросы, по которым имеются несоответствия. Среди них - сфера применения запрета детского труда и необходимость согласования с государственными властями использования труда малолетних детей в творческих видах деятельности. Представляется, что данные несоответствия необходимо устранить.
Однако еще более важен тот факт, что эффективность исполнения соответствующих правовых актов, как показывают самые разные исследования, к сожалению, очень далека от идеальной, и в данном случае необходима не только юридическая, но и серьезная организационная работа.
Библиографический список
1. Гусов К.Н., Лютов Н.Л. Международное трудовое право: Учебник. М., 2012.
2. Глобальные тенденции детского труда 2000-2004. Женева, МБТ; МОТ. 2005.
3. Углубленный анализ положения беспризорных работающих детей в Москве в 2001 г. Рабочий документ МОТ/ИПЕК. М., 2002.
4. Райхесберг Н. Международное фабричное законодательство. Харьков, 1905.
5. Anker R. The economics of child labour: a framework for measurement // International Labour Review. Vol. 139. N 3. 2000.
6. Atleson J., Compa L. et al. International labor law: cases and materials on workers' rights in the global economy. Thomson-West, 2008.
7. Betcherman G. et al. Child labor, education, and children's rights. Social Protection Discussion Paper Series, N 0412. Washington. July 2004.
8. Dorman P. Child labour, education and health: а review of the literature. (IPEC). Geneva, 2008.
9. Hagemann F., Diallo Y., Etienne A., Mehran F. Global Child Labour Trends. International Labour Office, Geneva, 2006.
10. ILO. Report of the Committee of Experts on the Application of Conventions and Recommendations (2008). Individual Observation concerning Minimum Age Convention, 1973 (No. 138) Russian Federation (ratification: 1979) Published: 2008. ILO LEX Document No. No. 062008RUS13 // http://www.ilo.org/ilolex/gbe/ceacr2008.htm.
11. ILO. Report of the Committee of Experts on the Application of Conventions and Recommendations (2008). Individual Observation concerning Worst Forms of Child Labour Convention, 1999 (No. 182) Russian Federation (ratification: 2003) Published: 2008. Ilolex Document N 062008RUS182 // http://www.ilo.org/ilolex/gbe/ceacr2008.htm.
12. ILO. The end of child labour: Within reach. ILO. Report of the Director-General under the follow-up to the ILO Declaration on Fundamental Principles and Rights at Work. Geneva, International Labour Office, 2006.
К.Н. Гусов,
доктор юридических наук,
профессор, заведующий кафедрой
трудового права и права социального
обеспечения Московской государственной
юридической академии им. О.Е. Кутафина,
Заслуженный деятель науки Российской Федерации,
академик Российской академии социальных наук
Н.Л. Лютов,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры трудового
права и права социального обеспечения
Московской государственной юридической
академии им. О.Е. Кутафина
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Первым законом, который ограничивал произвол работодателей в отношении работников, считается Британский закон 1802 г., ограничивавший работу детей 12 часами в день. См. об этом: Международное фабричное законодательство. Харьков, 1905. С. 5-9.
*(2) Статистика приводится по Глобальному докладу Генерального директора МБТ "Конец детского труда: цель достижима" 2006 г. (The end of child labour: Within reach. Report of the Director-General under the follow-up to the ILO Declaration on Fundamental Principles and Rights at Work. Geneva, International Labour Office, 2006 // http://www.ilo.org/dyn/declaris/DECLARATIONWEB.DOWNLOAD_BLOB?Var_Document ID=6176) либо исследованию МОТ "Глобальные тенденции детского труда 2000-2004".
*(3) См. подробное статистическое исследование детского труда в мире: Dorman P. Child labour, education and health: а review of the literature. (IPEC). Geneva, 2008.
*(4) См.: Betcherman G. et al. Child labor, education, and children's rights. Social Protection Discussion Paper Series, N 0412. Washington, July 2004. P. 12-13.
*(5) См. подробнее об экономической аргументации "за" и "против" детского труда в статье: Anker R. The economics of child labour: a framework for measurement // International Labour Review. Vol. 139. N 3. 2000. P. 257-280.
*(6) См.: Atleson J., Compa L. et al. International labor law: cases and materials on workers' rights in the global economy. Thomson-West, 2008. P. 942.
*(7) Углубленный анализ положения беспризорных работающих детей в Москве в 2001 г. Рабочий документ МОТ/ИПЕК. М., 2002 // http://www.ombudsman.mos.ru/upload/doc/20048.pdf. См. аналогичные исследования МОТ в отношении Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
*(8) Данные приведены в Концепции федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 января 2007 г. N 79-Р // СЗ РФ. 2007. N 6. ст. 787.
*(9) Концепция городской межведомственной программы "Дети улиц" на 2010-2012 гг. (http://www.svao.mos.ru/um/reference/docs/detail.php?ID=93819&mode=archiv e). Сама программа утверждена постановлением Правительства Москвы от 6 апреля 2010 г. N 269-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2010. N 22).
*(10) Report of the Committee of Experts on the Application of Conventions and Recommendations (2008). Individual Observation concerning Worst Forms of Child Labour Convention, 1999 (No. 182) Russian Federation (ratification: 2003) Published: 2008. Ilolex Document N 062008RUS182 // http://www.ilo.org/ilolex/gbe/ceacr2008.htm.
*(11) Ведомости ВС СССР. 1976 г. N 17. ст. 291.
*(12) Ведомости ВС СССР. 1976 г. N 17. ст. 291.
*(13) Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990 г. N 45. ст. 955.
*(14) Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 385-388.
*(15) См. о Комитете ООН по правам ребенка: http://www2.ohchr.org/english/bodies/crc/index.htm.
*(16) Бюллетень международных договоров. 2005. N 2. С. 46-55.
*(17) Все акты МОТ цитируются либо по базе данных международных трудовых стандартов МОТ ILOLEX http://www.ilo.org/ilolex/english/index.htm, либо (в случае ратифицированных Россией конвенций МОТ) по русскому тексту, содержащемуся в законе о ратификации соответствующей конвенции.
*(18) Фундаментальными в МОТ принято называть восемь важнейших конвенций, которые посвящены четырем основополагающим принципам в сфере труда (включая детский труд), выполнение которых государствами-членами обязательно вне зависимости от факта ратификации каких-либо конвенций. Подробнее об этом см.: Гусов К.Н., Лютов Н.Л. Международное трудовое право: Учебник. М., 2012. С. 120-124.
*(19) Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ. 2000. N 23. С. 134-154.
*(20) Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М.: Спарк, 1998. С. 192-196.
*(21) СЗ РФ. 1998. N 31. ст. 3802.
*(22) СЗ РФ. 2000. N 10. ст. 1131; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 29.
*(23) См.: Hagemann F., Diallo Y, Etienne A., Mehran F. Global Child Labour Trends. International Labour Office, Geneva, 2006. P. 23.
*(24) Report of the Committee of Experts on the Application of Conventions and Recommendations (2008). Individual Observation concerning Minimum Age Convention, 1973 (No. 138) Russian Federation (ratification: 1979) Published: 2008. ILOLEX Document No. 062008RUS13 // http://www.ilo.org/ilolex/gbe/ceacr2008.htm.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Международно-правовой принцип запрещения детского труда
Авторы
К.Н. Гусов - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Российской академии социальных наук
Н.Л. Лютов - кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2012, N 4