Новые формы отчетности перед ПФР
Новая форма Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (РСВ-1 ПФР) (вместе с порядком ее заполнения) утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 N 232н. Она применяется начиная с отчета за I квартал 2012 года.
Бланк включает титульный лист и пять разделов. Обязательными для представления являются титульный лист, разделы 1 "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам" и 2 "Расчет страховых взносов по тарифу" формы РСВ-1. Причем в случае, если в течение отчетного периода применялось более одного тарифа, то в Расчет включается столько страниц раздела 2, сколько тарифов применялось в течение отчетного периода (независимо от применения пониженных тарифов, установленных для выплат, начисленных в отношении отдельных работников).
Заполнение раздела 3
Раздел 3 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов" заполняется и представляется только плательщиками, применяющими пониженные тарифы в соответствии со ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ:
- подраздел 3.1 "Сведения, необходимые для применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 3 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ" заполняется плательщиками, применяющими пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, являющихся инвалидами I, II или III группы, в случае, если указанный тариф ниже основного тарифа, установленного для данной категории плательщиков;
- подраздел 3.2 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов - общественными организациями инвалидов, указанными в пункте 3 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ" заполняется плательщиками, являющимися общественными организациями инвалидов (их региональными и местными отделениями), в т.ч. созданными как союзы общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их представители составляют не менее 80%, и применяющими тариф, установленный ч. 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ;
- подраздел 3.3 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 3 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ" заполняется организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25% и применяющими тариф, установленный ч. 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ;
- подраздел 3.4 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 6 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ" заполняется организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне) и применяющими тариф, установленный ч. 3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ;
- подраздел 3.5 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 7 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ" заполняется плательщиками страховых взносов и применяющими тариф, установленный ч. 3.1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, - российскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в т.ч. в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств; издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в т.ч. интерактивных публикаций;
- подраздел 3.6 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ" заполняется организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения и осуществляющими основной вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, и применяющими тариф, установленный ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ;
- подраздел 3.7 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 11 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ" заполняется некоммерческими организациями (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), и применяющих тариф, установленный ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ;
- подраздел 3.8 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 13 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ" заполняется организациями, оказывающими инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и применяющими тариф, установленный ч. 3.5 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Назначение раздела 4
В новом бланке также изменилось назначение раздела 4. Теперь он представляет собой таблицу "Суммы доначисленных страховых взносов с начала расчетного периода" и заполняется теми страхователями, которые доначисляли страховые взносы в текущем отчетном периоде за предыдущие отчетные (расчетные) периоды.
В таблице указывается год, месяц и сумма доначисленных страховых взносов по актам проверок (камеральных и (или) выездных), по которым в текущем отчетном периоде вступили в силу решения о привлечении к ответственности. Кроме того, в случае самостоятельного выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате за предыдущие отчетные периоды, плательщик может самостоятельно отразить суммы доначисленных страховых взносов.
Новый раздел 5
Раздел 5 "Сведения, необходимые для применения положений пункта 1 части 3 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ организациями, осуществляющими выплаты и иные вознаграждения в пользу обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде (включенном в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг" заполняется и представляется плательщиками-организациями, осуществляющими выплаты и иные вознаграждения в пользу указанных лиц.
Другие изменения
Нельзя не заметить изменения в разделе 2 "Расчет страховых взносов по тарифу". Их внесение мотивировано новшествами законодательства об обязательном социальном страховании в 2012 году.
Так, застрахованные лица теперь объединены в три группы: 1996 года рождения и старше; 1967 года рождения и моложе; иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие/пребывающие на территории РФ.
Новая, третья, категория появилась в форме Расчета в связи с тем, что иностранные граждане пополнили ряды застрахованных обязательным пенсионным страхованием лиц на основании ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 03.12.2011).
Пункт 1 ст. 7 относит к числу застрахованных граждан Российской Федерации постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, а также (начиная с 2012 года) иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающих на территории Российской Федерации, заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев.
Выплаты этим гражданам учитываются при определении базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которая выводится по строкам 201-260 раздела 2.
По строкам 201, 202 "Суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ и в соответствии с межгосударственными соглашениями" в соответствующих графах отражаются выплаты, поименованные в ч. 1, 2 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, а также начисленные в соответствии с межгосударственными соглашениями, являющиеся объектом обложения страховыми взносами, нарастающим итогом с начала года и за каждый из последних трех месяцев отчетного периода применительно к годам рождения физических лиц.
По строке 203 отражаются суммы выплат и иных вознаграждений, подлежащие обложению в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих/пребывающих на территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также в соответствии с межгосударственными соглашениями.
По строкам 211, 212, 213 отражаются суммы выплат и иных вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 9 Закона N 212-ФЗ и межгосударственными соглашениями.
По строкам 221, 222, 223 отражаются суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением доходов, полученных по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства или суммы расходов, которые не могут быть подтверждены документально и принимаемые к вычету, в размерах, установленных ч. 7 ст. 8 Закона N 212-ФЗ.
Добавлены в таблицу также строки 231, 232, 233, содержащие сведения о суммах выплат и иных вознаграждений, произведенных в пользу физических лиц для начисления страховых взносов, превышающих предельную величину базы, в 2012 году составляющую 512 000 руб.
Страхователям известно, что при отсутствии льгот они уплачивают с сумм, превышающих предельную величину базы, 10% в ПФР на финансирование страховой части пенсии, причем это солидарная часть тарифа, т.е. сумма взноса не зачисляется на индивидуальный лицевой счет лица, получающего облагаемые взносами доходы (ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ). Как следует из ст. 3 Закона N 167-ФЗ, солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Обратите внимание! Все страхователи, применяющие льготные тарифы страховых взносов, не производят отчислений в ПФР с суммы выплат сверх предельной величины базы (п. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ), однако строки 231, 232 и 233 они все равно заполняют, т.к. иное не предусмотрено порядком заполнения раздела 2. В строке 260 также всеми страхователями отражается количество физических лиц, по которым величина базы превысила предел. В то же время строка 252 "Начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - с сумм, превышающих предельную величину базы" заполняется только плательщиками, которые применяют общеустановленный тариф, и ее значения по графам определяются по формуле: сумма строк 231, 232, 233, умноженная на тариф, применяемый свыше установленного предела величины базы (п. 7.2 Порядка заполнения формы расчета).
При заполнении строки 240 страхователь сталкивается с тем, что база для начисления взносов для старшей возрастной группы (1966 г.р. и старше) включает выплаты иностранным гражданам, временно проживающим/пребывающим в РФ, независимо от их возраста (строка 240 = строка 201 + строка 203 - строка 211 - строка 213 - строка 221 - строка 223 - строка 231 - строка 233).
По строке 241 отражается база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для лиц 1967 г.р. и моложе (только для граждан РФ, а также постоянно проживающих в РФ иностранцев), которая определяется по формуле: строка 202 - строка 212 - строка 222 - строка 232.
В итоге в строке 250 "Начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - страховая часть" выводятся суммы страховых взносов в ПФР (всего с начала расчетного периода и за каждый из последних трех месяцев) путем сложения произведений соответствующих значений облагаемой базы по каждой возрастной группе на тариф для данной возрастной группы на страховую часть пенсии.
Таким образом, страхователя ставят перед фактом, что за иностранного работника из числа временно проживающих/пребывающих в РФ следует уплачивать 22% на страховую часть пенсии независимо от возраста работника, иначе просто невозможно заполнить и представить Расчет.
В то же время такой подход представляется явно противоречащим закону.
Прочитаем ст. 22.1 "Тариф страхового взноса в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства" Закона N 167-ФЗ.
"1. <...> в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному настоящим Федеральным законом для граждан Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от года рождения указанных застрахованных лиц.
2. <...> в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов <...>), временно проживающих на территории Российской Федерации или временно пребывающих на территории Российской Федерации и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному настоящим Федеральным законом для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц".
Эта формулировка, смутившая многих, тем не менее достаточно прозрачна, если сопоставить ч. 1 и 2 статьи.
Из второй части статьи явно следует, что страховые взносы за застрахованных временно проживающих/пребывающих в РФ иностранцев нужно уплачивать только на страховую часть пенсии (именно к этому относится словосочетание "независимо от года рождения указанных застрахованных лиц"), но по тарифу, установленному для граждан РФ.
Иными словами, за застрахованных иностранных граждан временно проживающих/пребывающих в РФ 1966 г.р. и старше следует начислять 22%, а за застрахованных 1967 г.р. и моложе - 16% (ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ).
Даже если считать фразу непонятной, следует применять для ее трактовки ст. 6 ГК РФ: "в случаях, когда гражданские правоотношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)".
Законодательство об обязательном социальном страховании лежит в плоскости гражданского, а не налогового права, поэтому применение ст. 6 ГК РФ актуально. Исходя из этого уплачивать взносы на страховую часть пенсии за иностранца нужно как за россиянина, применяя тарифы по аналогии, т.е. с учетом возраста застрахованного лица. Однако не ущемим ли мы права работников на получение трудовой пенсии, если станем уплачивать за них взнос по ставке 16%, а не 22%?
Нет, т.к. при обращении к ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" выясняется, что право на трудовую пенсию имеют только граждане РФ и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ. Другими словами, иностранцы, временно проживающие/пребывающие в РФ, вообще не могут рассчитывать на получение трудовой пенсии, на финансирование которой и собираются взносы (ст. 3 Закона N 167-ФЗ).
Более того, ст. 3 Закона N 167-ФЗ прямо определяет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (трудовой пенсии).
Таким образом, целевая функция уплаты страховых взносов вообще не достигается в данном случае.
Пострадавшей стороной при уплате взносов сверх установленного законом тарифа (т.е. сверх 16% для младшей возрастной группы) является только страхователь.
Налицо явное противоречие приказа Минздравсоцразвития России N 232н Закону N 167-ФЗ.
В подобных случаях согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ действует федеральный закон, а не противоречащий ему нормативный правовой акт.
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в Верховный Суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (п. 2 ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 251 ГПК РФ).
Если же организация уплатит взносы так, чтобы без нареканий заполнить Расчет, то следует поставить под сомнение обоснованность отнесения излишне уплаченных сумм взносов в расходы в целях налогообложения прибыли. Ведь как известно из п. 1 ч. 1 ст. 264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся только суммы страховых взносов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке. Заполняя далее раздел 2, по строке 251 приводим сумму начисленных страховых взносов на финансирование накопительной части пенсии, равную произведению значений соответствующих граф строки 241 и тарифа для данной возрастной группы на накопительную часть пенсии. По строкам 271-276 раздела 2 производится расчет базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Новшества персонифицированного учета
Непривычные правила ожидают страхователей и при заполнении документов индивидуального (персонифицированного) учета. Постановлением Правления ПФР от 28.03.2012 N 66п внесены изменения в постановление Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п.
Начиная с 2012 года в форме "Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица" (СЗВ-6-1) и в Реестре сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц СЗВ-6-2 величина страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии указываются в размере суммы, начисленной с базы для начисления страховых взносов, но не более чем с предельно облагаемой (п. 71, 72 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утв. постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п (в ред. от 28.03.2012 N 66п)). Таким образом, суммы страхового взноса на страховую часть пенсии по дополнительному тарифу 10%, который применяют страхователи к выплатам сверх предельной величины, в индивидуальных сведениях не отражаются, что вполне объяснимо: ведь они не зачисляются на индивидуальный счет застрахованного лица даже отчасти. В то же время данные об этих суммах приводятся в форме РСВ-1, как было показано выше (по строке 252 раздела 2).
В формах "Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР" (форма АДВ-6-2), "Опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР (форма АДВ-6-3)", "Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица" (форма АДВ-6-4) данные теперь приводятся не в полных рублях, а в рублях и копейках (п. 69, 70, 77 Инструкции).
Внесены изменения в классификатор параметров, используемых в формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в т.ч. для отражения сведений:
- за членов экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов за исполнение обязанностей члена экипажа судна;
- за иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно проживающих на территории РФ и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев;
- за работников из числа иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающих на территории РФ и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев.
Пенсионный фонд прокомментировал изменения в отчетности в информации от 29.03.2012 и от 02.04.2012.
М. Климова,
независимый налоговый консультант, к.э.н.
"Налоговый вестник", N 5, май 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1