Вопросы учета расходов на оказание высокотехнологичной медицинской помощи
Высокотехнологичная медицинская помощь (далее - ВМП) - комплекс лечебных и диагностических медицинских услуг, проводимых в условиях стационара с использованием сложных и (или) уникальных, обладающих значительной ресурсоемкостью медицинских технологий. ВМП предоставляется в соответствии со стандартами медицинской помощи, утвержденными приказами Минздравсоцразвития России для федеральных специализированных медицинских учреждений, оказывающих ВМП, и финансируется за счет средств федерального бюджета.
Сегодня высокотехнологичная медицинская помощь охватывает 20 профилей. Это абдоминальная хирургия (лечение органов брюшной полости), акушерство и гинекология, гастроэнтерология, гематология, дерматовенерология, неврология, комбустиология (лечение тяжелых ожоговых поражений), нейрохирургия, онкология, оториноларингология, офтальмология, педиатрия, ревматология, сердечно-сосудистая хирургия, торакальная хирургия (хирургия органов грудной клетки), травматология и ортопедия, трансплантация органов и тканей, урология, челюстно-лицевая хирургия, эндокринология.
Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается за счет средств федерального бюджета на основании государственного задания. Государственное задание формируется Минздравсоцразвития России в соответствии с потребностями, заявленными региональными органами управления здравоохранения. Другими словами, регионы самостоятельно определяют потребность в ВМП для своих жителей на основании структуры и динамики заболеваемости на своей территории. В конце каждого года регионы представляют в Минздравсоцразвития России заявки о потребности оказания ВМП больным в предстоящем году. В этих заявках регионы также указывают, в какие учреждения, оказывающие ВМП, они планируют направить на лечение пациентов. Медицинские центры, оказывающие высокотехнологичную помощь, в свою очередь, представляют в Минздравсоцразвития России информацию о технологических возможностях учреждений по количеству приема пациентов (в разрезе профилей медицинской помощи).
Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2012 год определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам РФ на территории Российской Федерации бесплатно.
Правительство страны утвердило программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2012 год, согласно которой первичная, медико-санитарная, скорая, специализированная, в том числе и высокотехнологичная медицинская помощь оказывается россиянам бесплатно, но по конкретному перечню.
Специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий. За эту помощь деньги в регионы, согласно выполненному госзаданию, перечисляет федеральный бюджет.
Однако, если речь идет о специализированной помощи, оказываемой в онкологических диспансерах (в части содержания), кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических и других специализированных медицинских учреждениях субъектов РФ при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, то расходы финансирует регион. При этом объем медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам РФ при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, входящих в базовую программу ОМС, включается в нормативы объема амбулаторной и стационарной медицинской помощи и обеспечивается за счет средств регионального бюджета.
Установлена следующая процедура получения высокотехнологичной медицинской помощи гражданами РФ (на подложке):
Лечащий врач выявил у больного заболевание, для лечения которого, как он считает, пациенту необходима высокотехнологичная помощь. Чаще всего полное обследование не может быть проведено в поликлинике.
Врач направляет больного в то учреждение, где ему проведут углубленные исследования, чтобы уточнить диагноз и правильно сориентироваться по объему операции.
Когда окончательный диагноз установлен, врач готовит документы - выписку из истории болезни, результаты анализов и исследований. Этот пакет за подписью главного врача медучреждения передается на рассмотрение специальной комиссии при органе управления здравоохранения региона (министерства, комитеты, департаменты здравоохранения).
Далее документы рассматривает комиссия субъекта РФ по оказанию ВМП с участием главного специалиста по этому направлению. Как правило, заседание комиссии происходит без участия больного, хотя в случае необходимости главный специалист может пригласить его на очную консультацию. В результате рассмотрения комиссией пакета документов пациента принимается решение о наличии или отсутствии показаний для оказания ему ВМП. Если принимается положительное решение, то руководитель органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения оформляет на пациента специальную учетную форму "Талон на оказание ВМП". В настоящее время "Талон на оказание ВМП" является электронным, это означает, что все этапы получения ВМП пациентом, копии выписок и результатов обследования фиксируются в электронной учетной записи, и этапы получения ВМП можно отслеживать в Интернете, зная номер "Талона на оказание ВМП".
После принятия положительного решения и выдачи "Талона на оказание ВМП" комиссия органа управления здравоохранением региона направляет медицинские документы пациента в профильную клинику, которая имеет право оказывать ВМП по данному профилю. Далее эти документы рассматривает специальная Комиссия по отбору пациентов на оказание высокотехнологичной медицинской помощи данного учреждения. Комиссия медицинского учреждения принимает решение о наличии или отсутствии у пациента медицинских показаний для госпитализации и оказания ВМП на основании предоставления "Талона на оказание ВМП" и выписки из медицинской документации пациента. Срок принятия решения Комиссией медицинского учреждения не должен превышать десяти дней со дня оформления Талона на оказание ВМП, а при очной консультации пациента - не более трех дней.
Если комиссия принимает положительное решение, то она назначает дату госпитализации пациента и информирует об этом орган управления здравоохранением региона, где проживает больной.
Пациента извещают о решении комиссии - обычно через учреждение, направившее его на дальнейшее лечение, и выдают направление в конкретную клинику с указанием даты госпитализации. Если больной относится к льготной категории, и не отказался от пакета социальных услуг, он также имеет право на бесплатный проезд в клинику и обратно за счет ФСС России. На руки пациенту выдается талон на получение ВМП с подписью должностного лица.
В среднем между установлением диагноза лечащим врачом до госпитализации больного для проведения операции может проходить от нескольких дней до нескольких месяцев в зависимости от необходимости оказания срочной высокотехнологичной медицинской помощи, очередности в листе ожидания, наличия свободных мест в том медицинском учреждении, куда выдает направление регион.
Существуют также особые ситуации, при которых порядок действий получения ВМП может отличаться от описанного выше.
1. Например, комиссия субъекта РФ по оказанию ВМП приняла решение, что пациенту необходима высокотехнологичная медицинская помощь, например реконструктивно-восстановительная операция на кишечнике. Однако в настоящий момент (это может быть конец квартала или года) ни в одном лечебно-профилактическом учреждении (в региональном или федеральном) не осталось запланированных мест для оказания медицинской помощи по данному профилю в счет объемов ВМП. Если пациенту необходима экстренная операция, то Комиссия субъекта РФ по оказанию ВМП может предварительно договориться с руководством клиники и направить пациента на госпитализацию в экстренном порядке. При этом Минздравсоцразвития России обязуется выделить клинике дополнительные объемы ВМП для обеспечения затрат, связанных с лечением этого пациента.
2. Если пациент без прохождения всех указанных этапов напрямую обращается в клинику, способную оказывать ВМП, то комиссия медицинского учреждения может принять положительное решение об оказании этому пациенту медицинской помощи в рамках ВМП. Это может быть только в том случае, если у данного учреждения имеются свободные места по разработанному в начале года плану оказания ВМП по различным профилям. В таком случае медицинское учреждение выдает пациенту необходимые документы для оформления "Талона на оказание ВМП" в комиссии при органе управления здравоохранения региона. После подтверждения оформления электронного талона медицинское учреждение получает право на госпитализацию данного пациента.
3. В некоторых случаях для обращения за оказанием ВМП пациент может обратиться непосредственно в Минздравсоцразвития России (департамент высокотехнологичной медицинской помощи). Такое возможно при:
а) гражданин РФ не проживает на территории Российской Федерации;
б) орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения не обеспечил направление пациента в федеральное учреждение здравоохранения для оказания ВМП или пациент не удовлетворен ранее оказанной медицинской помощью, в том числе ВМП, в федеральном учреждении здравоохранения.
Для рассмотрения возможности об оказании ВМП пациенты должны предоставить результаты следующих обследований (табл.).
Таблица
Перечень обследований, необходимых для рассмотрения возможности об оказании ВМП
Профиль В | Лабораторные исследования | Срок действия | Инструментальные исследования | Срок действия |
Онкология | Анализы крови и мочи | 14 дней | ЭКГ; ФВД (для больных имеющих легочную недостаточность); рентгенография легких (обязательно всем) | 1 мес. |
исходные уровни основных серологических опухолеассоциированных маркеров и иммуноглобулинов в соответствии с локализацией опухоли и ее предполагаемого гистологического типа | 14 дней | КТ или ЯМР томография в зависимости от локализации заболевания; ультразвуковые, эндоскопические и рентгенологические исследования в зависимости от планируемого объема оказания ВМП | 1 мес. | |
определение кариотипа опухолевых клеток крови и костного мозга | 1 мес. | морфологическое (гистологическое и цитологическое) подтверждение характера опухолевого процесса, стекла биоптатов опухоли (для консультации обязательно); при необходимости: иммуногистологическое и иммуноцитологические, иммунофенотипирование | 1 мес. | |
Абдоминальная хирургия | Анализы крови и мочи, цитологические и гистологические исследования материала биопсий | 14 дней | ЭКГ; ультразвуковые, эндоскопические и рентгенологические исследования, КТ или ЯМР томография в зависимости от планируемого объема оказания ВМП | 14 дней |
Итак, высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях в соответствии с государственным заданием, сформированным в порядке, определяемом Минздравсоцразвития России, предоставляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Медицинские учреждения обязаны вести обособленный учет расходов на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные средства (субсидии), а также учет пациентов, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь. Кроме того, медицинские учреждения должны не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представить в орган исполнительной власти региона в сфере здравоохранения отчет о выполнении государственного задания и расходах, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные средства.
Например, средства федерального бюджета и средства бюджета города Москвы, направленные лечебно-профилактическим учреждениям системы Департамента здравоохранения г. Москвы в рамках реализации Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету г. Москвы на софинансирование государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи жителям г. Москвы, используются исключительно на цели, установленные Соглашением.
Лечебно-профилактические учреждения, принимающие участие в реализации государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, в установленном порядке разрабатывают и утверждают раздельные сметы по средствам, полученным за счет субсидии из федерального бюджета, и средствам бюджета г. Москвы. Средства, полученные в рамках реализации Соглашения, используются в соответствии с утвержденной сметой.
Учреждения осуществляют расходы по следующим кодам операций сектора государственного управления:
- 211 "Заработная плата";
- 213 "Начисления на выплаты по оплате труда";
- 225 "Услуги по содержанию имущества";
- 310 "Увеличение стоимости основных средств";
- 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
При этом приоритетной статьей расходов является приобретение медикаментов и расходных материалов.
В объеме средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, расходы на заработную плату работников, участвующих в выполнении государственного задания, с учетом начислений на выплаты по оплате труда, составляют не более 20% от среднего норматива финансовых затрат в расчете на одного пролеченного больного по соответствующему профилю высокотехнологичной медицинской помощи.
Расходы на приобретение медикаментов и расходных материалов, включая оплату дорогостоящих расходных материалов (в том числе имплантов, имплантатов и других изделий медицинского назначения, вживляемых в организм человека), предусмотренных стандартами медицинской помощи, утверждаемыми Минздравсоцразвития России, в объеме средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, составляют не менее 80% от среднего норматива финансовых затрат в расчете на одного пролеченного больного по профилю высокотехнологичной медицинской помощи.
В объеме средств, доводимых до лечебно-профилактических учреждений из бюджета г. Москвы, предусматриваются расходы на приобретение медикаментов и расходных материалов, включая оплату дорогостоящих расходных материалов (в том числе имплантов, имплантатов и других изделий медицинского назначения, вживляемых в организм человека), предусмотренных стандартами медицинской помощи, утверждаемыми Минздравсоцразвития России.
Планирование использования средств, полученных на приобретение медикаментов и расходных материалов, осуществляется в строгом соответствии с объемами высокотехнологичной медицинской помощи по количеству пролеченных больных, установленными для учреждения государственным заданием, с учетом их прогнозируемого исполнения до конца текущего календарного года. Взимание средств с населения за медикаменты и расходные материалы, необходимые для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в рамках государственного задания, предусмотренные калькуляцией расходов, не допускается.
Освоение финансовых средств путем размещения государственных заказов осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп.). При организации размещения государственных заказов используются только типовые формы документов по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд г. Москвы, утвержденные Департаментом г. Москвы по конкурентной политике (Тендерным комитетом) и размещенные на его официальном сайте (www.tender.mos.ru) в разделе "Документы" - "Образцы конкурсных документов".
В случае необходимости оказания высокотехнологичной медицинской помощи по срочным медицинским показаниям и использования расходных материалов, приобретаемых с учетом индивидуальных особенностей пациента (металлоконструкции, фиксаторы и т.п.), освоение финансовых средств осуществляется в соответствии с п. 6 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп.).
Если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, то заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи. При этом заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд федерального бюджетного учреждения), орган исполнительной власти субъекта РФ (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта РФ, нужд бюджетного учреждения субъекта РФ), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования, нужд муниципального бюджетного учреждения). К указанному уведомлению должна прилагаться копия документа, составленного заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт в соответствии с настоящим пунктом, а также копия заключенного контракта.
Лечебно-профилактическими учреждениями организуется раздельный учет использования медикаментов и расходных материалов, приобретенных для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных средств. Списание медикаментов и расходных материалов, приобретенных в рамках реализации Соглашения, фиксируется соответствующими актами и осуществляется в текущем календарном году для оказания высокотехнологичной медицинской помощи пациентам в соответствии с установленным государственным заданием по количеству пролеченных больных. Использование приобретенных медикаментов и расходных материалов на иные цели не допускается. Не использованные в текущем календарном году остатки финансовых средств подлежат возврату в соответствующие бюджеты.
Рекомендуется устанавливать следующие значения баллов для работников, принимающих участие в оказании высокотехнологичной медицинской помощи:
- оперирующий врач-хирург - 8 баллов;
- ассистент (врач-хирург) - 3 балла;
- врач-анестезиолог - 4 балла;
- врач-перфузиолог - 3 балла;
- врач-рентгенолог (как участник операционной бригады) - 3 балла;
- медицинская сестра операционная - 2,5 балла;
- медицинская сестра-анестезист - 2 балла;
- медицинская сестра-перфузионист - 1,5 балла;
- врач-реаниматолог (неонатология) - 8 баллов;
- врач-неонатолог - 6 баллов;
- врач-невролог (неонатология) - 3 балла;
- врач-онколог - 6 баллов;
- медицинская сестра постовая (неонатология, онкология) - 2,5 балла;
- медицинская сестра процедурная (неонатология, онкология) - 2 балла.
Окончательное утверждение списка медицинских работников учреждения, получающих дополнительную оплату труда за участие в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, а также распределение баллов по видам высокотехнологичных вмешательств, производятся руководителем лечебно-профилактического учреждения во внутреннем Положении о распределении фонда дополнительной оплаты труда медицинского персонала, участвующего в оказании высокотехнологичной медицинской помощи в рамках реализации Соглашения.
Если в оказании высокотехнологичной медицинской помощи принимают участие несколько сотрудников одноименных должностей (например, несколько хирургов-ассистентов), то каждый из них имеет право на баллы, соответствующие его роли в операции.
Стоимостное выражение одного балла представляет собой размер оплаты труда, найденный путем деления фонда дополнительной оплаты труда за конкретный вид высокотехнологичного медицинского вмешательства на сумму баллов работников, принимающих участие в оказании высокотехнологичной медицинской помощи.
Размер дополнительной оплаты труда конкретного работника определяется путем умножения полученного коэффициента (стоимости одного балла) на количество баллов, соответствующих его роли в оказании высокотехнологичной медицинской помощи.
Расчет дополнительной оплаты труда работников производится по каждому конкретному случаю оказания ВМП и суммируется по итогам месяца. Списки работников, получающих дополнительную оплату труда за оказание высокотехнологичной медицинской помощи в рамках государственного задания, ежемесячно утверждаются руководителем лечебно-профилактического учреждения и хранятся установленным порядком.
Дополнительная оплата труда за оказание высокотехнологичной медицинской помощи входит в расчет среднего заработка, в связи с чем учреждения здравоохранения должны запланировать средства на эти цели за счет доходов, полученных в рамках реализации Соглашения.
В связи с тем, что высокотехнологичная медицинская помощь финансируется из федерального (регионального) бюджета, данные средства не подлежат налогообложению. Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при расчете налога на прибыль не учитываются целевые поступления. К ним относятся поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, использованные указанными получателями по назначению. Суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов также являются целевыми поступлениями. Поэтому средства, получаемые медицинскими учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность по оказанию высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи в рамках государственного задания за счет средств бюджета, не подлежат обложению налогом на прибыль.
Основная задача современного здравоохранения - повышение качества медицинской помощи с одновременным сдерживанием и снижением его себестоимости. На уровне государства это означает обеспечение доступности качественной медицинской помощи. Технология ИНТЕРИН и Медицинская информационная система ИНТЕРИН PROMIS предназначены для создания интегрированных медицинских информационных систем лечебно-профилактических учреждений и их территориальных и ведомственных сетей, обеспечивающих информационную поддержку решения таких задач.
В рамках проекта Интерин PROMIS сформировано отдельное решение, ориентированное на учет пациентов, получающих высокотехнологичную медицинскую помощь (ВТМП). Система представляет собой специально сконфигурированный набор подсистем МИС Интерин PROMIS, позволяющий формировать, хранить и предоставлять всю необходимую информацию относительно ВТМП, выполняемой высококвалифицированными специалистами ЛПУ с использованием сложных и уникальных технологий, основанных на современных достижениях науки и техники.
В состав системы входят:
1. Учет талонов-направлений на ВТМП.
2. План госпитализации.
3. Приемное отделение.
4. Движение пациентов.
5. Медицинская статистика.
6. Учет услуг.
7. Договорной отдел.
8. Центральный аптечный склад.
9. Аптечки (склады) подразделений.
10. Аптечки (склады) постов.
11. Медицинский склад.
12. Отделение переливания крови.
13. Лабораторная информационная система.
14. Администрирование системы.
Система позволяет фиксировать:
- информацию по этапам движения талона на ВТМП;
- планирование госпитализации;
- поступление пациента в ЛПУ;
- заведение электронной ИБ;
- движение пациента по отделениям;
- оказание услуг пациентам;
- персонифицированный учет расхода медикаментов;
- персонифицированный учет расхода медицинских товаров;
- персонифицированный учет расхода крови, ее препаратов и заменителей;
- статистические карты выбывшего из стационара.
Предусмотрены различные варианты информатизации ЛПУ: от минимального - с централизованным вводом информации в систему, до максимального - с поддержкой работы каждого исполнителя медицинских услуг и сотрудников задействованных вспомогательных подразделений. Система позволяет автоматизированно формировать и предоставлять всю необходимую отчетность в соответствии с приказами Минздравсоцразвития России.
Помимо поддержки всестороннего учета пациентов по ВТМП, система также обеспечивает решение следующих задач:
- учет потока всех пациентов, независимо от вида оплаты (ОМС, ДМС, договорные за наличный расчет и с предприятиями, бюджет). Регистрация в приемном отделении и заведение электронной ИБ с формированием журнала 001у. Оформление движения пациентов по отделениям, включая реанимационные и интенсивной терапии. Оформление статистической карты выбывшего из стационара. Медицинская статистика. Автоматизированное формирование госстатотчетности и отчетов по требованию по поступившим, находящимся и выбывшим пациентам;
- ведение договорной работы. Ведение прейскурантов. Учет услуг по пациентам различных видов оплаты. Формирование счетов, счетов-фактур и приложений к счетам. Автоматизированное формирование отчетов в разрезе контрагентов, видов оплаты, подразделений, исполнителей и т.п.;
- информатизация аптеки. Всесторонний учет и контроль движения аптечных материалов в лечебном учреждении на всех уровнях: аптеки, аптечек старших медсестер лечебных отделений и лабораторий, аптечек постовых и процедурных медсестер. Поддержка работы рецептурно-производственного отдела. Автоматизация закупочной деятельности с контролем тендерных и иных видов контрактов. Автоматизированное формирование отчетов и печать необходимых документов по движению медикаментов;
- информатизация склада медицинского инвентаря. Всесторонний учет и контроль движения медицинского инвентаря и др. материалов в лечебном учреждении на уровнях центрального склада и складов подразделений. Автоматизация закупочной деятельности с контролем тендерных и иных видов контрактов. Автоматизированное формирование отчетов и печать необходимых документов по движению материалов;
- информатизация лаборатории. Автоматизация и оптимизация деятельности клинико-диагностической лаборатории и внутрилабораторного управления качеством. Поддержка полного цикла лабораторных исследований - от приема направления до представления результатов, включая интеграцию с автоматическими анализаторами. Автоматизированное формирование всей необходимой отчетности о работе лабораторного комплекса.
Кроме того, система может быть расширена до уровня госпитальной информационной системы с возможностями ведения полной электронной медицинской карты как стационарного, так и амбулаторного пациента.
В случае невозможности осуществления диагностики или лечения в России финансовое обеспечение мероприятий, связанных с лечением граждан РФ за ее пределами, осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Указанные ассигнования в иностранной валюте предназначаются для покрытия расходов иностранных медицинских организаций, связанных с лечением граждан РФ, а также расходов, связанных с выплатой гражданам РФ, направляемым на лечение за пределами территории Российской Федерации, и сопровождающим их лицам (при условии, что сопровождение обусловлено медицинскими показаниями) суточных, расходов по найму ими жилых помещений и по оплате проезда к месту лечения и обратно.
Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи определяет иностранные медицинские организации для лечения граждан РФ с учетом медицинских показаний и показателей эффективности необходимого вида лечения, а также перечисляет этим организациям средства в иностранной валюте.
Сроки и условия оплаты определяются в соответствии с договором о проведении лечения, заключаемым Федеральным агентством по высокотехнологичной медицинской помощи и соответствующей иностранной медицинской организацией, и с учетом согласованной сторонами сметы расходов. Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи после принятия в установленном порядке решения о направлении гражданина РФ на лечение за пределами территории Российской Федерации выделяет указанному гражданину и сопровождающему его лицу (при условии, что сопровождение обусловлено медицинскими показаниями) средства в иностранной валюте, включающие:
а) суточные в размере, установленном для работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, при служебных командировках на территории иностранных государств;
б) средства для оплаты расходов по найму жилых помещений в размере, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации о возмещении расходов, связанных со служебными командировками на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
в) средства для оплаты расходов на проезд к месту лечения и обратно, но не более стоимости проезда:
- воздушным транспортом - в салоне экономического класса;
- железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого поезда;
- водным транспортом - в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
- автомобильным транспортом - в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).
Перечисление гражданину РФ, направляемому на лечение за пределами территории Российской Федерации, и сопровождающему его лицу (при условии, что сопровождение обусловлено медицинскими показаниями) средств в иностранной валюте осуществляется Федеральным агентством по высокотехнологичной медицинской помощи на счета указанных граждан, открытые ими в кредитных организациях, по курсу ЦБ России, установленному на дату перечисления.
Граждане РФ, направленные на лечение за пределами территории Российской Федерации, а также сопровождающие их лица в течение 14 дней по возвращении в Российскую Федерацию представляют в Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи отчет об израсходованных суммах. К отчету прилагаются документы, подтверждающие произведенные расходы по найму жилых помещений на территории иностранного государства и оплате проезда к месту лечения и обратно. Остаток неиспользованных средств в иностранной валюте подлежит возврату в Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи.
Т.С. Орлова,
канд. экон. наук,
доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Костромского государственного технологического университета
"Бухучет в здравоохранении", N 4, апрель 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухучет в здравоохранении"
Некоммерческое партнерство Издательский дом "Панорама"
Адрес: г. Москва, ул. Верхняя, д. 34
Тел.: (495) 211-54-18
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru