Налоговый комплаенс
Состоялась конференция по теме "Налоговый комплаенс", которая была посвящена обсуждению системы практических механизмов, позволяющих подтвердить правильность исчисления налогов и (или) идентификации ошибок.
Данное мероприятие - второе по счету из цикла конференций "Налоговая стратегия и налоговый менеджмент: практические подходы к построению налоговой функции". Организатором выступило Объединение Корпоративных Юристов при поддержке компании "МТС" и юридической фирмы "Эрнст энд Янг". Информационным партнером была компания "Гарант".
Иван Родионов, партнер компании "Эрнст энд Янг", разъяснил, что такс комплаенс (Tax compliance) - основной элемент "налогового жизненного цикла компаний". В своем выступлении спикер отметил, что задачей налогового комплаенса является соблюдение не только требований налогового законодательства, но и прочих регуляторных требований (таких как требования МСФО и др.), предъявляемых к процессу налогообложения в компании. Эффективную систему налогового комплаенса можно построить несколькими альтернативными способами через комбинацию инструментов - методологии, автоматизации, системы внутреннего контроля и персонала. Способ построения системы выбирают в зависимости от размера доступного бюджета на ее реализацию и квалификации персонала.
В качестве инструментов построения системы такс комплаенс были выделены базовые и продвинутые (см. схему ниже).
Инструменты построения системы
/------------------\ /-----------------\
| Базовые | | Продвинутые |
\------------------/ \-----------------/
/-----------------------------\ /-------------\ /--------------------------\
|Краткая учетная политика (УП)|-| Методология |--| Детальная УП, краткая УП,|
\-----------------------------/ \-------------/ | вопросы-ответы |
\--------------------------/
/----------------------------\ /-------------\ /--------------------------\
| Автоматизация отдельных |--|Автоматизация|--| Автоматизация ПБУ 18, |
| элементов процесса | \-------------/ |налогового баланса, систем|
\----------------------------/ | управления рисками и пр. |
\--------------------------/
/----------------------------\ /-------------\ /--------------------------\
| Проверка налоговых | | Система | | Проверка налоговых |
| деклараций |--| внутреннего |--| деклараций |
\----------------------------/ | контроля | \--------------------------/
\-------------/
/----------------------------\ /-------------\ /--------------------------\
| Налоговый бухгалтер |--| Персонал |--| Отдельный департамент, |
\----------------------------/ \-------------/ | программы повышения |
| квалификации |
\--------------------------/
Спикер показал две модели организации такс комплаенс.
1. Модель "Методология + автоматизация".
Характеристики основных элементов модели:
- единая учетная политика группы и (или) подробные краткие учетные политики;
- высокая степень автоматизации налоговых учетных процессов;
- выборочный контроль правильности применения учетных принципов и методологии (внутренний аудит);
- возможность использования сотрудников средней квалификации.
2. Модель "Персонал + последующий контроль".
Характеристики основных элементов модели:
- краткая налоговая учетная политика;
- низкий уровень автоматизации налоговых учетных процессов;
- эффективный отдел внутреннего аудита и налоговые юристы;
- большое количество специалистов высокой квалификации.
На выбор модели реализации системы такс комплаенс влияют такие факторы:
- принципы налоговой стратегии компании, в том числе допустимость ошибки (100 или 95 процентов точности; "нулевая терпимость" к штрафам (пеням) или допустимость незначительных штрафов);
- принцип "существенности": исключение ошибок в 1 рубль или 10 миллионов рублей;
- размер бюджета на реализацию системы;
- количество и квалификация персонала и пр.
Дмитрий Корнев, директор департамента налогового администрирования компании "МТС", осветил концепцию системы такс комплаенс для целей налогового контроля. Он отметил основные задачи такс комплаенс:
- подтверждение достоверности налогового учета;
- идентификация налоговых рисков и активов;
- источник данных для финансового анализа;
- инструмент для осуществления мероприятий налогового контроля, в том числе внешнего.
В качестве принципов построения системы спикер выделил следующие.
Внутренняя согласованность системы. Принятая компанией налоговая методология должна быть построена по закону. Отражение операций в учете должно соответствовать принятой методологии, алгоритм расчета налога должен быть основан на принятой методологии и на данных учета, относящихся непосредственно к операции.
Полнота системы. Каждая транзакция отчетного (налогового) периода может быть соотнесена с декларацией. Каждый показатель декларации может быть детализирован до уровня формирующих его транзакций. Система содержит подтверждение отражения всех совершенных операций.
Достаточность и репрезентативность системы. Дизайн системы должен представлять (содержать) все данные, предусмотренные налоговым законодательством, налоговая инспекция должна иметь возможность подтверждения указанного обстоятельства.
Быстрая локализация спорной позиции. Неопределенность налоговой квалификации операций - критерий для обособленного отражения операций в учете.
"Актуальная бухгалтерия", N 6, июнь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.