Современное состояние медицинской статистики в Российской Федерации
Дан анализ состояния отечественной медицинской статистики в современных условиях: рассматривается характеристика службы медицинской статистики, приведены результаты социологического исследования врачей-статистиков, медицинских статистиков и руководителей службы медицинской статистики, определены объемы информации для получения данных о состоянии здоровья населения и деятельности ЛПУ, представлен анализ существующей технологии процесса сбора, приема и обработки медицинской статистической отчетности, предложены мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения медицинской статистики.
Актуальность темы
Реформирование отрасли здравоохранения невозможно без реконструкции всех составляющих систем и, в частности, медицинской статистики. Реформирование данной службы ведется в двух направлениях: первое - перестройка структуры и ресурсов службы медицинской статистики, второе - актуализация учетной и отчетной документации.
При реализации программных документов Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и широкомасштабных проектов, таких как приоритетный национальный проект "Здоровье", Указы Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов самоуправления городских округов и муниципальных районов", реализации программы модернизации здравоохранения в субъектах Российской Федерации резко возрастает потребность в разработке новых статистических показателей, характеризующих эффективность деятельности системы здравоохранения в современных условиях.
Приказом Минздравсоцразвития России от 28 апреля 2011 года N 364 была утверждена Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, в которой в том числе определены задачи по совершенствованию медицинской статистики.
Цель исследования - совершенствование информационного обеспечения здравоохранения в период реформирования.
Материалы и методы
Данное исследование проводилось в ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздравсоцразвития Российской Федерации, которое является единственным уникальным учреждением в Российской Федерации, где одна из основных функций его структурного подразделения "Отделения медицинской статистики" - это организация сбора, приема и обработки годовых медико-статистических отчетов. В отделении функционирует автоматизированная система "Медстат", где хранится информация 37 годовых статистических отчетных форм в целом по Российской Федерации и по каждому субъекту Российской Федерации за период 1992-2010 гг. (всего 696 форм).
Результаты и обсуждения
Медико-статистическая информация является основой подготовки решений по совершенствованию выборов приоритетов, определению стратегии развития отрасли здравоохранения.
В каждом субъекте Российской Федерации (за исключением Республики Калмыкия, Ярославской и Рязанской областей) организационно-методическим центром по вопросам медицинской статистики являются Медицинские информационно-аналитические центры (МИАЦ). В 2010 году в системе Минздравсоцразвития России функционировало 82 МИАЦ, 16 БМС, 3152 отделений (кабинетов) статистики, 1727 отделений (кабинетов) статистики в составе оргметодотделов, 972 отдела АСУ, ВЦ (в 2000 г., соответственно, 10 МИАЦ, 76 БМС, 3924 отделения (кабинетов) статистики и 1099 медицинских учреждений (юридических лиц), имеющих отделения (кабинеты) статистики в составе оргметодотдела и 662 отдела АСУ, вычислительных центров).
За последние 9 лет в 2,4 раза увеличился парк компьютерной техники в кабинетах медицинской статистики и оргметодотдела (рис. 1). В то время как их доля оснащенности от общего числа компьютеров медицинских организаций постоянно снижалась с 8% в 2002 году до 7% в 2010 г.
В структуре компьютерного парка основное место занимают компьютеры типа Intel Pentium и Intel Celeron (рис. 2).
При этом еще не все медицинские организации, оснащенные электронно-вычислительной техникой, имеют выход в Интернет и электронную почту. Так, в Ленинградской области только 37% медицинских учреждений имеют выход в Интернет.
В отделении медицинской статистики ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздравсоцразвития России производится прием и обработка годовых статистических отчетов от субъектов Российской Федерации.
Уникальность обработки годовых отчетов на федеральном уровне заключается в прохождении медико-статистической информации через многоступенчатые контроли (внутриформенный, межформенный, межгодовой, форматный), которые позволяют снять многочисленные ошибки.
Данная схема обработки годовых медико-статистических отчетов работает и на региональном уровне, но в некоторых регионах к ней добавляется еще и автоматизированное формирование 47 статистической формы, которая формируется на основании годовых отчетов по формам NN 14-ДС, 17, 30, 39-45, 55, 56, и затем конвертируется в программное обеспечение "Медстат".
В современных условиях должна быть снята проблема ручной обработки в формировании любых статистических отчетов, что требует обязательного внедрения современных компьютерных технологий. Правильно сформированные отчеты в субъектах Российской Федерации позволяют уменьшить и финансовые, и кадровые затраты Центра, сэкономить время на подготовку сводных годовых отчетов, а самое главное - повысить качество и достоверность информации, на основании которой делаются выводы о деятельности всей системы здравоохранения.
Действующая в течение 20 лет технология процесса сбора, приема и обработки годовых отчетов по медицинской статистике в Российской Федерации требует модернизации, разработки новой программы в системе "online", позволяющей получать информацию непосредственно из учетной документации, что будет способствовать повышению качества отчетной документации.
На основании базы данных по медицинской статистике формируются материалы, выпускаются сборники, рассчитываются показатели для Европейского регионального бюро ВОЗ, проводится анализ качества и достоверности отчетной документации [4-7]. В журнале "Врач и информационные технологии" публикуются статьи, посвященные вопросам информатизации здравоохранения и создания единого отраслевого информационного пространства [1, 2, 3].
Для принятия оперативных решений, подготовки различных отчетов, справок федеральному органу исполнительной власти (Минздравсоцразвития России) постоянно требуется медико-статистическая информация о состоянии здоровья населения и ресурсов здравоохранения.
В качестве инструмента в этих случаях применяется автоматизированная система информирования руководителя (АСИР), разработанная в начале 90-х годов. В последние годы АСИР была значительно усовершенствована и переделана под Window. Новые технические средства дают возможность представить динамику статистических показателей в графическом и табличном изображении. Язык запросов АСИР позволяет решать следующие задачи: оперативный поиск статистических показателей за определенное число лет (до 5 лет), по России, федеральному округу, субъекту Федерации либо по выборочным показателям (до 5) по всем территориям, федеральным округам с составляющими или по территориям выборочно; сравнить анализируемые показатели с нормативными или со среднероссийскими показателями и пр. Освобождая от рутинной и трудоемкой работы по хранению и обработке данных, АСИР позволяет сосредоточить усилия руководителей службы на принятии научных обоснованных решений.
В 2010 году число физических лиц, занятых в службе медицинской статистики, составило 11,2 тыс. медицинских статистиков, 2127 врачей-статистиков и 2149 врачей методистов. Средний возраст сотрудников, занятых в этой службе, равен 47,2 года (руководителей - 49,8 года, врачей-статистиков - 46,9 года, медицинских статистиков - 44,3 года). Доля лиц до 29 лет составляет всего 4,4%, лица трудоспособного возраста - 54,5%, предпенсионного и пенсионного возраста - 41,1%. Средний стаж работы лиц, занятых в службе медицинской статистики, - 12 лет (руководителей - 12,3 года, врачей-статистиков - 9,8 года, медицинских статистиков - 13 лет). Почти у половины руководителей (47,5%) и врачей-статистиков (44,6%) - дипломы лечащего врача, 59,1% медицинских статистиков имеют специальность медицинской сестры, 32,3% - фельдшера и 8,6% - акушерки. Высшая категория у 40,9% руководителей, 15,9% врачей-статистиков, 23,7% медицинских статистиков.
При социологическом исследовании руководителей установлено, что 66% из них видят возможности повышения эффективности здравоохранения; 83% руководителей указывают, что основой повышения эффективности здравоохранения является прежде всего адекватное финансирование (рис. 3).
Опрос руководителей:
1. 66,2% видят перспективы повышения эффективности здравоохранения
2. 16,2% - затруднились ответить
3. 17,6% - дали отрицательный ответ
Источники и факторы повышения эффективности здравоохранения (в % к числу признающих его реальность)
Источники | % |
Оптимизация использования материальных и кадровых ресурсов | 69 |
Ослабление социальной напряженности в отрасли | 53,5 |
Обеспечение необходимых объемов медицинской помощи населению, несмотря на дефицит финансовых средств | 32,4 |
Устранение теневой оплаты медицинских услуг | 53,5 |
Адекватное финансирование | 83,1 |
Централизация управления отраслью | 39,4 |
Реструктуризация в здравоохранении | 40,8 |
Повышение квалификации руководящих кадров | 60,6 |
Развитие новых технологий | 73,2 |
Расширение профилактических программ | 53,5 |
Внедрение частной медицинской практики | 21,1 |
Внедрение принципов доказательной медицины | 33,8 |
Рис. 3. Опрос руководителей медицинских учреждений по вопросам эффективности здравоохранения
Основным источником медицинской информации являются отчетные статистические формы. В 2010 году их количество составило 37 единиц (в 1992 г. - 23). Ежегодно заполняется более 314 тыс. отчетных форм для оценки состояния здоровья населения и деятельности здравоохранения на основании деятельности более 16,3 тыс. лечебно-профилактических учреждений (табл. 1).
Таблица 1
Количество лечебно-профилактических учреждений и число заполняемых в них отчетных статистических форм (2010 г.)
Наименование | Число учреждений | Число заполняемых отчетных форм | Всего отчетных форм |
Больницы всех типов | 4963 | 14 | 69 482 |
Диспансеры | 1048 | 17 | 17816 |
Поликлиники (входящие и самостоятельные) | 9467 | 23 | 217 741 |
Стоматологические поликлиники (кабинеты) | 802 | 4 | 3208 |
Станции (отделения) скорой медицинской помощи | 2940 | 2 | 5880 |
Почти половина (48,6%) объема отчетных форм (графоклеток) в целом приходится на четыре статистические формы: N 47 "Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения" (14,1%), N 14 "Сведения о деятельности стационара" (13,7%), N 12 "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных о больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения" (11,8%), N 30 "Сведения об учреждениях здравоохранения" (9,0%).
С каждым годом объем собираемой статистической информации увеличивается. С 1992 по 2010 гг. почти в 4 раза увеличилось количество графоклеток (с 12,9 до 48,9 тыс.), а именно, в отчетной форме N 14 - в 8,8 раза, форме N 12 - 7,3 раза, формах N 30 и N 47 - в 2 раза (рис. 4).
При этом существующие учетные и отчетные формы перегружены невостребованной информацией при отсутствии необходимых данных. Так, в свете реализации реформ здравоохранения среди показателей Программы модернизации здравоохранения имеются такие, как пятилетняя выживаемость лиц, перенесших острый инфаркт миокарда с момента установления диагноза; увеличение средней продолжительности жизни больных с хронической патологией после установления заболевания, которых нет в учетной и отчетной документации.
В то же время при частом пересмотре отчетных форм нарушаются динамические ряды показателей, что затрудняет проводить их сравнительный анализ. Отчетные формы должны содержать только те показатели, которые имеются в учетной документации, и сопровождаться четкими разъяснениями (инструкциями), ссылками на нормативные документы.
Следует отметить, что только у восьми отчетных форм федерального статистического наблюдения имеются пересмотренные инструкции по заполнению годовых отчетов, утвержденных в последние два года. К отчетным формам 15, 16, 19, 63, 1-Дети(здрав), 1-РБ инструкции отсутствуют. Ко многим отчетным формам имеются инструкции старого образца. Так, к формам 12 и 14 - инструкции 1991 года, к формам 30 и 47 - инструкции от 1986 года.
Официальная медицинская статистика в Российской Федерации характеризуется в том числе ведомственной разобщенностью, отсутствием отчетности негосударственных медицинских организаций (частных) и пр. Вышесказанное свидетельствует о необходимости пересмотра всей организации учета и отчета медицинской документации и модернизации этой деятельности. Для полноты оценки ситуации в здравоохранении страны необходимо организовать сбор сведений об оказании медицинской помощи гражданам Российской Федерации от ведомственных медицинских организаций (МЧС России, МО России, МВД России, ФСБ России, РАМН и др.), акционерных обществ (КАМАЗ, ГАЗПРОМ, АвтоВАЗ, РЖД и др.), медицинских организаций негосударственной (частной) формы собственности и имеющих лицензию на медицинскую деятельность.
Одним из путей совершенствования медицинской статистики является переход на персонифицированный учет медицинской помощи, что соответствует современной методологии, обеспечивающей системный подход к реализации задач управления.
В целях оптимизации работы службы медицинской статистики требуется: создание системы непрерывного повышения квалификации врачей-статистиков и медицинских статистиков (регулярное проведение семинаров, дней специалистов, циклов повышения квалификации); интеграция вопросов статистического учета в процессе обучения врачей лечебных специальностей; расширение полномочий функций статистиков (как врачей, так и медицинских статистиков) в плане учета и контроля деятельности практических врачей; повышение их роли в планировании деятельности ЛПУ; улучшение материальной базы службы медицинской статистики (обеспечение современными ЭВТ, программными средствами).
Таким образом, важными принципиальными особенностями медицинской статистики являются: во-первых, ее связь с процессом управления, использование статистических данных для планирования в области здравоохранения и для оценки их реализации, иллюстрацией чему служат годовые отчеты, в частности, в области охраны здоровья населения; во-вторых, тесная взаимосвязь с практическими задачами организации здравоохранения: статистические данные ориентируют руководителей органов и учреждений здравоохранения в отношении состояния сети, кадров и лечебно-профилактической деятельности учреждений, указывают на имеющиеся достижения, вскрывают недостатки и тем самым содействуют определению путей дальнейшего развития здравоохранения в стране.
Литература
1. Белов В.Б., Лунев С.А., Иванов Е.И. Медицинская информационная система документооборота (МИСД) - база для формирования электронного здравоохранения в Российской Федерации // Врач и информационные технологии. - 2006. - N 4. - С. 22-27.
2. Гасников В.К. О методологических проблемах развития информатизации управления в здравоохранении // Врач и информационные технологии. - 2004. - N 1. - С. 4-11.
3. Какорина Е.П. Информационное обеспечение системы здравоохранения // Врач и информационные технологии. - 2004. - N 2. - С. 13-18.
4. Секриеру Е.М. Госпитальная статистика травм и отравлений по данным федеральных годовых отчетов // Социальные аспекты здоровья населения [Электронный научный журнал]. - 2009. - N 4. - Т. 12. - URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/153/30/lang.ru/ (Дата обращения: 05.08.2010).
5. Суханова Л.П. Статистика родовспоможения как фактор обеспечения качества акушерской и перинатальной помощи в России // Социальные аспекты здоровья населения [Электронный научный журнал]. - 2007. - N 4. - Т. 4. - URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/47/30/lang.ru/ (Дата обращения: 05.08.2010).
6. Харченко Н.В., Петрова Г.В., Грецова О.П. Оценка качества отчетной документации территориальных онкологических диспансеров по формам 7 и 35 // Социальные аспекты здоровья населения [Электронный научный журнал]. - 2007. - N 3. - Т. 3. - URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/39/30/lang.ru/ (Дата обращения: 05.08.2010).
7. Чуркин А.А., Творогова Н.А. Краткий анализ качества годовых отчетов по психиатрии за 2006 год // Социальные аспекты здоровья населения [Электронный научный журнал]. - 2007. - N 3. - Т. 3. - URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/40/30/lang.ru/ (Дата обращения: 05.08.2010).
Е.П. Какорина,
д.м.н., профессор кафедры
организации здравоохранения,
медицинской статистики
и информатики Первого
МГМУ им. И.М. Сеченова,
г. Москва, Россия
Е.В. Огрызко,
к.м.н., зав. отделением
ФГБУ ЦНИИОИЗ
Минздравсоцразвития РФ,
Россия
"Врач и информационные технологии", N 2, март-апрель 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Врач и информационные технологии"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: 6 выпусков в год
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов. Членами редакционной коллегии являются ведущие российские и зарубежные специалисты в области медицинской информатики, руководители крупнейших медицинских организаций и информационно-аналитических центров. Информационная концепция журнала отражает важнейшее направление модернизации здравоохранения - использование информатизации как важнейшего инструмента управления отрасли.
Журнал "Врач и информационные технологии" является единственным периодическим изданием, отражающим проблемы информатизации здравоохранения и создания единого отраслевого информационного пространства.
Подписные индексы в каталоге "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
- 82615, 20103
Условия подписки через редакцию на сайте: http://www.idmz.ru или по телефону (495) 618-07-92, e-mail: idmz@yandex.ru
Адрес редакции: 127254, Москва, ул. Добролюбова,11, офис 234