Порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей
Отметим, что алгоритм расчета земельного налога несложен. Но все равно на практике организации сталкиваются с проблемами в части установления обязанности по его уплате и определения размера налоговой базы. В данной статье проанализированы вопросы, связанные с порядком исчисления этого налога и авансовых платежей. Другие вопросы по земельному налогу рассмотрены в книге Г. Кузьмина "Земельный налог".
В общем случае сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ). Проще говоря, кадастровая стоимость земли умножается на соответствующую налоговую ставку.
Налоговая база и сумма земельного налога по земельным участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), исчисляется по каждому муниципальному образованию. При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная доле площади, которую он занимает на территории соответствующего муниципального образования (п. 1 ст. 391 НК РФ, письмо Минфина России от 27.12.2005 N 03-06-02-02/108).
Пример
ООО "Афина" имеет в собственности земельный участок в Москве, занятый офисным зданием и производственными помещениями. Кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2012 года составляет 20 млн. руб.
Сумма земельного налога за 2012 год с этого участка составит для ООО "Афина" 300 000 руб. (20 000 000 руб. х 1,5%).
Сумма земельного налога определяется как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей площади земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена данная площадь земельного участка.
Исчисленная в таком порядке сумма земельного налога подлежит зачислению в бюджет соответствующего муниципального образования.
Организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями*(1), исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по нему) самостоятельно (п. 2 ст. 396 НК РФ).
Если иное не предусмотрено п. 2 ст. 396 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3 ст. 396 НК РФ).
Авансовые платежи
Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетным периодом признаются I квартал, II квартал и III квартал календарного года (п. 2 ст. 393 НК РФ).
Пример
ЗАО "Гефест" имеет в собственности земельный участок, который находится на территории г. Москвы и занят офисным зданием. Кадастровая стоимость этого участка по состоянию на 1 января 2012 года составляет 4 млн. руб.
Сумма авансового платежа по земельному налогу за первый квартал 2012 года ЗАО "Гефест" рассчитывает следующим образом:
(4 000 000 руб. : 4 х 1,5%) = 15 000 руб.
Указанные лица исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III квартала текущего года как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ). Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении земельного налога могут предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Сумма налога, подлежащая уплате по итогам года
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, определяется налогоплательщиками, являющимися организациями или индивидуальными предпринимателями, как разница между суммой налога, исчисленной по правилам п. 1 ст. 396 НК РФ, и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого года (п. 5 ст. 396 НК РФ).
Пример
ЗАО "Цирцея" имеет в собственности земельный участок, находящийся на территории г. Москвы и занятый производственными корпусами. Кадастровая стоимость этого участка по состоянию на 1 января 2012 года составляет 16 млн. руб.
Сумма авансовых платежей по земельному налогу за I, II и III кварталы 2012 года составила 180 000 руб. (60 000 + 60 000 + 60 000).
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам 2012 года, определяется ЗАО "Цирцея" следующим образом:
(16 000 000 руб. х 1,5%) - 180 000 руб. = 60 000 руб.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (авансового платежа по нему) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента. Он определяется как отношение числа "полных" месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (п. 7 ст. 396 НК РФ).
Пример
ООО "Электра" в октябре 2011 года приобрело земельный участок на территории г. Москвы для строительства офиса. Право собственности на эту землю организация зарегистрировала 13 января 2012 года. Кадастровая стоимость приобретенного земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года составила 6 млн. руб.
При исчислении суммы авансового платежа по земельному налогу за I квартал 2012 года январь принимается в качестве "полного" месяца. Поэтому сумма авансового платежа рассчитывается следующим образом:
(6 000 000 руб. : 4 х 1,5%) = 22 500 руб.
Правда, здесь есть небольшой нюанс. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за "полный" принимается месяц возникновения указанных прав.
Пример
ООО "Парис" в ноябре 2011 года приобрело земельный участок на территории г. Москвы для строительства офиса. Право собственности на эту землю покупатель зарегистрировал 24 января 2012 года. Кадастровая стоимость приобретенного земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года составила 4 млн. руб.
При исчислении суммы авансового платежа по земельному налогу за I квартал 2012 года январь не учитывается, расчет начинается с февраля.
Сумма авансового платежа за I квартал 2012 года рассчитывается следующим образом:
(4 000 000 руб. : 4 х 1,5% х 2 мес. : 3 мес.) = 10 000 руб.
Если право собственности (постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения) возникло (прекращено) после 15-го числа соответствующего месяца, за "полный" принимается месяц возникновения (прекращения) указанных прав.
Пример
ЗАО "Прокруст" в январе 2012 года продало земельный участок на территории г. Москвы, отнесенный к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, на котором осуществлялось сельскохозяйственное производство.
Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года составила 10 млн. руб.
Право собственности на эту землю перешло к покупателю 16 февраля 2012 года.
При исчислении суммы авансового платежа по земельному налогу за I квартал 2012 года ЗАО "Прокруст" должно учесть февраль в качестве времени нахождения земли в собственности организации. Поэтому сумма авансового платежа за I квартал 2012 года рассчитывается следующим образом:
(10 000 000 руб. : 4 х 0,3% х 2 мес. : 3 мес.) = 5000 руб.
В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, земельный налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства (п. 8 ст. 396 НК РФ).
Пример
ОАО "Гелла" в январе 2012 года продало земельный участок на территории г. Москвы, отнесенный к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, на котором осуществлялось сельскохозяйственное производство.
Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года составила 8 млн. руб. Право собственности ОАО "Гелла" на эту землю прекращено 3 февраля 2012 года.
При исчислении ОАО "Гелла" суммы авансового платежа по земельному налогу за I квартал 2012 года февраль в качестве времени нахождения земли в собственности организации не учитывается. В связи с этим сумма авансового платежа рассчитывается следующим образом:
(8 000 000 руб. х 0,3% : 4 х 1 мес. : 3 мес.) = 2000 руб.
Днем открытия наследства является дата смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствии с п. 3 ст. 45 ГК РФ днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, - день смерти, указанный в решении суда (ст. 1114 ГК РФ).
Пример
Гражданину С.В. Волнушкину (не имеющему права на уменьшение налоговой базы согласно п. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 и п. 5 ст. 391 НК РФ) по наследству перешел земельный участок в г. Москве, предоставленный для садоводства.
Наследство открыто 1 июля 2012 года. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года - 1 млн. руб. Сумма земельного налога за 2012 год рассчитывается следующим образом:
1 000 000 руб. х 0,3% х 6 мес. : 12 мес. = 1500 руб.
Применение повышающих коэффициентов при жилищном строительстве
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 2. Данный коэффициент применяется в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (п. 15 ст. 396 НК РФ).
Пример
12 января 2012 года ООО "Гектор" приобрело в собственность земельный участок в г. Москве для строительства на нем жилого многоквартирного дома, предполагаемого к использованию в качестве доходного вложения в материальные ценности.
Кадастровая стоимость приобретенного земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года составила 20 млн. руб.
Строительство начато в марте 2012 года и до конца года не закончено. Сумма земельного налога за 2012 год по этому участку составит для ООО "Гектор" 120 000 руб. (20 000 000 руб. х 0,3% х 2).
Статьей 219 ГК РФ установлено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
На основании п. 1 ст. 25 Закона N 122-ФЗ право на вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.
Разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в данном документе) запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем разрешение на строительство, если заявитель не представил указанный документ по собственной инициативе (п. 3 ст. 25 Закона N 122-ФЗ).
Если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства с учетом положений п. 3 ст. 25 Закона N 122-ФЗ (п. 4 ст. 25 Закона N 122-ФЗ)*(2).
Минфин России дает достаточно много разъяснений по вопросу применения (неприменения) повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, на которых осуществляется жилищное строительство.
В отношении вновь образованных земельных участков с разрешенным использованием "для жилищного строительства", права собственности на которые зарегистрированы, исчисление земельного налога должно осуществляться с применением повышающего коэффициента, установленного п. 15 ст. 396 НК РФ (письмо Минфина России от 13.12.2011 N 03-05-05-02/65).
В письме Минфина России от 19.05.2008 N 03-05-04-02/32 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 10.07.2008 N ШС-6-3/485@) отмечено следующее. Согласно ст. 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
Лицами, осуществляющими подготовку проектной документации, могут являться застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или заказчиком физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование.
Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
Учитывая изложенное, при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, права собственности на которые зарегистрированы в 2005-2007 годах, повышающие коэффициенты следует применять с даты заключения договора на подготовку проектной документации, а когда подготовка проектной документации не требуется - с даты выдачи разрешения на строительство.
Если земельный участок приобретен в собственность в 2008 году или позднее, коэффициенты применяются, начиная с даты государственной регистрации права собственности на земельный участок (письмо Минфина России от 01.03.2010 N 03-05-05-02/11).
В случае завершения жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога. Она подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке (п. 15 ст. 396 НК РФ). Он вправе зачесть ее в счет будущих платежей или вернуть.
Пример
ООО "Посейдон" 14 января 2012 года приобрело в собственность земельный участок в г. Москве для осуществления на нем строительства жилого многоквартирного дома, предполагаемого к использованию в качестве доходного вложения в материальные ценности.
Кадастровая стоимость приобретенного земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года составляет 20 млн. руб.
Предположим, жилищное строительство начато организацией в мае 2012 года, а завершено в августе 2013 года. Государственная регистрация прав на построенный объект недвижимости состоялась 30 марта 2014 года.
Земельный налог со стоимости этого участка ООО "Посейдон" уплачивается в следующих размерах:
за 2012 год - 120 000 руб. (20 000 000 руб. х 0,3% х 2);
за 2013 год - 120 000 руб. (20 000 000 руб. х 0,3% х 2);
за 2014 год - 60 000 руб. (20 000 000 руб. х 0,3%).
Жилищное строительство и государственная регистрация прав на построенный объект недвижимости завершено ООО "Посейдон" до истечения трехлетнего срока. Поэтому сумма земельного налога, уплаченного за 2012 и 2013 годы сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, т.е. 120 000 руб. (60 000 руб. за 2012 год и 60 000 руб. за 2013 год), признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) ООО "Посейдон".
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим их видам, а также по начисленным пеням (п. 1 ст. 78 НК РФ).
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено ст. 78 Кодекса.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня его обнаружения. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если она проводилась.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.
В случае, предусмотренном п. 5 ст. 78 НК РФ, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Положение, предусмотренное п. 5 ст. 78 НК РФ, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ.
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
До истечения срока, установленного абз. 1 п. 8 ст. 78 НК РФ, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 НК РФ, на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
С 26 декабря 2011 года размер ставки рефинансирования составляет 8% годовых (Указание Банка России от 23.12.2011 N 2758-У).
Если предусмотренные п. 10 ст. 78 НК РФ проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
До истечения срока, установленного абз. 1 п. 12 ст. 78 НК РФ, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.
Пример
12 января 2011 года ЗАО "Амур" приобрело в собственность земельный участок в г. Москве для осуществления на нем строительства жилого многоквартирного дома.
Кадастровая стоимость приобретенного земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года составила 200 млн. руб.
Строительство дома начато организацией в сентябре 2011 года и закончено в ноябре 2014 года. Государственная регистрация прав на построенный объект недвижимости состоялась 30 декабря 2015 года. В первые три года (2011, 2012 и 2013 годы) ЗАО "Амур" должно будет ежегодно уплачивать сумму земельного налога с этого участка в сумме 1 200 000 руб. (200 000 000 руб. х 0,3% х 2), а в следующие два года (2014 и 2015 годы) - в сумме 2 400 000 руб. (200 000 000 руб. х 0,3% х 4).
Эти правила применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами), налогоплательщики - организации или индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога (авансовых платежей по нему) с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (п. 15 ст. 396 НК РФ).
Исчисление земельного налога в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, находящихся в долевой собственности владельцев инвестиционных паев, разрешенным использованием которых является "жилищное строительство", должно производиться управляющими компаниями без учета повышающих коэффициентов, предусмотренных п. 15 ст. 396 НК РФ (письмо Минфина России от 15.02.2012 N 03-05-04-02/16). Копия вышеуказанного письма письмом ФНС России от 06.03.2012 N БС-4-11/3701@ доведена до нижестоящих налоговых органов для использования в работе.
По поводу участков, приобретенных организациями для осуществления на них индивидуального жилищного строительства, и применения повышающих коэффициентов, необходимо знать следующее.
До 1 января 2010 года данное правило не применялось, если участок был приобретен для индивидуального жилищного строительства, причем неважно, кем - организацией или физическим лицом.
С учетом изменений, внесенных Законом N 283-ФЗ, с 1 января 2010 года повышающие коэффициенты не применяются, только если индивидуальное жилищное строительство ведется физическими лицами. В отношении же земельных участков, приобретенных организациями или индивидуальными предпринимателями на условиях осуществления на них индивидуального жилищного строительства, освобождения от применения повышающих коэффициентов нет, земельный налог уплачивается с их учетом.
Организации или индивидуальные предприниматели исчисляют земельный налог с учетом повышающих коэффициентов в отношении земельных участков с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, права собственности на которые зарегистрированы начиная с 1 января 2010 года (письма Минфина России от 23.03.2010 N 03-05-05-02/16, от 24.03.2010 N 03-05-05-02/17, от 14.10.2010 N 03-05-05-02/77, от 19.04.2011 N 03-05-05-02/20, от 21.04.2011 N 03-05-05-02/23).
Пример
13 января 2011 года гражданин С.Н. Дубовик (не имеющий права на уменьшение налоговой базы согласно п. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 и п. 5 ст. 391 НК РФ) приобрел в собственность земельный участок в г. Москве для осуществления на нем индивидуального жилищного строительства.
Кадастровая стоимость приобретенного земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года составила 2 млн. руб.
Предположим, строительство было начато в сентябре 2011 года, а закончено - в 2021 году. Государственная регистрация прав на построенный объект недвижимости состоялась 10 января 2022 года.
Ежегодная сумма земельного налога с этого участка в первые десять лет (2011-2020 годы) составит для гражданина С.Н. Дубовика 2000 руб. (2 000 000 руб. х 0,1%), а в последующие два года (2021 и 2022 годы) - 4000 руб. (2 000 000 руб. х 0,1% х 2)*(3).
По участкам с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, права на которые зарегистрированы до 1 января 2010 года, уплата земельного налога производится в прежнем порядке - без учета повышающих коэффициентов (письма Минфина России от 10.08.2010 N 03-05-05-02/59, от 13.08.2010 N 03-05-05-02/63, от 14.10.2010 N 03-05-05-02/77).
Обратите внимание! Нормы пп. 15 и 16 ст. 396 НК РФ не затрагивают земельные участки, полученные в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение. Они касаются только земли, приобретенной в собственность.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (п. 16 ст. 396 НК РФ).
Началом десятилетнего срока следует считать дату государственной регистрации права собственности физического лица на земельный участок. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (п. 3 ст. 2 Закона N 122-ФЗ).
Таким образом, в гл. 31 НК РФ заложен принцип: "быстрее построишь - меньше заплатишь".
Действие пп. 15 и 16 ст. 396 НК РФ распространяется на правоотношения по налогообложению земельных участков, приобретенных в собственность физическими или юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного и индивидуального жилищного строительства, после вступления в силу Закона N 141-ФЗ*(4) (п. 3 ст. 8 Закона N 141-ФЗ), т.е. приобретенных в собственность с 1 января 2005 года.
В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими или юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, в т.ч. индивидуального, до 1 января 2005 года, хотелось бы отметить следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пп. 15 и 16 этой статьи.
Действие указанных пунктов не распространяется на правоотношения по налогообложению земельных участков, приобретенных до 1 января 2005 года. Поэтому земли, приобретенные в собственность для осуществления жилищного строительства ранее этой даты, облагаются земельным налогом по ставкам, установленным нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), которые согласно подп. 1 п. 3 ст. 394 НК РФ не могут превышать 0,3%, без каких-либо коэффициентов.
Пример
10 марта 2004 года гражданин А.И. Лисичкин приобрел в собственность земельный участок в г. Москве для осуществления на нем индивидуального жилищного строительства.
Кадастровая стоимость приобретенного земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года составляет 1 млн. руб.
Строительство начато в сентябре 2011 года и закончено в 2014 году. Государственная регистрация прав на построенный объект недвижимости состоялась 10 января 2015 года.
Гражданин А.И. Лисичкин не имеет права на уменьшение налоговой базы согласно п. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 и п. 5 ст. 391 НК РФ.
Земельный налог со стоимости этого участка А.И. Лисичкин уплачивает в следующих размерах:
за 2011 год - 1000 руб. (1 000 000 руб. х 0,1%);
за 2012 год - 1000 руб. (1 000 000 руб. х 0,1%);
за 2013 год - 1000 руб. (1 000 000 руб. х 0,1%);
за 2014 год - 1000 руб. (1 000 000 руб. х 0,1%).
За все следующие годы гражданин А.И. Лисичкин также будет уплачивать земельный налог по ставке 0,1% (если она не изменится). Согласно ст. 2 Закона г. Москвы N 74 пониженная налоговая ставка в размере 0,1% применяется в отношении земельных участков, не только предоставленных для жилищного строительства, но и занятых жилищным фондом. А как известно, жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (ст. 19 ЖК РФ). В зависимости от формы собственности он подразделяется на:
- частный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
- государственный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ);
- муниципальный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Не спорят с этим и контролирующие органы (письма Минфина России от 19.05.2008 N 03-05-04-02/32, от 28.05.2008 N 03-05-05-02/39, от 14.10.2010 N 03-05-05-02/77).
Порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст. 30 ЗК РФ. Он заключается в следующем.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов;
- с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 ЗК РФ. Исключение составляет случай, когда земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена и он не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с кем в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории.
Указанный земельный участок по выбору лица, с кем заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.
Орган местного самоуправления (в случаях, установленных законами субъектов РФ в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена) после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка указанного выше лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженернотехнического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка. Это решение является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Законом N 221-ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора его аренды либо предоставление его в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка (передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка);
3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
Если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подп. 3 и 4 п. 4 ст. 30 ЗК РФ, если иной порядок не установлен Кодексом.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для :
- государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
- заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении его в собственность;
- заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Решение о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в предоставлении (или выписка из него) выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд. В случае признания отказа недействительным суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки для строительства могут предоставляться в порядке, установленном ст. 30 ЗК РФ (п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22, пп. 4 и 5 ст. 28 ЗК РФ).
Акционерному обществу, 100% акций которого принадлежит Российской Федерации, управляющей компании, в случае привлечения их в порядке, предусмотренном законодательством об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами или резиденту особой экономической зоны земельные участки предоставляются без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов на основании заявлений в соответствии с законодательством об особых экономических зонах.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены в ст. 30.1 ЗК РФ и заключаются в следующем.
Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подп. 5 и 5.1 п. 1 ст. 24 ЗК РФ, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров их аренды осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подп. 5 и 5.1 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина.
В двухнедельный срок со дня получения заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 ЗК РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора его аренды либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием его местоположения, площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, главой муниципального образования, а также поместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, субъекта РФ, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в интернете.
Если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду заявителю.
Договор аренды земельного участка подлежит заключению в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды.
Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены в ст. 30.2 ЗК РФ. Суть их состоит в следующем.
Земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном ст. 38.2 ЗК РФ.
Арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, обязан выполнять требования, предусмотренные подп. 6-8 п. 3 ст. 38.2 ЗК РФ.
Арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, имеет право, предусмотренное п. 9 ст. 22 ЗК РФ, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в т.ч. права и обязанности, указанные в пп. 5 и 6 настоящей статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления независимо от срока договора аренды такого земельного участка. К новому правообладателю переходят обязанности по выполнению указанных в п. 3 ст. 30.2 ЗК РФ требований, касающихся комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства.
Арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка имеет исключительное право, если иное не предусмотрено федеральным законом, приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду.
Собственник или арендатор указанных в п. 5 ст. 30.2 ЗК РФ земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, обязан выполнить требования, предусмотренные подп. 8 п. 3 ст. 38.2 ЗК РФ. При обороте этих земельных участков к новым правообладателям переходят обязанности по выполнению требований, предусмотренных указанной нормой.
В случае неисполнения обязанностей, указанных в пп. 3, 4, 6 и 7 ст. 30.2 ЗК РФ, а также ненадлежащего их исполнения права на земельные участки могут быть прекращены в соответствии с ЗК РФ и гражданским законодательством. При этом взимается неустойка в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день исполнения таких обязанностей, от размера арендной платы или размера земельного налога за каждый день просрочки, если договором не предусмотрено иное.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков
Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в силу п. 4 ст. 85 и п. 12 ст. 396 НК РФ обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения следующие сведения:
о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах - в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации;
о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, - ежегодно до 1 февраля следующего года.
Росреестром и ФНС России заключено соглашение от 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37 "О взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы", согласно которому Росреестр бесплатно в порядке информационного взаимодействия предоставляет в налоговые органы сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и сведения, содержащиеся в ЕГРП.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 НК РФ).
В силу постановления Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Между тем в письме Минэкономразвития России от 03.05.2011 N Д23-831 отмечено следующее.
Согласно Положению о Министерстве экономического развития РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437) Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Вместе с тем в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения предоставляются по заявлению налогоплательщика бесплатно в порядке, установленном ст. 14 Закона N 221-ФЗ.
Пункт 1 постановления N 52 противоречит нормам Закона N 221-ФЗ.
Согласно п. 11 ст. 14 Закона N 221-ФЗ за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, взимается плата. Ее размеры, порядок взимания и возврата устанавливаются органом нормативноправового регулирования в сфере кадастровых отношений. Законом N 221-ФЗ не предусмотрена возможность бесплатного предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, отдельным категориям лиц.
Во исполнение данной нормы издан приказ Минэкономразвития России от 30.07.2010 N 343 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы". Возможность бесплатного предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, с учетом указанных норм в нем также не предусмотрена.
В то же время Минэкономразвития России разработан проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Закон N 221-ФЗ в части установления возможности бесплатного предоставления сведений о кадастровом номере и кадастровой стоимости земельных участков. Указанный проект федерального закона планируется к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении в мае 2011 года. После принятия указанного федерального закона соответствующие изменения в приказ N 343 об оплате будут внесены в кратчайший срок.
Учитывая изложенное, полагаем, что до внесения соответствующих изменений в законодательство в части установления возможности бесплатного предоставления сведений о кадастровой стоимости земельных участков налогоплательщики не имеют такого права.
Теперь скажем несколько слов о том, что из этого получилось.
Статьей 2 Федерального закона от 04.06.2011 N 129-ФЗ п. 11 ст. 14 Закона N 221-ФЗ дополнен словами "за исключением случаев, установленных федеральными законами".
Постановление Правительства РФ N 52 не является федеральным законом. Значит, платить за получение сведений о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения снова нужно. "Достойные" изменения...
Единственное, что радует: сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения должны размещаться на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) в интернете (п. 2 постановления N 52).
Заметим: согласно Указу Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" агентство с 1 марта 2009 года реорганизовано в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии*(5).
Благодаря интернет-сервису сегодня любое лицо, имеющее доступ к интернету, может узнать кадастровую стоимость земельного участка, а также дополнительно - категорию земли, вид разрешенного использования, площадь земельного участка. Для этого необходимо зайти на адрес: http://maps.rosreestr.ru/Portal, где размещена интерактивная кадастровая карта. В поле поиска "Кадастровый номер" необходимо ввести кадастровый номер искомого земельного участка и нажать кнопку "Найти". Программа выполнит поиск земельного участка с заданным номером и отобразит в таблице сведения об его основных характеристиках, включая данные о кадастровой стоимости для целей налогообложения.
До 1 января 2010 года порядок предоставления сведений о кадастровой стоимости земельных участков территориальными органами кадастра был другим. Они были обязаны доводить данную информацию по состоянию на 1 января календарного года до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта календарного года.
Г. Кузьмин,
ведущий эксперт
"Налоговый вестник", N 5, май 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.
*(2) Эта норма будет применяться с 1 июля 2012 года.
*(3) В этом и следующем примерах при расчете суммы земельного налога применяется налоговая ставка, установленная московским законодательством. Согласно ст. 2 Закона г. Москвы N 74 в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, применяется пониженная налоговая ставка 0,1%.
*(4) Напомним: Закон N 141-ФЗ в числе прочего ввел в НК РФ новую гл. 31 "Земельный налог".
*(5) Согласно Изменению к перечню полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти (распоряжение Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ от 16.07.2008 N 943/788) от 02.03.2009 N П41-6596 сокращенное наименование Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - Росреестр.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1