Договор выполнения восстановительных ремонтных работ был заключен между физическим лицом (владельцем автомобиля) в личных целях, не связанных с предпринимательством, и юридическим лицом (станцией технического обслуживания и ремонта автомобилей официального дилера) 22.03.2012, подписан акт приемки автомобиля, владельцу выдана копия наряд-заказа, проведено согласование работ со страховщиком владельца автомобиля. Срок окончания ремонтных работ - 07.04.2012.
Ремонт в срок произведен не был, поскольку, по словам исполнителя работ, не было необходимых деталей и они были заказаны за границей, но их поставка задержалась на неопределенный срок.
Имеет ли право физическое лицо требовать возмещение материального (физическое лицо было вынуждено арендовать другой автомобиль) и морального ущерба, выплаты неустойки?
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации договор выполнения ремонтных работ заключен между физическим лицом в личных целях, не связанных с предпринимательством, и юридическим лицом, выполняющим работы для потребителей по возмездным договорам, к правоотношениям по данным договорам подлежат применению наряду с положениями ГК РФ о подряде, возмездном оказании услуг, положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), а также Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290*(1).
В рассматриваемой ситуации срок исполнения обязательства по осуществлению восстановительного ремонта автомобиля сторонами согласован и не изменялся, однако работы к этому сроку выполнены не были.
По общему правилу, сформулированному в ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в любой момент в пределах такого периода. Пункт 1 ст. 708 ГК РФ конкретизирует эту обязанность применительно к выполнению работ. А в соответствии с требованиями ст. 27 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан осуществить выполнение работы в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ или договором о выполнении работ. При этом пункт 28 Правил прямо указывает на то, что исполнитель обязан выполнить работу в сроки, предусмотренные договором.
В случае, если исполнитель нарушил сроки выполнения работы, сроки его начала и (или) окончания и (или) промежуточные сроки либо если во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, пункт 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей и пункт 46 Правил предоставляют потребителю право:
- назначить исполнителю новый срок, оформив эти сроки новым договором (п. 48 Правил);
- поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
- потребовать уменьшения цены за выполнение работы;
- отказаться от исполнения договора.
Кроме того, согласно п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей и п. 50 Правил при нарушении установленных сроков отдельного вида выполнения работы или назначенных потребителем новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если сроки определены в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере 3% цены данного отдельного вида выполнения работы, а если такая цена договором о выполнении работ не определена - 3% общей цены заказа. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (общую цену заказа).
Отметим при этом, что в случаях, когда неустойка несоразмерна последствиям нарушения обязательств, статья 333 ГК РФ позволяет судам снизить ее размер (смотрите, например, заочное решение Кировского районного суда г. Омска от 20.05.2010, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://kirovcourt.oms.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=2). Однако, как разъяснил Пленум ВАС РФ в постановлении от 22.12.2011 N 81, бремя доказывания несоразмерности неустойки возлагается законом на исполнителя, поэтому по своей инициативе в настоящее время суды уменьшать размер неустойки не вправе.
Пунктом 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что требования потребителя, установленные в п. 1 названной статьи, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя. Однако, как прямо следует из данной нормы, наличие освобождающих от ответственности обстоятельств обязан доказать исполнитель; потребитель же вправе оспорить его позицию в процессе судебного разбирательства.
Заметим, что применительно к ситуациям гарантийного ремонта товара, например, отсутствие необходимых для ремонта запасных частей, оборудования, иные подобные причины не являются основанием для освобождения от ответственности за нарушение срока выполнения работ, определенного соглашением сторон первоначально, что следует из п. 1 ст. 20 Закона о защите прав потребителей (смотрите, например, заочное решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 31.05.2010, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://chemalsky.ralt.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=8; определение Московского городского суда от 10.11.2011 по делу N 33-30472). На наш взгляд, оснований иначе решать вопрос об ответственности за нарушение срока выполнения работ в случае, когда такие работы выполняются в процессе восстановительного ремонта автомобиля, не имеется.
Кроме того, потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением сроков выполнения работы (п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей). Такие убытки могут быть понесены, например, в связи с необходимостью аренды автомобиля в период после истечения срока ремонта, который не был выполнен исполнителем или расходы на такси и т.п. Но бремя доказывания несения данных расходов возлагается на потребителя (доказательствами таковых могут служить соответствующие документы: квитанции, кассовые чеки и т.п.); при этом потребитель обязан будет обосновать необходимость понесенных расходов в связи с нарушением исполнителем сроков выполнения работы.
Также согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, то суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Закон о защите прав потребителей предусматривает возможность компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его имущественных прав (ст. 15 Закона о защите прав потребителей), независимо от размера возмещения имущественного вреда.
Обращаем Ваше внимание на то, что одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Поэтому при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (смотрите, например, решение Красноглинского районного суда г. Самара от 05.07.2010 по делу N 2-871/2010, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://krasnoglinsky.sam.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=17).
Таким образом, по своему выбору Вы вправе прибегнуть к одному из способов защиты собственных прав, предусмотренных п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей (п. 46 Правил), а также взыскать неустойку в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей (п. 50 Правил) и потребовать компенсации морального вреда на основании ст. 15 Закона о защите прав потребителей (в случае его наличия). Для этого необходимо направить исполнителю претензию с указанием своих требований и срока для добровольного возмещения, а при невыполнении им заявленных требований во внесудебном порядке - обратиться с исковым заявлением в суд. Обращаем Ваше внимание на то, что потребитель вправе предъявить иск в суд как по месту нахождения ответчика (ст. 28 ГПК РФ), так и по месту своего жительства или пребывания либо по месту заключения или месту исполнения договора (ч. 7 ст. 29 ГПК РФ). От уплаты государственной пошлины для подачи исков в суд общей юрисдикции потребители освобождены в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей (п. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей; п. 4 ч. 2, ч. 3 ст. 333.36 НК РФ). Конкретный спор будет разрешен судом на основании оценки и исследования всей совокупности представленных сторонами доказательств, исходя из установленных им обстоятельств дела.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Мария
10 мая 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 15 Правил договор заключается в письменной форме (заказ-наряд, квитанция или иной документ). Поскольку, как следует из вопроса, Вы располагаете заказом-нарядом, при ответе на вопрос мы исходим из наличия между Вами и исполнителем договорных правоотношений, вытекающих из договора на выполнение работ по ремонту автомототранспортного средства с согласованными сроками выполнения работ. Если иные условия оговорены в соглашении между страховщиком и станцией технического обслуживания, которая осуществляет восстановительный ремонт автомобиля, либо в правилах страхования, утвержденных страховой организацией, то ссылки на сроки выполнения работ, установленные в заказе-наряде, судом могут быть отклонены (смотрите, например, кассационное определение СК по гражданским делам Вологодского областного суда от 28.01.2011 по делу N 33-367).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.