Государственный надзор и налоговая проверка члена саморегулируемой организации
Материал рассказывает, на что опираются налоговые органы при проверке членов саморегулируемых организаций, а также вправе ли налоговые органы направлять вне рамок проведения налоговых проверок требование представить документы, минуя налоговый орган, в котором юридическое лицо состоит на учете?
В соответствии со ст. 55.19 Градостроительного кодекса РФ государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган надзора за саморегулируемыми организациями) в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
Проверка саморегулируемой организации
Предметом проверки является соблюдение саморегулируемой организацией требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных ГрК РФ, другими федеральными законами.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является:
1) истечение одного года со дня внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций;
2) истечение двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.
Внеплановая проверка
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения саморегулируемой организацией выданного органом надзора за саморегулируемыми организациями предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации;
2) поступление в орган надзора за саморегулируемыми организациями обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа надзора за саморегулируемыми организациями), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:
а) совершения саморегулируемой организацией и ее должностными лицами действий (бездействия), нарушающих требования настоящего Кодекса, других федеральных законов и права членов саморегулируемой организации;
б) неисполнения саморегулируемой организацией обязательств о возмещении вреда, причиненного третьим лицам в результате действий (бездействия) членов саморегулируемой организации;
в) неисполнения или ненадлежащего исполнения саморегулируемой организацией полномочий по контролю за деятельностью своих членов, выявленных органом надзора за саморегулируемыми организациями при рассмотрении документов, представляемых саморегулируемыми организациями в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа надзора за саморегулируемыми организациями о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В случае поступления в орган надзора за саморегулируемыми организациями предусмотренного частью 10 статьи 55.20 ГрК РФ уведомления Национального объединения саморегулируемых организаций, обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, о допущенных саморегулируемой организацией нарушениях в части несоответствия установленных саморегулируемой организацией требований к выдаче свидетельств о допуске установленным ГрК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям, несоблюдения саморегулируемой организацией установленных саморегулируемой организацией требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, отсутствия у саморегулируемой организации компенсационного фонда, сформированного с учетом положений статьи 55.4 и частей 6 и 7 статьи 55.16 ГрК РФ, необеспечения саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с ГрК РФ и другими федеральными законами орган надзора за саморегулируемыми организациями в срок не позднее чем в течение двадцати дней со дня поступления указанных уведомления, обращений и заявлений обязан принять решение о проведении внеплановой проверки деятельности такой саморегулируемой организации или об отказе в проведении внеплановой проверки такой саморегулируемой организации с обоснованием причин принятого решения и направить заявителю уведомление о принятом решении.
Сроки проверки
Срок проведения проверки составляет не более чем десять рабочих дней со дня начала ее проведения. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа надзора за саморегулируемыми организациями, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на десять рабочих дней.
В случае неисполнения саморегулируемой организацией требований статьи 55.4 или 55.16 ГрК РФ и в иных предусмотренных федеральными законами случаях орган надзора за саморегулируемыми организациями вправе обратиться в суд с требованием об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Саморегулируемая организация обязана представлять в орган надзора за саморегулируемыми организациями по его запросу информацию и документы, необходимые для осуществления им своих функций.
Право требования документов
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
Вправе ли налоговые органы направлять вне рамок проведения налоговых проверок требование представить документы, минуя налоговый орган, в котором юридическое лицо состоит на учете?
Вправе ли налоговые органы в соответствии со ст. 93.1 НК РФ требовать иные документы, если вышеуказанные документы не относятся к документам, необходимым для проверки правильности исчисления и уплаты налогов?
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
При проведении камеральной налоговой проверки расчета финансового результата инвестиционного товарищества, налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, следующие сведения за проверяемый период:
1) состав участников договора инвестиционного товарищества, включая сведения об изменениях состава участников указанного договора;
2) состав участников договора инвестиционного товарищества - управляющих товарищей, включая сведения об изменениях состава таких участников указанного договора;
3) доля прибыли (расходов, убытков), приходящаяся на каждого из управляющих товарищей и товарищей;
4) доля участия каждого из управляющих товарищей и товарищей в прибыли инвестиционного товарищества, установленная договором инвестиционного товарищества;
5) доля каждого из управляющих товарищей и товарищей в общем имуществе товарищей;
6) изменения в порядке определения участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расходов, произведенных в интересах всех товарищей для ведения общих дел товарищей, в случае, если такой порядок установлен договором инвестиционного товарищества.
Письмо Минфина России от 10.01.2012 N 03-02-07/1-4 сообщает, что истребование документов, указанных в пп. 1-2 ст. 93.1 НК РФ, в том числе истребование документов вне рамок налоговых проверок (пп. 2, 3 ст. 93.1 НК РФ), осуществляется налоговым органом в порядке, установленном пп. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ.
Статьей 93.1 НК РФ не регулируется порядок истребования налоговым органом документов (информации), которые не предусмотрены пп. 1-2 ст. 93.1 НК РФ.
Лицу, у которого истребуются документы (информация), требование об их представлении и прилагаемая к нему копия поручения налогового органа об истребовании документов (информации) направляются в соответствии со ст. 93.1 НК РФ налоговым органом по месту учета этого лица.
А. Личкина,
налоговый консультант строительной организации
"Юрисконсульт в строительстве", N 4, апрель 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный надзор и налоговая проверка члена саморегулируемой организации
Автор
А. Личкина - налоговый консультант строительной организации
"Юрисконсульт в строительстве", 2012, N 4
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru