Оплата труда работников автомобильного транспорта в новых условиях хозяйствования
Принципиальную роль в регулировании трудовых отношений в условиях рыночной экономики играет система оплаты труда работников. При функционировании свободного рынка труда и рабочей силы проблема установления заработной платы становится проблемой определения рыночной цены рабочей силы. В этих условиях в основе определения условий оплаты труда лежит учет соотношения спроса и предложения рабочей силы. Контрактная форма установления оплаты труда становится превалирующей на рынке трудовых ресурсов. Трансформация рынка автотранспортных услуг в сфере производственных отношений оказала существенное влияние на распределение и перераспределение рабочих кадров, в первую очередь водителей, преимущественно в сферу хозяйствующих субъектов отраслей экономики нетранспортного профиля и частного бизнеса.
В связи с либерализацией процесса оплаты труда и сложностью финансового положения грузовых автотранспортных предприятий в неравных условиях их работы на рынке автотранспортных услуг бывший автомобильный транспорт общего пользования не смог конкурировать с хозяйствующими субъектами, имеющими значительные финансовые ресурсы для осуществления автотранспортного бизнеса. Это обусловило существенную величину миграции профессиональных перевозчиков из автотранспортной отрасли в сферу более высокого уровня оплаты труда водителей (автотранспортные подразделения предприятий оптово-розничной торговли и т.п.).
Заработная плата как цена рабочей силы выполняет в рыночной экономике следующие основные функции.
1. Воспроизводственная функция - обеспечение расширенного воспроизводства рабочей силы (удовлетворение физиологических и духовных потребностей, обеспечение материального благополучия в семье и т.п.), в том числе реализация государственной регламентации размеров минимальной заработной платы работникам предприятий независимо от форм собственности.
2. Стимулирующая функция - обеспечение материальной заинтересованности водителей в продуктивном труде и получении соответствующего финансового результата для работодателя.
3. Регулирующая функция - обеспечение формирования равновесной величины оплаты труда водителей на рынке автотранспортных услуг при соблюдении равных условий функционирования хозяйствующих субъектов.
4. Аналитико-учетная функция - измерение затрат на оплату наемного труда работников и оценка их влияния на уровень себестоимости перевозок грузов.
В связи с наличием экономической самостоятельности работодателей при принятии решений по оплате труда наемных работников целесообразно учитывать номинальный уровень заработной платы. В условиях рыночной экономики при свободном ценообразовании на товары и потребительские услуги рекомендуется учитывать соответствующие темпы инфляции с целью индексации фонда заработной платы.
Трудовой кодекс РФ так определяет понятие "оплата труда": это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:
- величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации;
- величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
- ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя;
- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
- государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями;
- сроки и очередность выплаты заработной платы.
Разработка всех остальных вопросов оплаты труда относится к компетенции предприятия. На основе согласования двухсторонних интересов: работников в лице профсоюзной организации и работодателя в лице администрации - на предприятии устанавливаются тарифные и другие условия оплаты труда, включая формы и системы заработной платы.
В ст. 133 ТК РФ записано: "Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.
Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты".
На грузовом автомобильном транспорте наибольшее распространение получили две формы оплаты труда в зависимости от измерителя затрат труда: сдельная и повременная.
При сдельной форме оплаты труда заработная плата начисляется по установленным расценкам за единицу выполненной работы и стимулирует материальную заинтересованность работника в увеличении производительности труда. Использование на предприятии сдельной формы оплаты труда имеет смысл при наличии следующих условий:
- наличие количественных показателей, непосредственно зависящих от конкретного работника;
- возможность точного учета объемов работ на конкретном участке;
- необходимость стимулирования роста объемов выполняемых работ;
- возможность и целесообразность технического нормирования труда.
Применение повременной формы оплаты труда работников предполагает выполнение следующих условий:
- наличие жесткого контроля за временем, фактически отработанным каждым работником;
- регламентация работ и отсутствие необоснованного увеличения объемов работ в ущерб качеству автотранспортного обслуживания.
При сдельной оплате труда заработок рабочего зависит от количества выработанной продукции и определяется путем умножения сдельной расценки за единицу продукции (Ред) на объем продукции (W).
Сдельная расценка за единицу продукции исчисляется путем умножения часовой (минутной) тарифной ставки рабочего (Сч) на установленную норму времени на единицу продукции (Нвред) или делением часовой тарифной ставки (Сч) на часовую норму выработки (W4).
При повременной оплате заработок рабочего зависит от количества отработанного времени и определяется как произведение часовой тарифной ставки и отработанного рабочим времени.
Часовые тарифные ставки (Сч) устанавливаются водителям III класса с последующей корректировкой для водителей II и I классов с увеличением на 10 и 25% соответственно. При этом рекомендуется дифференцировать часовые тарифные ставки с учетом:
- типов подвижного состава (бортовые, специализированные, специальные);
- интервалов грузоподъемности автотранспортных средств; использования прицепов;
- работы в междугородном и международном сообщениях.
Общую сумму заработной платы водителей при сдельной системе оплаты труда находят как сумму произведения сдельной расценки за 1 т перевезенного груза на количество перевезенных тонн и сдельной расценки за 1 т/км на количество выполненных т/км.
Сдельные расценки за время простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой 1 т груза (Рт) и на 1 т/км (Рткм) определяются умножением минутной тарифной ставки водителя автомобиля данного типа и грузоподъемности соответственно на нормы времени погрузки и разгрузки 1 т груза (Нх) и 1 т/км (Нткм).
Для оплаты труда водителей грузовых автомобилей по сдельной системе могут быть использованы единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки. На предприятиях грузового автомобильного транспорта рекомендуется утверждать местные нормы с учетом конкретных условий эксплуатации.
Заработную плату начисляют за объем перевозок грузов и грузооборот по соответствующим сдельным расценкам, рассчитанным на основе тарифных ставок и норм времени, установленных для грузов I класса; для грузов II класса нормы времени и сдельные расценки применяются с поправочным коэффициентом 1,25; III класса - 1,66; IV класса - 2,0. Класс грузов определяют в соответствии с номенклатурой и классификацией грузов, перевозимых автотранспортом (утверждены Постановлением Госкомтруда СССР от 08.04.1982 N 84).
Если груз не подпадает под соответствующую классификацию, то определяют поправочный коэффициент. Повышающие поправочные коэффициенты к нормам времени и сдельным расценкам за тонны и тонно-километры целесообразно применять в тех случаях, когда перевозятся грузы, не обеспечивающие использование нормативной грузоподъемности автомобиля при полной загрузке его кузова по габаритным размерам (объему). Это позволяет не допускать потери в заработной плате не по вине водителя. При использовании полной грузоподъемности подвижного состава за счет проведения специальных мероприятий целесообразно оплату производить по I классу, независимо от класса конкретного груза. При работе в различных дорожно-эксплуатационных условиях сдельные расценки и нормы времени должны учитывать специфику работы водителей.
Оплата труда водителей грузовых автомобилей, занятых перевозкой контейнеров, производится за фактически выполненные тонно-километры по нормам времени и сдельным расценкам, исчисленным исходя из среднего фактического коэффициента использования грузоподъемности автомобиля.
Конкретные размеры поправочных коэффициентов и доплат могут устанавливаться самостоятельно руководителями хозяйствующих субъектов с учетом местных условий.
В современных условиях сдельная форма оплаты труда все более предполагает необходимость учета качества автотранспортного обслуживания. Вместе с тем методы нормирования труда стали применяться и для водителей, получающих повременную заработную плату, что придает повременной оплате многие черты сдельного заработка. Такая тенденция сближения двух форм оплаты труда прослеживается в ее новейших системах.
На автотранспортных предприятиях рекомендуется выдавать водителям при использовании повременной формы оплаты труда нормированные задания.
Так, для водителей грузового автомобильного транспорта применяют повременно-премиальную систему оплаты за отработанное нормативное количество часов при выполнении нормированного сменно-суточного задания. При этом заработная плата водителя за смену определяется следующим образом:
где: - нормативное время на установленное сменное задание, ч;
- подготовительно-заключительное время на смену (0,3 ч);
- время предрейсового медицинского осмотра (5 мин);
- часовая ставка, руб.; П - премия за выполнение нормированных заданий и других установленных показателей премирования, руб.
Под нормированным заданием понимается объем работ, который должен выполнить один водитель или бригада водителей за определенный период времени с соблюдением установленных требований к качеству перевозок. Нормированное сменное задание водителям в зависимости от специфики условий перевозок грузов может устанавливаться в трудовых (нормочасах) или объемных показателях (тоннах, ездках и др.). В основу расчета нормированных заданий могут быть положены местные нормы по каждому маршруту отдельно.
Если водитель выполняет нормированное задание за меньшее время, чем продолжительность смены, ему выплачивается полная заработная плата за смену, но если водитель выполняет это задание за большее время, чем продолжительность смены, то нормированное задание должно быть пересчитано. При невыполнении нормированного задания премия не выплачивается.
Позитивный опыт имеет применение системы оплаты труда водителей с установлением расценки с 1 руб. дохода.
Расценку с 1 руб. доходов целесообразно устанавливать на конкретных видах перевозок грузов. При этом для расчета расценки могут использоваться местные нормы.
Оплата труда ремонтных рабочих хозяйствующих субъектов грузового автомобильного транспорта формируется с использованием повременной и сдельной формы. Повременная форма оплаты труда реализуется, как правило, в виде повременно-премиальной системы оплаты труда ремонтных рабочих. Предприятия, применяющие повременно-премиальную систему оплаты труда ремонтных рабочих, вводят различные виды премирования, устанавливаемые чаще всего по следующим основаниям:
обеспечение своевременного и качественного выполнения программы или нормируемых заданий по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава и другим видам работ;
выполнение и перевыполнение задания по выпуску подвижного состава на линию;
снижение эксплуатационных расходов, стоимости обслуживания и ремонта подвижного состава при соблюдении показателей качества работ;
улучшение результатов хозрасчетной деятельности бригады, участка, колонны, цеха и др.
Повременно-премиальная система оплаты труда стимулирует увеличение числа автомобилей, выпускаемых на линию, и проста при начислении заработной платы. Однако результаты применения данной системы в ряде автотранспортных предприятий показывают, что она не стимулирует в достаточной мере рост производительности труда рабочих за счет сокращения их численности. Другой недостаток повременно-премиальной системы оплаты труда в том, что она не заинтересовывает рабочих в освобождении водителей от участия в техническом обслуживании и ремонте, так как на предприятиях большая часть заработной платы, рассчитанная по тарифу, не зависит от фактического числа используемых рабочих.
Формы и системы оплаты труда ремонтных рабочих должны обеспечить их материальную заинтересованность в увеличении числа автомобилей, работающих на линии, сокращении срока проведения технических воздействий, строгом соблюдении графика выпуска автомобилей на линию, выполнении всех видов технического обслуживания и ремонта без участия водителя, экономии трудовых и материальных затрат. Долгие годы наиболее распространенной была повременно-премиальная система с установлением премии за выполнение и перевыполнение плана выпуска автомобилей на линию или за выполнение планового количества автомобилечасов на линии.
С созданием единых комплексных ремонтных бригад, в состав которых помимо ремонтных рабочих входят водители, если они официально принимают участие в техническом обслуживании, и специалисты, связанные со службой технического обслуживания и текущего ремонта, наибольшее распространение получила косвенно-сдельная система оплаты труда с установлением расценки за 1 км пробега по типам и маркам автомобилей, или за день работы (если суточный пробег постоянный), или за 1 ч работы.
При переходе на сдельно-премиальную систему оплаты труда ремонтных рабочих сдельные расценки 1 км пробега подвижного состава определяются на основе нормативной трудоемкости по ТО-1 и ТО-2, текущему ремонту, рассчитанной на 1 км пробега, и средневзвешенной тарифной ставки, исходя из разрядов работ на этих видах обслуживания и ремонта и с учетом удельного веса тяжелых и вредных работ.
Нормативные значения периодичности и трудоемкости технического обслуживания и ремонта, а также значения коэффициентов их корректировки устанавливаются на основе Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Общая сумма заработной платы, начисленная рабочим ремонтной зоны, определяется умножением сдельной расценки по каждой марке автомобиля (прицепа, полуприцепа) на количество автомобилечасов (соответственно, автомобиле-дней или тысяч километров пробега), отработанных на линии автомобилями (прицепами, полуприцепами) соответствующих марок, и последующим суммированием полученных результатов. Сумма заработной платы, начисленная рабочим ремонтной зоны, распределяется между производственными участками (бригадами) пропорционально нормативной трудоемкости и среднему разряду работ, выполняемых рабочими данного участка (бригады). Фонд заработной платы, начисленный на конкретный производственный участок (бригаду), должен быть уменьшен на сумму заработной платы водителей, принимавших участие в выполнении работ по данному участку (бригаде). Заработная плата распределяется между рабочими данного участка (бригады) пропорционально отработанному времени и тарифной ставке присвоенного разряда.
Анализ существующих систем премирования показал, что наибольшее распространение получили:
- премирование за дни работы автомобилей на линии с учетом моделей подвижного состава и их режима работы;
- премирование ремонтных рабочих в определенном проценте премии к тарифным ставкам при соответствующем коэффициенте выпуска автомобилей на линию;
- премирование рабочих, выполняющих ТО-1 и ТО-2 на потоке, за своевременное и качественное выполнение единицы обслуживания; а также рабочих, выполняющих текущий ремонт, - за уменьшение числа автомобилей, одновременно находящихся в ремонте.
На некоторых автотранспортных предприятиях осуществляется раздельное премирование ремонтных рабочих по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Премирование ремонтных рабочих, выполняющих ТО-1 и ТО-2 на потоке, осуществляется за своевременное и качественное выполнение единицы обслуживания. На предприятиях премирование рабочих, выполняющих текущий ремонт, осуществляется за снижение числа неисправных автомобилей, находящихся в ремонте. Размер премии рабочим, выполняющим текущий ремонт, как правило, устанавливается дифференцированно по производственным участкам.
Если раньше для рабочих преобладающей была индивидуальная сдельная оплата труда, то в последние годы более распространена коллективная, при которой вознаграждение за труд всех работников лучше увязывается с конечными результатами производства. Заработная плата при этом начисляется бригаде с последующим распределением пропорционально отработанному времени и разряду рабочего или на иных принципах по решению бригады.
На некоторых предприятиях применяются системы материального стимулирования, основанные на индивидуальном подходе к каждому работающему, когда величина его дохода увязывается с личным вкладом в трудовой процесс, с его компетентностью и добросовестностью на основе так называемой оценки по заслугам. При этом учитывается ряд факторов: фактический уровень выработки, надлежащее качество труда, экономия материалов, бережный уход за оборудованием, максимальное использование рабочего времени. В число показателей входят также надежность, постоянное повышение своей квалификации, поведение, характеризующие преданность человека компании.
В последнее десятилетие наряду с формами и системами оплаты труда, основанными на применении тарифных ставок (окладов) и расценок, получает распространение бестарифная система.
Бестарифная система оплаты труда характеризуется:
тесной связью уровня оплаты труда работника с фондом заработной платы, начисляемым по коллективным результатам работы;
присвоением каждому работнику относительно постоянных коэффициентов, комплексно характеризующих его квалификационный уровень и определяющих его трудовой вклад в общие результаты труда по данным о предыдущей деятельности работника;
присвоением каждому работнику коэффициента трудового участия в текущих результатах деятельности, дополняющих оценку его квалификационного уровня.
При определении коэффициента квалификационного уровня возможны два подхода:
1) исходя из соотношений в оплате труда, фактически сложившихся в период, предшествующий переходу к бестарифной системе оплаты труда;
2) исходя из соотношений в оплате труда, вытекающих из действующих условий оплаты труда работников в период введения бестарифной системы.
Для оплаты труда руководителей, специалистов и служащих установлены должностные оклады. В настоящее время получила распространение контрактная система оплаты труда аппарата управления. При этом величина заработной платы зависит от деловых качеств, уровня квалификации, специфики деятельности, масштабов и сложности управления. В условиях работы по контракту оплата является элементом договора найма и должна быть фиксирована на определенный период времени.
В условиях договора должен быть определен круг обязанностей и ответственности за невыполнение принятых на себя обязательств, отражен механизм экономических санкций за каждый вид нарушения.
Для руководящего состава, специалистов и служащих, а во многих случаях и для работников всех категорий снова начинают приобретать значение коэффициенты квалификационного разделения труда, на базе которых происходит установление фиксированной оплаты труда (по отношению к средней заработной плате или заработной плате руководителя предприятия).
На предприятиях частной формы собственности все большее значение приобретает реализация принципа распределения прибыли или дохода, остающегося в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и отчислений.
С. Афинеевский,
канд. техн. наук
"Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте", N 4, апрель 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15609 от 9 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru