Преступный терминал
Параллельно самому становлению бизнеса платежных терминалов развивалось обналичивание средств через аппараты оплаты услуг. Однако последнее время налоговики заявляют о намерении ликвидировать этот вид преступлений. На какие сделки инспекторы обращают внимание и как компании не попасть в поле зрения фискалов, выяснила Анна Королева.
Рынок платежных терминалов - один из самых бурно развивающихся в России. Низкий уровень контроля и достаточно небольшие расходы на открытие дела (по оценкам экспертов достаточно 150-200 тысяч рублей стартового капитала) привлекают малые и средние компании, рассчитывающие на получение прибыли при минимальных вложениях. Но многофункциональность этих аппаратов делает их популярными среди мошенников, которые используют машины оплаты услуг в преступных целях. По примерным оценкам через платежные машины проходит около 150-250 млрд. рублей обналиченных средств.
Превращение наличных
Понять схему превращения безналичных в наличные посредством платежного терминала можно, изучив, как работает такой аппарат, говорит финансовый консультант юридической компании "Налоговик" Ирина Сидорова. Владелец машины переводит на свой счет в системе гарантийный взнос. Когда клиент опускает в терминал купюры, деньги из резерва списываются в адрес провайдера услуг (например, сотового оператора). Наличные, которые собственник терминала вынимает из аппарата, должны отправляться в банк. Однако проконтролировать этот процесс некому. Поэтому довольно часто средства не доходят до кредитной организации, так как есть много фирм, заинтересованных в их приобретении. Схема реализуется следующим образом: компании перечисляют на счет обладателя аппарата средства, а в обмен получают бумажные деньги. Сделка проводится по фиктивному договору услуг, к примеру, сервисные работы по ремонту платежного оборудования, покупка материалов. С каждой операции обладатели машин получают до 6 процентов от проданной суммы.
Популярность такой махинации и ее устойчивость держится на том, что собственники машин по приему средств не подают отчетность в налоговую. Поэтому их операции оказываются вне поля зрения контролирующих органов.
Не так давно эта схема попала в центр внимания налоговиков. Руководство ФНС во внутреннем докладе отметило, что рынок моментальных платежей уж очень активно используется в преступных схемах. "Не надо быть гением, чтобы увидеть "обналичку", когда какая-то фирма оплачивает агенту стройматериалы, ремонтные работы или товары", - указали ревизоры и пообещали навести порядок в этой сфере деятельности уже в ближайшее время.
Лучше позже, чем никогда
Собственников терминала судить в такой ситуации крайне сложно. Если им раз за разом предлагают деньги, грех отказаться. Тем более что зачастую в этой отрасли работают небольшие организации, которым очень нужны средства на развитие. А вот причина того, что мошенники атаковали именно владельцев аппаратов, кроется в несовершенстве законодательства. "Рынок электронных платежных механизмов существует в нашей стране уже достаточно давно. При этом долгое время он не был урегулирован на законодательном уровне, что сдерживало развитие самой отрасли с одной стороны, а с другой - открывало простор для злоупотреблений различного характера", - рассказывает юрист международной юридической фирмы CMS, Россия, Анастасия Прозор.
Впрочем, налоговые органы тоже понимали проблему и настаивали на скорейшем принятии документа, регламентирующего работу аппаратов оплаты услуг - Федерального закона "О национальной платежной системе", который после долгих обсуждений был подписан в июне 2011 года. Однако считать его действующим невозможно, так как значительное число положений этого нормативного акта вступает в силу с 1 июля 2012 года.
Указанный закон приравнивает сделки с участием электронных денег к безналичной форме расчетов, следовательно, они подпадают под более жесткий контроль, свойственный банковским операциям. Так, рассказывает Анастасия Прозор, ФЗ ограничил возможности использования терминалов юридическими лицами. Если ранее они не имели формальных препятствий для проведения оплаты контрагентам по договорам посредством таких аппаратов, то теперь они вправе осуществлять перечисления только в пользу физических лиц, прошедших идентификацию в соответствии с законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Получается, что документом прямо исключается возможность проведения любых расчетов между организациями и индивидуальными предпринимателями с использованием электронных средств платежа.
Более того, указывает Анастасия, закон устанавливает, что в рамках электронных операций юридические лица хоть и имеют право на получение средств, но лишаются возможности самостоятельно переводить свои деньги в электронную форму: теперь этот процесс передан операторам (кредитным организациям, имеющим соответствующие лицензии). Денежные средства для этих целей предоставляются исключительно с расчетных банковских счетов компаний.
Есть и другие неприятные для преступников нюансы. Так, например, организации и ИП, получившие или утратившие право на использование корпоративных электронных средств платежа, обязаны сообщать об этом в инспекцию в течение семи дней. Более того, у фискалов появилась возможность обращения взыскания на виртуальные кошельки компании в случае неуплаты налогов в установленный срок. Также как с банковскими счетами они могут приостановить операции с использованием электронных денег.
Налоговая проблема
Но, несмотря на все предпринятые меры, вычислить участников схемы обналичивания средств довольно сложно, отмечает Ирина Сидорова. На терминалах не написано, кому они принадлежат, их собственник не ведет бухгалтерских записей. Чтобы найти продавца наличности, необходимо провести глобальную проверку всей платежной системы, в которой ежедневно заключается несколько тысяч договоров и реально существует многочисленное количество субагентов. Покупатель наличности при этом не может похвастаться длительной историей, что снижает шансы на своевременное выявление нарушений. К тому моменту, когда фирму решат навестить ревизоры, ее счета окажутся пустыми, а руководители - фиктивными.
Тем не менее власти стараются бороться с проблемой при помощи повышения комиссий при оплате услуг, проверок налоговых органов и ужесточения требований к операторам терминалов. Недавно инспекторам поручили выяснить все места приема моментальных платежей и владельцев терминалов.
Схемы ревизоры решили выявлять путем нехитрого расчета: если официальная комиссия платежного агента не покрывает аренду места для аппарата, значит у собственника оборудования есть дополнительный нелегальный доход. Именно в таких случаях фискалы будут искать факты обналичивания средств: запросят выписку по счетам владельца терминала, отследят цепочку движения денег и проверят фирмы, которые перечисляли агенту безналичные средства.
Компании опасаются, что ревизоры не обойдут вниманием все организации, совершавшие сделки с владельцами платежных терминалов, в том числе и законопослушные. Однако эксперты успокаивают: проверки должны быть действительно массовыми, для того чтобы выявить все факты сотрудничества с собственниками аппаратов. Пока же речь идет лишь о выборочном контроле. К тому же "терминальные" схемы пропускают через себя суммы гораздо меньшие, чем те, что утаиваются от налогообложения с использованием офшорных компаний и других видов обналичивания и легализации денег. Поэтому фискалы будут работать по тем направлениям преступной деятельности, которые наиболее существенно опустошают карман государства.
А. Королева
"Расчет", N 6, июнь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru