01.10.2011 вступило в силу установленное пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождение от обложения НДС услуг по проведению физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для населения.
Какие именно услуги подпадают под действие указанной налоговой льготы? Ведь их перечень в Налоговом кодексе четко не определен, что дает формальные основания для расширительных трактовок отнесения услуг к физкультурно-оздоровительным или спортивным.
Что имеется в виду по оказанием названных услуг населению? Понимаются под "населением" только физические лица, заключившие с учреждением договоры на оказание соответствующих услуг в письменной форме или в форме публичной сделки, или в данное понятие входят и такие физические лица, как работники организаций или ученики спортивных клубов и школ, заключивших указанные договоры от своего имени (то есть от имени юридических лиц)?
К сожалению, первые разъяснения после вступления в силу указанной выше налоговой льготы были опубликованы только в начале 2012 года. При этом они не дают однозначных ответов на поставленные выше вопросы.
Так, согласно Письму Минфина РФ от 31.01.2012 N 03-07-07/12 от обложения НДС освобождаются услуги по организации и проведению физкультурных и оздоровительных мероприятий, поименованные в Классификаторе услуг населению ОК 002-93, утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163 (далее - Классификатор услуг населению).
Согласно преамбуле к Классификатору услуг населению объектами классификации являются услуги населению, оказываемые предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами-индивидуалами, использующими различные формы и методы обслуживания. Услуги физической культуры и спорта в Классификаторе услуг населению объединены в два раздела под кодовым номером 070000:
- проведение занятий по физической культуре и спорту, а также спортивно-зрелищных мероприятий (код 071000) с приведением достаточно узкого перечня видов спорта и спортивно-зрелищных мероприятий;
- предоставление объектов физической культуры и спорта населению и прочие услуги физической культуры и спорта (код 072000), также с указанием конкретных наименований спортивных сооружений и сопутствующих услуг*(1).
Приведенное выше письмо Минфина имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам и налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от его трактовки. Кроме того, в преамбуле и тексте Классификатора услуг населению отсутствуют положения, регламентирующие обязательный характер его применения в сфере налогообложения. Учитывая вышеизложенное, следует иметь в виду, что применение налоговой льготы будет признано налоговыми органами правомерным только в отношении физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, прямо указанных в классификаторе. Применение же указанной налоговой льготы в отношении услуг и спортивных сооружений, не упомянутых в Классификаторе услуг населению, возможно только после дополнительного согласования его правомерности с налоговыми органами.
Относительно объектов физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, используемых в целях указанной выше налоговой льготы, следует обратить внимание на следующее. Понятие "население" в общем случае включает только физических лиц. Однако в Письме Минфина РФ от 31.01.2012 N 03-07-07/12 указано, что применение налоговой льготы распространено и на сотрудников организаций по договорам, заключенным с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Данное расширение, по мнению автора, достаточно обосновано только для услуг по непосредственному проведению соответствующих мероприятий (код 071000), поскольку на такое проведение прямо указано в Классификаторе услуг населению.
Услуги же по предоставлению физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений подпадают под действие анализируемой налоговой льготы только в случаях оказания их непосредственно населению (физическим лицам). В случае же предоставления таких объектов юридическим лицам, непосредственно оказывающим на их базе физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги населению, налоговая льгота применяется именно к этим юридическим лицам, а организации, предоставляющие такие объекты, не оказывают услуги непосредственно населению и, следовательно, не подпадают под действие анализируемой налоговой льготы.
Таким образом, применение налоговой льготы, предусмотренной пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ, организациями, предоставляющими физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения по договорам юридическим лицам, возможно только после прямого указания на это в разъяснениях Минфина и ФНС.
В заключение отметим, что налоговая льгота предусмотрена п. 2 ст. 149 НК РФ, поэтому налогоплательщик не вправе отказаться от ее применения в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ. В случае неприменения данной льготы в IV квартале 2011 года по причине недостаточности информации об условиях ее применения налогоплательщику следует все-таки применить ее с представлением в налоговый орган уточненной налоговой декларации.
И. Гарнов,
генеральный директор
ООО "Аудиторская компания "Камертон-АК"
1 мая 2012 г.
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В перечень включены также не имеющие прямого отношения к физкультурно-оздоровительным и спортивным мероприятиям услуги, например приведение в порядок одежды и обуви (код 072203) и хозяйственные услуги (072204).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"