Какие могут быть применены санкции при отказе собственников жилых помещений от установки индивидуальных приборов учета в многоквартирных домах?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае если собственник помещения в многоквартирном доме в установленные законом сроки не заключит договоры на установку и ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, такие приборы учета будут установлены в принудительном порядке с возложением соответствующих расходов на собственника. На федеральном уровне ответственность за несоблюдение требований оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов на собственника помещения в многоквартирном доме не возложена. Однако такая ответственность может предусматриваться законодательством субъектов РФ.
Обоснование вывода:
В силу ст. 30 ЖК РФ, п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25, в качестве пользователя жилым помещением собственник несет ряд обязанностей (использовать жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность, др.), а также иные обязанности, предусмотренные законодательством. Одна из таких обязанностей предусмотрена ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), установившей обязательность учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Так, согласно ч.ч. 5, 5.1 ст. 13 Закона об энергосбережении в срок до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного закона (27 ноября 2009 года), обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, а в срок до 1 января 2015 года - индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом до 1 июля 2012 года многоквартирные дома должны быть оснащены как коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, так и индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Таким образом, на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность, в частности, по оснащению дома индивидуальными приборами учета используемых воды, электрической энергии в срок до 1 июля 2012 года. При этом собственники помещений наделяются правами получать предложения от снабжающих организаций по оснащению дома приборами учета (ч. 10 ст. 13 Закона об энергосбережении) и заключать с ними соответствующие договоры (в заключении договоров данные организации отказать не могут), участвовать в согласовании цены договоров, требовать выплаты неустойки при нарушении срока исполнения договоров, оплачивать работы в рассрочку равными долями в течение пяти лет с даты заключения договоров, если иное не согласовано в договоре (ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении). Отдельные категории граждан могут получить финансовую поддержку от субъектов РФ, муниципальных образований на эти цели (ч. 11 ст. 13 Закона об энергосбережении). Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утверждены приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 N 149.
В силу ст. 13 Закона об энергосбережении заключение договоров на установку и ввод в эксплуатацию приборов учета обязательно лишь для специализированной организации. На наш взгляд, по смыслу ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме заключают договоры на установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета в случае, если соответствующее решение принято ими на общем собрании; решение об установке индивидуальных приборов учета в конкретном помещении принимает его собственник. Если такое решение собственником не принято, он не может понуждаться к заключению договора, однако в силу закона обязан обеспечить допуск специализированной организации к месту установки прибора учета и возместить ее расходы на установку этого прибора (ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении), поскольку в течение года после вышеназванных сроков приборы учета в любом случае должны быть установлены. Оплата расходов может проходить как в добровольном, так и в принудительном порядке, но в последнем случае на собственника помещения также будут возложены расходы специализированной организации, связанные с необходимостью принудительного взыскания. Для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах законом предусматривается рассрочка на срок до пяти лет с даты установки прибора, однако на рассроченную сумму начисляются проценты.
Поэтому, по нашему мнению, собственникам помещений в многоквартирных домах целесообразно самим заключить в установленные Законом об энергосбережении сроки договоры на установку и ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета. Ведь в таких случаях собственник имеет возможность участвовать в согласовании условий договора, в том числе его цены, порядка и условий выполнения работ в принадлежащем ему помещении. Более того, собственник не вынужден будет компенсировать не согласованные с ним расходы, в частности, судебные, которые могут составлять сумму, значительно превышающую расходы, которые собственник понес бы, заключив договор.
Согласно ст. 29 Закона об энергосбережении лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, несут дисциплинарную, гражданскую, административную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Отметим, что субъектом дисциплинарной ответственности собственники помещений в многоквартирном доме не являются; а невыполнение ими обязанности по оснащению дома индивидуальными приборами учета не может влечь гражданско-правовую ответственность, поскольку такое правонарушение по своему характеру не способно причинить имущественный или неимущественный вред. Поэтому единственно возможными санкциями, применимыми к собственникам за незаключение договоров на установку и ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, являются административные меры ответственности.
КоАП РФ предусматривает лишь один состав административного правонарушения, связанный с неустановкой приборов учета, а именно несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ).
Отметим, что субъектом административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ являются лишь лица, ответственные за содержание многоквартирных домов. К таковым, полагаем, должны быть отнесены лица, которые в соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ управляют многоквартирным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме субъектами административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ не могут быть признаны даже в том случае, если в качестве способа управления многоквартирным домом избрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, поскольку соблюдение требований об оснащении конкретного помещения индивидуальными приборами возложено на собственника данного помещения (а не всех собственников, непосредственно управляющих домом). Учитывая данные обстоятельства, привлечение собственника конкретного помещения к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, на наш взгляд, невозможно. Ведь согласно общеправовым принципам состав правонарушения, за которое предусматривается публично-правовая ответственность, должен быть четко и недвусмысленно установлен нормой права; применение аналогии к составам правонарушений недопустимо.
Таким образом, по нашему мнению, федеральный законодатель счел достаточным возложить на собственника помещения в многоквартирном доме соответствующие расходы в случае его отказа от заключения в установленные законом сроки договоров на установку и ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, без мер административной ответственности.
Обращаем Ваше внимание, помимо прочего, на то, что ст. 72 Конституции РФ относит административное законодательство к сфере совместного ведения РФ и ее субъектов. Поэтому субъекты РФ вправе устанавливать административную ответственность собственников помещений в многоквартирном доме за несоблюдение требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Мария
4 мая 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.