Имущество образовательных организаций в проекте Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Закрепление земельных участков законодатель признает лишь за государственными и муниципальными образовательными учреждениями. Такая постановка вопроса ущемляет права и возможности частных образовательных организаций.
Согласно части 1 статьи 83 ("Имущество образовательных организаций") проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект), закрепление земельных участков законодатель признает лишь за государственными и муниципальными образовательными учреждениями. Такая постановка вопроса ущемляет права и возможности частных образовательных организаций, которые также могут иметь (по крайней мере, не видим обстоятельств, этому препятствующих) земельные участки. Конечно, юридические процедуры, закрепляющие данный объект недвижимости за государственными и муниципальными образовательными учреждениями и за частными образовательными организациями, различны. Но сам факт и возможность обладания землей самыми разными образовательными организациями в законе прописать необходимо.
Нам могут возразить. Как справедливо отмечал Е.А. Суханов, поскольку образовательное учреждение создается для решения социальных (образовательных), а не коммерческих задач и относится к числу некоммерческих организаций, то и в правовом, в частности гражданско-правовом, регулировании их имущественного положения следует учитывать именно высокое социальное предназначение образовательных учреждений*(1), что законодатель и закрепил когда-то в уже устаревших и нуждающихся в совершенствовании нормах Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании".
Другое дело, что гражданско-правовые представления в этом законодательном акте остались на уровне 1992 г., когда нормы об образовании еще не были приведены в соответствие ни с ГК РФ, ни с внутренней конструкцией образовательного учреждения, в результате чего она содержит ряд противоречий. В частности, "унитарный" характер правовой природы учреждения (и здесь есть совпадение с образовательным учреждением) необоснованно опровергается многоучредительством образовательного учреждения на основании норм Закона об образовании.
В связи с этим часть 1 статьи 83 законопроекта, по нашему мнению, следует изложить в новой редакции: "Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными учреждениями, а также частными образовательными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 83 законопроекта государственное или муниципальное образовательное учреждение вправе без проведения конкурса или аукциона предоставлять во владение и (или) пользование движимое и недвижимое имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью и закрепленное за ним на праве оперативного управления, на возмездной или безвозмездной основе:
1) медицинской организации для медицинского обслуживания обучающихся, и работников образовательного учреждения и прохождения ими медицинского обследования;
2) организации общественного питания для обеспечения обучающихся и работников образовательного учреждения питанием;
3) научной организации для ведения деятельности, соответствующей уставным целям образовательного учреждения.
Представляется, что законодатель упустил из виду еще один вид организаций - санаторно-курортные организации (санатории, базы отдыха и др.), которые могут быть при государственных образовательных учреждениях.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"*(2), санаторно-курортным организациям для лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах предоставляются земельные участки и иные природные ресурсы.
Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов проводится с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения необходимых работ на особо охраняемых природных территориях. Санаторно-курортные организации используют здания, строения и иное имущество лишь в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не следует из федерального закона.
Этой же статьей определено, что особо охраняемые природные территории, в нашем случае лечебно-оздоровительные местности и курорты, могут иметь федеральное, региональное или местное значение и соответственно являются федеральной собственностью, собственностью субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований.
В связи с этим предлагаем часть 2 статьи 83 законопроекта дополнить пунктом 4, изложив норму в следующей редакции: "2. Государственное или муниципальное образовательное учреждение вправе без проведения конкурса или аукциона предоставлять во владение и (или) пользование движимое и недвижимое имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью и закрепленное за ним на праве оперативного управления, на возмездной или безвозмездной основе:
1) медицинской организации для медицинского обслуживания обучающихся, и работников образовательного учреждения и прохождения ими медицинского обследования;
2) организации общественного питания для обеспечения обучающихся и работников образовательного учреждения питанием;
3) научной организации для ведения деятельности, соответствующей уставным целям образовательного учреждения;
4) санаторно-курортной организации для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха обучающихся и работников образовательного учреждения".
Напомним также, что с 1 января 2003 г. отнесение конкретного вида деятельности к деятельности санаторно-курортных учреждений осуществляется на основании "Общероссийского классификатора видов экономической деятельности", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 года N 454-ст. В соответствии с кодом 85.11.2 деятельность санаторно-курортных учреждений включает:
- санаторно-курортную деятельность, связанную с проведением лечения, профилактики и оздоровительных мероприятий на базе лечебно-профилактических учреждений (санаториев, курортов, профилакториев, пансионатов с лечением, санаториев-профилакториев, бальнеологических лечебниц, грязелечебниц, детских санаториев, санаториев для детей с родителями, санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия и т.п.);
- обеспечение условий пребывания в санаторно-курортных учреждениях (проживания, питания и т.п.).
Библиографический список:
Куров С.В. Образование и гражданское право: Учебное пособие. М., 2004. С. 48.
С. Иванова,
доктор юридических наук,
профессор, заведующая кафедрой
"Гражданское право" Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации
"Право и жизнь", N 5, май 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Цит. по: Куров С.В. Образование и гражданское право: Учебное пособие. М., 2004. С. 48.
*(2) См.: СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Право и жизнь"
Научный и научно-популярный журнал "Право и жизнь" издается с 1992 года.
Его публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной научной и практической юриспруденции. Журнал выступал инициатором принятия различных нормативных правовых актов, разрабатывал вопросы конституционного, административного, муниципального, финансового, налогового, гражданского и уголовного права, помещал многочисленные материалы по тематике защиты прав человека и гражданина, большое внимание уделял развитию регионального законодательства, институтов местного самоуправления. Особое внимание уделялось вопросам теории права и государства, институциональной политологии.