Порядок применения бюджетной классификации в 2012 году
Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н утверждены новые Указания о порядке применения бюджетной классификации при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ в 2012 году.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 N 180н (далее - Приказ N 180н) утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ в 2012 году (далее - Указания) в целях единства бюджетной политики, своевременного составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. В письме Минфина России от 16.01.2012 N 02-05-10/70 сообщается, что Приказ N 180н вводится в действие с 1 января 2012 года и является обязательным для применения при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ в 2012 году. Электронная версия Приказа N 180н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" размещена на официальном сайте Минфина России в рубрике "Бюджетная классификация РФ".
Положения Приказа N 180н распространяются на государственные (муниципальные) бюджетные учреждения (далее - БУ), в отношении которых органами государственной власти (далее - ОГВ) субъектов РФ (органами местного самоуправления (далее - ОМСУ) не принято решение о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), ч. 16 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (с изм. и доп., далее - Закон N 83-ФЗ). Раздел V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний и приложение 4 к Указаниям применяются при осуществлении в 2012 году операций со средствами БУ.
В связи с введением в действие указанного выше Приказа N 180н Приказом Минфина России от 18.01.2012 N 10н "О признании утратившими силу приказов Министерства финансов РФ" с 1 января 2012 года утратили силу:
- приказ Минфина России от 28.12.2010 N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ";
- приказ Минфина России от 28.03.2011 N 34н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.12.2010 г. N 190н";
- приказ Минфина России от 3.05.2011 N 57н "Об утверждении Указаний о порядке применения видов расходов классификации расходов бюджетов для составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2012 год";
- приказ Минфина России от 14.06.2011 N 69н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.12.2010 г. N 190н";
- приказ Минфина России от 24.06.2011 N 72н "О внесении изменений в Указания о порядке применения видов расходов классификации расходов бюджетов для составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденные приказом Минфина РФ от 3.05.2011 г. N 57н";
- приказ Минфина России от 11.07.2011 N 81н "Об утверждении Указаний о порядке применения целевых статей классификации расходов бюджетов для составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2012 год";
- приказ Минфина России от 22.09.2011 N 117н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 190н";
- приказ Минфина России от 17.11.2011 N 154н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 190н";
- приказ Минфина России от 29.12.2011 N 190н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 190н".
Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ разработаны в соответствии с положениями гл. 4 и ст. 165 БК РФ, а также ст. 33 Закона N 83-ФЗ и устанавливают правила применения бюджетной классификации участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы РФ, а также правила применения классификации операций сектора государственного управления государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями (р. I "Общие положения" Указаний).
В соответствии с разделом II "Классификация доходов бюджетов" Указаний структура кода классификации доходов выглядит следующим образом (рис. 1).
Структура кода классификации доходов бюджетов | |||||||||||||||||||
Код главного администратора доходов бюджета | Код вида доходов бюджетов | Код подвида доходов бюджетов | Код КОСГУ, относящихся к доходам бюджетов | ||||||||||||||||
группа доходов | подгруппа доходов | статья доходов | подстатья доходов | элемент доходов | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Рис. 1. Структура кода классификации доходов бюджетов
Под главным администратором доходов бюджета в соответствии со ст. 6 БК РФ понимается определенный законом (решением) о бюджете ОГВ (государственный орган), ОМСУ, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ России, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.
Таблица 1
Состав бюджетной классификации РФ
Бюджетная классификация Это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ | |||
Классификация | |||
Доходов бюджетов | Расходов бюджетов | Источников финансирования дефицитов бюджетов | Операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления) (далее - КОСГУ) |
Группировка доходов бюджетов бюджетной системы РФ | Группировка расходов бюджетов бюджетной системы РФ; отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными ОГВ (государственными органами), ОГВ субъектов РФ, ОМСУ и органами управления государственных внебюджетных фондов основных функций, решение социально-экономических задач | Группировка источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ | Группировка операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания |
Код классификации состоит из двадцати разрядов и включает: 1) код главного администратора доходов (1-3-й разряды); 2) код вида доходов (4-13-й разряды); 3) код подвида доходов (14-17-й разряды); 4) код КОСГУ, относящихся к доходам | Код классификации состоит из двадцати знаков. Структура двадцатизначного кода: 1) код главного распорядителя бюджетных средств (1-3-й разряды); 2) код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов бюджета (4-17-й разряды); 3) код КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов (18-20-й разряды) | Код классификации состоит из двадцати разрядов и включает: 1) код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (1-3-й разряды); 2) коды группы, подгруппы, статьи и вида источников финансирования дефицитов бюджетов (4-17-й разряды); 3) код КОСГУ, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов (18-20-й разряды) | КОСГУ состоит из следующих групп: 100 Доходы; 200 Расходы; 300 Поступление нефинансовых активов; 400 Выбытие нефинансовых активов; 500 Поступление финансовых активов; 600 Выбытие финансовых активов; 700 Увеличение обязательств; 800 Уменьшение обязательств |
В соответствии с п. 2 "Код главного администратора доходов бюджета" раздела II Указаний код главного администратора доходов бюджета устанавливается законом (решением) о бюджете. Закрепление за главными администраторами доходов бюджета кодов классификации доходов бюджетов производится исходя из осуществляемых ими полномочий по предъявлению требований о передаче публично-правовому образованию (далее - ППО) имущества, в том числе денежных средств (табл. 2).
Таблица 2
Присвоение кодов классификации доходов бюджетов
Доходы федерального бюджета | Доходы бюджета субъекта РФ | Доходы бюджета муниципального района | Главный администратор доходов бюджета субъекта РФ (местного бюджета) |
администрируемые | |||
ОГВ субъектов РФ (созданными ими КУ) в части переданных полномочий РФ | ОМСУ муниципального образования (далее - МО) (созданными ими КУ) в части переданных полномочий субъекта РФ | ОМСУ поселения (созданными ими КУ) в части переданных полномочий муниципального района | являющийся федеральным государственным органом (федеральным КУ (далее - ФКУ) |
присваиваются | |||
коды классификации доходов бюджетов, содержащие код главного администратора доходов федерального бюджета, являющегося федеральным государственным органом, уполномоченным на передачу полномочий РФ | коды классификации доходов бюджетов, содержащие код главного администратора доходов бюджета субъекта РФ, являющегося органом исполнительной власти (далее - ОИВ) субъекта РФ, уполномоченным на передачу полномочий РФ | коды классификации доходов бюджетов, содержащие код главного администратора доходов бюджета МО, являющегося ОМСУ, уполномоченным на передачу полномочий муниципального района | код главного администратора доходов бюджета субъекта РФ (местного бюджета), соответствующий коду главного администратора доходов федерального бюджета согласно Приложению 6 к Указаниям |
В соответствии с п. 2 раздела II Указаний коды классификации доходов бюджетов за главными администраторами доходов бюджета закрепляются (табл. 3).
Таблица 3
Закрепление кодов классификации доходов бюджетов за главными администраторами доходов бюджета
От денежных взысканий (штрафов), возмещений ущерба | От предоставления дотаций | От предоставления субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (целевые межбюджетные трансферты), а также по учету возврата указанных целевых межбюджетных трансфертов прошлых лет | От возврата остатков целевых межбюджетных трансфертов прошлых лет |
за государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, ОМСУ, созданными ими казенными учреждениями (далее - КУ), налагающими денежные взыскания (штрафы) за правонарушения, а также принимающими решения о возмещении ущерба в соответствии с законодательством | за органами, организующими исполнение соответствующего бюджета | за органами, уполномоченными в соответствии с нормативными правовыми актами (далее - НПА) на использование указанных денежных средств | за государственными органами, ОМСУ, предоставившими соответствующие целевые межбюджетные трансферты |
в случае наложения денежных взысканий (штрафов), принятия решения о возмещении ущерба судом (мировым судьей) - за государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, ОМСУ, созданными ими КУ, направившими дело на рассмотрение в суд (мировому судье) |
Администрирование доходов бюджетов, относящихся к периоду исполнения функций администрирования по доходному источнику иным ОГВ РФ, осуществляется вновь утвержденным главным администратором (администратором) доходов бюджета, в том числе в части возврата плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов, действовавшим в период осуществления полномочий.
В соответствии с п. 3 "Код вида доходов бюджета" раздела II Указаний код вида доходов бюджетов является единым для бюджетов бюджетной системы РФ, состоит из десяти разрядов и включает:
- группу доходов - (4-й разряд кода классификации доходов бюджетов);
- подгруппу доходов - (5-6-й разряды кода классификации доходов бюджетов);
- статью доходов - (7-8-й разряды кода классификации доходов бюджетов);
- подстатью доходов - (9-11-й разряды кода классификации доходов бюджетов);
- элемент доходов - (12-13-й разряды кода классификации доходов бюджетов) (табл. 4).
Таблица 4
Структура кода видов доходов
Группа доходов | ||
100 "Налоговые и неналоговые доходы" | 200 "Безвозмездные поступления" | 300 "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" (применяется для отражения доходов, получаемых БУ, в отношении которых в соответствии со ст. 33 Закона N 83-ФЗ не принято решение о предоставлении субсидий) |
Подгруппы доходов | ||
101 - налоги на прибыль, доходы; 102 - страховые взносы на обязательное социальное страхование; 103 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; 104 - налоги на товары, ввозимые на территорию РФ; 105 - налоги на совокупный доход; 106 - налоги на имущество; 107 - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; 108 - государственная пошлина; 109 - задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам; 110 - доходы от внешнеэкономической деятельности; 111 - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; 112 - платежи при пользовании природными ресурсами; 113 - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; 114 - доходы от продажи материальных и нематериальных активов; 115 - административные платежи и сборы; 116 - штрафы, санкции, возмещение ущерба; 117 - прочие неналоговые доходы | 201 - безвозмездные поступления от нерезидентов; 202 - безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ; 203 - безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций; 204 - безвозмездные поступления от негосударственных организаций; 205 - безвозмездные поступления от наднациональных организаций; 207 - прочие безвозмездные поступления; 208 - перечисления для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы; 218 - доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата бюджетами бюджетной системы РФ и организациями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет; 219 - возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет | 301 - доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; 302 - рыночные продажи товаров и услуг; 303 - безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
Дальнейшая детализация кода вида доходов бюджетов осуществляется в разрезе соответствующих статей и подстатей согласно Приложению 1 к Указаниям | ||
Элементы доходов | ||
01 - федеральный бюджет; 02 - бюджет субъекта РФ; 03 - бюджеты внутригородских МО городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 04 - бюджет городского округа; 05 - бюджет муниципального района; 06 - бюджет Пенсионного фонда РФ; 07 - бюджет Фонда социального страхования РФ; 08 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС); 09 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС); 10 - бюджет поселения |
Код классификации доходов бюджетов формируется с соответствующим кодом элемента доходов в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы РФ, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям. Безвозмездным поступлениям присваиваются коды классификации доходов бюджетов, содержащие код элемента доходов бюджета, получающего указанные безвозмездные поступления.
Код подвида доходов бюджетов состоит из 4 разрядов (п. 4 "Код подвида доходов бюджетов" раздела II Указаний). Главные администраторы доходов бюджета обязаны доводить до плательщиков полный код классификации доходов бюджетов с учетом кода подвида доходов бюджетов.
В целях администрирования налогов, сборов, регулярных платежей за пользование недрами (ренталс), таможенных пошлин, таможенных сборов, специальных (компенсационных, антидемпинговых) пошлин, взимания государственной пошлины, а также доходам от поступления страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) применяются следующие коды подвида доходов бюджетов:
- 1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
- 2000 - пени и проценты по соответствующему платежу;
- 3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации;
- 4000 - прочие поступления (в случае заполнения платежного документа плательщиком с указанием кода подвида доходов, отличного от кодов подвида доходов 1000, 2000, 3000).
Администраторы доходов бюджета обязаны производить уточнение платежей с указанием кода подвида доходов бюджетов 4000 с целью их отражения по кодам подвида доходов бюджетов 1000, 2000, 3000. Уплата процентов, начисленных при нарушении срока возврата налога (сбора), страховых взносов, в бюджеты государственных внебюджетных фондов, и процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога (сбора), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежит отражению по коду подвида доходов бюджетов 5000 соответствующего кода налога (сбора), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование классификации доходов бюджетов.
В целях администрирования поступлений от страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) работающего населения, зачисляемых в бюджет ФФОМС, по коду классификации доходов бюджетов 000 1 02 02101 08 0000 160 "Страховые взносы на ОМС работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС" применяются следующие коды подвида доходов:
- 1011 - "Страховые взносы на ОМС работающего населения, поступающие от плательщиков";
- 1012 - "Страховые взносы на ОМС работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты ТФОМС (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года)";
- 2011 - "Пени по страховым взносам на ОМС работающего населения, поступающие от плательщиков";
- 2012 - "Пени по страховым взносам на ОМС работающего населения, ранее зачислявшимся в бюджеты ТФОМС (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года)";
- 3011 - "Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на ОМС работающего населения, поступающим от плательщиков";
- 3012 - "Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на ОМС работающего населения, ранее зачислявшимся в бюджеты ТФОМС (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года)".
В целях администрирования поступлений от страховых взносов на ОМС неработающего населения, зачисляемых в бюджет ФФОМС, по коду классификации доходов бюджетов 000 1 02 02102 08 0000 160 "Страховые взносы на ОМС неработающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС" применяются следующие коды подвида доходов бюджетов:
- 1011 - "Страховые взносы на ОМС неработающего населения, поступающие от страхователей";
- 1012 - "Страховые взносы на ОМС неработающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 года, поступающие от ТФОМС";
- 2011 - "Пени и проценты по страховым взносам на ОМС неработающего населения, поступающие от страхователей";
- 2012 - "Недоимка и пени по страховым взносам на ОМС неработающего населения, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 года, поступающие от ТФОМС";
- 3011 - "Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на ОМС неработающего населения";
- 3012 - "Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на ОМС неработающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 года, поступающие от ТФОМС".
ОГВ субъектов РФ вправе устанавливать детализацию кода подвида доходов бюджетов по источнику доходов бюджета субъекта РФ в том случае, если данный источник доходов не закреплен за главными администраторами доходов бюджета в соответствии с законодательством и Приложением 6 к Указаниям, а также по следующим источникам доходов бюджетов независимо от того, закреплены или не закреплены указанные источники доходов бюджетов за главными администраторами доходов бюджета, являющимися федеральными ОГВ, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ:
- 000 1 13 01992 02 0000 130 "Прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств бюджетов субъектов РФ";
- 000 1 13 02992 02 0000 130 "Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов субъектов РФ";
- 000 1 16 90020 02 0000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ".
Отражение доходов целевых бюджетных фондов субъектов РФ и МО с применением кода подвида доходов бюджетов не предусматривается.
В соответствии с п. 5 "Код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов" раздела II Указаний код КОСГУ, относящийся к доходам бюджетов, включает следующие коды статей и подстатей КОСГУ согласно Приложению 4 к Указаниям:
110 - налоговые доходы;
120 - доходы от собственности;
130 - доходы от оказания платных услуг;
140 - суммы принудительного изъятия;
150 - безвозмездные поступления от бюджетов;
151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ;
152 - поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
153 - поступления от международных финансовых организаций;
160 - страховые взносы на обязательное социальное страхование;
170 - доходы от операций с активами;
180 - прочие доходы;
410 - уменьшение стоимости основных средств;
420 - уменьшение стоимости нематериальных активов;
430 - уменьшение стоимости непроизведенных активов;
440 - уменьшение стоимости материальных запасов.
В соответствии с разделом III "Классификация расходов бюджетов" Указаний структура двадцатизначного кода классификации расходов представлена в виде трех составных частей и выглядит следующим образом (рис. 2).
1 | 2 | 3 | |||||||||||||||||
Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) | Раздел | Целевая статья | Вид расходов | Статья (подстатья) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов | |||||||||||||||
подраздел | программа | подпрограмма | группа | подгруппа | элемент | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Рис. 2. Структура кода классификации расходов бюджетов
Расходы бюджетов на предоставление субсидий БУ и автономным учреждениям (далее - АУ), отражаются по соответствующим кодам раздела, подраздела классификации расходов бюджета:
- исходя из вида деятельности БУ (АУ), предусмотренного его учредительным документом и соответствующего коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД). В случае если у БУ (АУ) несколько видов деятельности (например, высшее профессиональное образование и профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации), то расходы соответствующего бюджета на предоставление субсидий указанному учреждению отражаются по соответствующим кодам раздела, подраздела классификации расходов, исходя из основного (первого) вида деятельности учреждения, предусмотренного кодом ОКВЭД, с отнесением на него общей суммы бюджетных ассигнований;
- по соответствующим кодам раздела, подраздела классификации расходов, по которым законом (решением) о бюджете предусмотрен наибольший объем бюджетных ассигнований в общем объеме бюджетных ассигнований на предоставление субсидии БУ (АУ).
Расходы бюджетов на предоставление публичных нормативных выплат гражданам отражаются в следующем порядке:
- в части публичных нормативных выплат, носящих социальный характер (пенсии, пособия, компенсации и иные аналогичные выплаты, предоставляемые гражданам), - по соответствующим подразделам раздела 1000 "Социальная политика" классификации расходов;
- в части иных публичных нормативных выплат, носящих несоциальный характер - по соответствующим разделам и подразделам классификации расходов.
ГРБС, обладающему полномочиями главного администратора доходов данного бюджета, присваивается код ГРБС, соответствующий коду главного администратора доходов бюджета. Под ГРБС (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) в соответствии со ст. 6 БК РФ понимается ОГВ (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, ОМСУ, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования (далее - БА) и лимиты бюджетных обязательств (далее - ЛБО) между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств (далее - ПБС). Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов. Перечень ГРБС федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ приведен в Приложении 5 к Указаниям (п. 2 "Главные распорядители бюджетных средств" раздела III Указаний).
В соответствии с п. 3 "Разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов" п. 3.1 "Разделы, подразделы" Указаний классификация расходов содержит четырнадцать разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы ста подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Разделы и подразделы классификации расходов, приведенные в Приложении 2 к Указаниям, являются едиными и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
- Раздел 0100 "Общегосударственные вопросы" состоит из тринадцати подразделов и аккумулирует расходы на общегосударственные вопросы, специфика которых не позволяет отнести их на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов, в том числе расходы на обеспечение деятельности главы государства - Президента РФ, высшего должностного лица субъекта РФ и главы администрации МО, расходы на обеспечение соответствующих ОГВ, государственных органов, ОМСУ, а также учреждений, обеспечивающих деятельность указанных должностных лиц и органов.
- Раздел 0200 "Национальная оборона" состоит из девяти подразделов и аккумулирует расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, в том числе: расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных сил РФ, мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие РФ в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другие вопросы в области национальной обороны.
Раздел 0300 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" состоит из четырнадцати подразделов и аккумулирует расходы на обеспечение деятельности органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внутренних войск, системы исполнения наказаний, а также расходы на защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскую оборону, миграционную политику, прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, а также другие мероприятия в данной области.
Раздел 0400 "Национальная экономика" состоит из двенадцати подразделов и аккумулирует расходы, связанные с руководством, управлением, оказанием услуг, а также предоставлением государственной поддержки в целях развития национальной экономики.
Раздел 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство" состоит из пяти подразделов и аккумулирует расходы на обеспечение деятельности и поддержание жилищно-коммунальной отрасли экономики.
Раздел 0600 "Охрана окружающей среды" состоит из пяти подразделов и аккумулирует расходы на обеспечение экологического контроля, очистку сточных вод, сбор и удаление отходов, охрану объектов растительного и животного мира и среды их обитания, очистку атмосферного воздуха и другие расходы в области охраны окружающей среды.
Раздел 0700 "Образование" состоит из девяти подразделов и аккумулирует расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Раздел 0800 "Культура, кинематография" состоит из четырех подразделов и аккумулирует расходы на предоставление услуг в этой сфере, обеспечение деятельности учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью.
Раздел 0900 "Здравоохранение" состоит из девяти подразделов и аккумулирует расходы на финансирование здравоохранения.
Раздел 1000 "Социальная политика" состоит из шести подразделов и аккумулирует расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства.
Раздел 1100 "Физическая культура и спорт" состоит из пяти подразделов и аккумулирует расходы на обеспечение деятельности учреждений в сфере физической культуры и спорта, содержание сборных команд, подготовку и участие в международных, всероссийских и иных спортивных мероприятиях, а также государственную поддержку развития спорта.
Раздел 1200 "Средства массовой информации" детализирован четырьмя подразделами, в рамках которых аккумулируются расходы бюджетов на обеспечение выполнения функций учреждениями, обеспечивающими предоставления услуг в сфере массовой информации, а также на проведение мероприятий в указанной сфере.
Раздел 1300 "Обслуживание государственного и муниципального долга" - подлежат отражению расходы, связанные с выплатой процентных платежей по государственным и муниципальным долговым обязательствам, выплатой дисконта при погашении (выкупе) государственных и муниципальных долговых обязательств, а также иные платежи по обслуживанию государственных и муниципальных долговых обязательств, за исключением расходов, связанных с выплатой вознаграждения (комиссии) агентам за оказание агентских услуг в сфере размещения, обслуживания, выкупа, обмена и погашения государственных и муниципальных долговых обязательств.
Раздел 1400 "Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и МО" состоит из трех подразделов и аккумулирует расходы по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы РФ, не отнесенных к другим разделам и подразделам.
В соответствии с п. 3.2 "Целевые статьи" п.п. 3.2.1 "Общие положения" Указаний целевые статьи обеспечивают привязку БА к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах соответствующих разделов и подразделов классификации расходов (табл. 5). Код целевой статьи классификации расходов состоит из семи знаков и составляет 8-14-й разряды двадцатизначного кода классификации расходов. При этом разряды с 11-го по 12-й предназначены для кодировки программы соответствующей целевой статьи, разряды с 13-го по 14-й - для кодировки подпрограммы, конкретизирующей (при необходимости) направления расходования средств в рамках программы.
Таблица 5
Перечни, коды и правила применения целевых статей
Перечни целевых статей классификации расходов | применяемых в бюджетах бюджетной системы РФ | формируются соответствующими финансовыми органами в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов |
предназначенных для отражения расходов бюджетов на предоставление межбюджетных трансфертов в форме субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (далее - целевые межбюджетные трансферты) | определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные целевые межбюджетные трансферты | |
задействованных в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ | устанавливаются п.п. 3.2.2 "Перечень и правила применения целевых статей, задействованных в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов" раздела III Указаний | |
утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных БК РФ случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета | ||
Правила применения целевых статей классификации расходов | предназначенных для отражения расходов бюджетов на предоставление межбюджетных трансфертов в форме субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (целевые межбюджетные трансферты) | определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные целевые межбюджетные трансферты |
задействованных в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации | устанавливаются п.п. 3.2.2 раздела III Указаний | |
Коды целевых статей бюджетов | утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных БК РФ случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета |
В рамках целевых статей, отражающих расходы федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на предоставление целевых межбюджетных трансфертов, определен порядок отражения в доходах соответствующих бюджетов поступлений указанных целевых межбюджетных трансфертов, а также порядок отражения расходов соответствующих бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются указанные целевые межбюджетные трансферты, обязательный к применению на всех уровнях бюджетной системы РФ. В случае если Указаниями не предусмотрена детализация кода подпрограммы целевой статьи классификации расходов, применяемой для отражения расходов федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ) на предоставление целевых межбюджетных трансфертов, финансовый орган субъекта РФ вправе вводить дополнительную детализацию кода целевой статьи на уровне подпрограммы (по видам, источникам выплат и т.д.), с учетом кодов, установленных Указаниями. При представлении в установленном порядке в Федеральное казначейство бюджетной отчетности детализация кода подпрограммы вышеуказанной целевой статьи классификации расходов должна соответствовать Указаниям.
Коды целевых статей, предназначенных для отражения расходов на обеспечение публичных нормативных обязательств, применяются следующим образом:
- код программы отражает принадлежность расходов к соответствующему закону, иному нормативно-правовому акту, устанавливающему выплату;
- код подпрограммы конкретизирует виды выплат в рамках закодированного на уровне программы закона, иных нормативно-правовых актов.
Отражение в 2012 году расходов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществляемых за счет остатков целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета прошлых лет, производится в следующем порядке:
- при сохранении у РФ расходных обязательств по предоставлению в 2012 году межбюджетных трансфертов на указанные цели - по соответствующим целевым статьям классификации расходов, утвержденным в составе Приложения 6 к Федеральному закону от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" или сводной бюджетной росписи федерального бюджета, в рамках которых ранее были предоставлены вышеуказанные целевые межбюджетные трансферты;
- при отсутствии у РФ расходных обязательств по предоставлению в 2012 году целевых межбюджетных трансфертов на указанные цели - по целевым статьям, предусмотренным в п.п. 3.2.3. раздела III Указаний.
Порядок формирования перечня целевых статей классификации расходов и их структуры в части государственного управления субъектов РФ и муниципального управления аналогичен порядку формирования и структуре целевых статей классификации расходов, применяемых на федеральном уровне.
Увязка универсальных программ с целевыми статьями устанавливается в рамках закона о соответствующем бюджете и (или) сводной бюджетной росписи соответствующего бюджета.
В соответствии с п. 3.3 "Виды расходов", п.п. 3.3.1 "Общие положения" раздела III Указаний виды расходов детализируют направление финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям классификации расходов, так и по целевым программам расходов бюджетов. Перечень и коды видов расходов утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных БК РФ случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Перечень и правила применения видов расходов, задействованных в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, приведены в п.п. 3.3.2 "Перечень и правила применения видов расходов, задействованных в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов" раздела III Указаний. Отдельные виды расходов, содержащихся в п.п. 3.3.2, в силу их универсальности могут быть использованы в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с разделом IV "Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов" Указаний структура двадцатизначного кода классификации расходов представлена в виде трех составных частей и выглядит следующим образом (рис. 3).
Структура кода классификации источников финансирования дефицита бюджета | |||||||||||||||||||
Код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета | Код группы источников финансирования дефицитов бюджетов | Код подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов | Код статьи источников финансирования дефицитов бюджетов | Код вида источников финансирования дефицитов бюджетов | Код КОСГУ, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов | ||||||||||||||
подстатья | элемент | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Рис. 3. Структура кода классификации источников финансирования дефицита бюджета
Главному администратору источников финансирования дефицита соответствующего бюджета (далее - ГАИФД), обладающему полномочиями главного распорядителя средств и (или) главного администратора доходов данного бюджета, присваивается код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, соответствующий коду главного распорядителя средств и (или) главного администратора доходов бюджета (код главы). Код ГАИФД бюджета устанавливается законом (решением) о бюджете. Закрепление за ГАИФД бюджета кодов классификации источников финансирования дефицита бюджета, содержащих код главы, производится исходя из осуществляемых ими полномочий по осуществлению операций с источниками финансирования дефицитов бюджетов.
В соответствии с п. 3 "Код группы, подгруппы, статьи и вида источников финансирования дефицитов бюджетов" п.п. 3.1 "Код группы, подгруппы" раздела IV Указаний коды групп и подгрупп источников финансирования дефицитов бюджетов являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ.
Группа источников финансирования дефицитов бюджетов имеет следующие значения:
- 0100 - источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
- 0200 - источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
Код статьи источников финансирования дефицитов бюджетов включает подстатью и элемент источников финансирования дефицитов бюджетов. Код элемента источников финансирования дефицитов бюджетов включает следующие значения:
- 01 - федеральный бюджет;
- 02 - бюджет субъекта РФ;
- 03 - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- 04 - бюджет городского округа;
- 05 - бюджет муниципального района;
- 06 - бюджет Пенсионного фонда РФ;
- 07 - бюджет Фонда социального страхования РФ;
- 08 - бюджет ФФОМС;
- 09 - бюджет ТФОМС;
- 10 - бюджет поселения.
Код элемента источников финансирования дефицитов бюджетов отражает принадлежность источника финансирования дефицитов бюджетов соответствующему бюджету бюджетной системы РФ.
П. 4 "Код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов" раздела IV Указаний включает следующие коды статей и подстатей операций сектора государственного управления согласно Приложению 4 к Указаниям:
- 171 Доходы от переоценки активов;
- 310 Увеличение стоимости основных средств;
- 410 Уменьшение стоимости основных средств;
- 510 Поступление на счета бюджетов;
- 520 Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;
- 540 Увеличение задолженности по бюджетным кредитам;
- 550 Увеличение стоимости иных финансовых активов;
- 610 Выбытие со счетов бюджетов;
- 620 Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;
- 630 Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале;
- 640 Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам;
- 650 Уменьшение стоимости иных финансовых активов;
- 710 Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;
- 720 Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу;
- 810 Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;
- 820 Уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу.
В соответствии с разделом V "Классификация операций сектора государственного управления" определен порядок применения кодов КОСГУ, используемых при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ и осуществлении операций государственными (муниципальными) БУ. Порядок применения кодов КОСГУ, используемых в целях классификации операций государственных (муниципальных) КУ со средствами от приносящей доход деятельности, осуществляется в порядке, аналогичном для операций при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ.
Порядок применения кодов КОСГУ, применяемых в целях бухгалтерского (бюджетного) учета, определяется в нормативных актах Минфина России, регулирующих бухгалтерский (бюджетный) учет (табл. 6).
Таблица 6
Структура КОСГУ
Группа КОСГУ | Статья КОСГУ |
100 Доходы | Статья 110 Налоговые доходы Статья 120 Доходы от собственности Статья 130 Доходы от оказания платных услуг (работ) Статья 140 Суммы принудительного изъятия Статья 150 Безвозмездные поступления от бюджетов Статья 160 Страховые взносы на обязательное социальное страхование Статья 170 Доходы от операций с активами Статья 180 Прочие доходы |
200 Расходы | Статья 210 Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда Статья 220 Оплата работ, услуг Статья 230 Обслуживание государственного (муниципального) долга Статья 240 Безвозмездные перечисления организациям Статья 250 Безвозмездные перечисления бюджетам Статья 260 Социальное обеспечение Статья 290 Прочие расходы |
300 Поступление нефинансовых активов | Статья 310 Увеличение стоимости основных средств Статья 320 Увеличение стоимости нематериальных активов Статья 330 Увеличение стоимости непроизведенных активов Статья 340 Увеличение стоимости материальных запасов |
400 Выбытие нефинансовых активов | Статья 410 Уменьшение стоимости основных средств Статья 420 Уменьшение стоимости нематериальных активов Статья 430 Уменьшение стоимости непроизведенных активов Статья 440 Уменьшение стоимости материальных запасов |
500 Поступление финансовых активов | Статья 510 Поступление на счета бюджетов Статья 520 Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале Статья 530 Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале Статья 540 Увеличение задолженности по бюджетным кредитам Статья 550 Увеличение стоимости иных финансовых активов |
600 Выбытие финансовых активов | Статья 610 Выбытие со счетов бюджетов Статья 620 Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале Статья 630 Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале Статья 640 Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам Статья 650 Уменьшение стоимости иных финансовых активов |
700 Увеличение обязательств | Статья 710 Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу Статья 720 Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу |
800 Уменьшение обязательств | Статья 810 Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу Статья 820 Уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу |
Таким образом, новые Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, являющиеся обязательными для применения при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ в 2012 году, направлены на обеспечение единства бюджетной политики, своевременное составление и исполнение бюджетов бюджетной системы РФ.
С.С. Тихонова,
ст. преподаватель кафедры финансов и кредита
Костромского государственного технологического университета
"Бухучет в здравоохранении", N 4, апрель 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухучет в здравоохранении"
Некоммерческое партнерство Издательский дом "Панорама"
Адрес: г. Москва, ул. Верхняя, д. 34
Тел.: (495) 211-54-18
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru