Налог на прибыль: изменения и другие практические вопросы
На очередном Всероссийском спутниковом онлайн-семинаре компании "Гарант" были рассмотрены вопросы применения новых положений Налогового кодекса, которые связаны с налогом на прибыль. Мероприятие провела Раиса Ивановна Рябова, консультант ИПБ России, советник налоговой службы 2 ранга.
В течение 2011 года в Налоговый кодекс было внесено значительное количество изменений, большая часть которых вступила в силу с 1 января 2012 года. Среди новшеств, например, возможность определенным компаниям создавать консолидированную группу налогоплательщиков с целью исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом совокупного финансового результата деятельности компаний.
Во второй части семинара Раиса Ивановна ответила на практические вопросы участников мероприятия.
Компания до вступления в консолидированную группу налогоплательщиков (КГН) имела убыток. Можно ли его учесть в период нахождения в КГН?
Нет, нельзя. Убыток, который имела компания до вступления в КГН, можно будет учесть только после выхода из консолидированной группы, если не истекли 10 лет с момента возникновения этого убытка.
Мы поставили по заказу продукцию контрагенту, но она ему уже не нужна, и он не подписывает акт выполненных работ. Должны ли мы включить в наш доход не принятую заказчиком продукцию?
Нет, в доход стоимость не принятых заказчиком товаров включать не нужно. Налоговым кодексом предусмотрена возможность включать в расходы затраты по заказам, не принятым заказчиком*(1). Однако экономическую обоснованность такого включения будут оспаривать налоговики.
ОС приобретено по лизингу. Учитывается на балансе лизингополучателя в соответствии с договором. По договору оплата имущества идет по графику платежей ежемесячно. Первый платеж - 30 процентов от стоимости имущества, остальная стоимость разбита равномерно на 23 месяца. Можем ли мы включить в расходы первый платеж в полном объеме?
В налоговом законодательстве нет запрета на неравномерное распределение лизинговых платежей. Поэтому вы можете включить в расходы весь первый платеж, даже если он отличается от последующих. Одно замечание - данный платеж не должен быть определен в договоре лизинга как авансовый.
Дивиденды получила компания, которая применяет "упрощенку". Должна ли она включить сумму дивидендов в доходы при расчете налога на УСН?
Нет, не должна. Налог на прибыль с дивидендов начисляет и уплачивает компания - источник выплат, в данном случае она является налоговым агентом по налогу на прибыль. Поэтому дивиденды, выплаченные "упрощенцу", приходят ему уже за вычетом налога, и обязанности включать в доход сумму полученных дивидендов у компании не возникает*(2).
Директор компании (единственный учредитель) передает безвозмездно основное средство как вклад в имущество. Как в таком случае определить первоначальную стоимость ОС?
Определять стоимость безвозмездно полученного основного средства нужно исходя из его рыночной цены с учетом сопутствующих расходов*(3). Отмечу, что такое основное средство нужно амортизировать по общим правилам.
В I квартале был создан резерв по сомнительным долгам, но не использовался для покрытия безнадежных долгов. В следующем отчетном периоде компания решила не создавать такой резерв. Что делать с первым неиспользованным резервом, как его правильно учесть?
Сумму неиспользованного резерва нужно включить в состав внереализационных доходов*(4). Минфин России придерживается такой же позиции*(5).
Как определить амортизационную группу здания, если оно поступило нам без документов?
Для бывшего в эксплуатации здания амортизационную группу можно определить на основании статьи 258 Налогового кодекса исходя из срока полезного использования основного средства для соответствующей амортизационной группы*(6).
Дивиденды, выплаченные в 2011 году, вернулись в 2012 году в связи с отсутствием адресата. Таким образом, по налогу на прибыль образовалась переплата. Как сделать корректировку в налоговой декларации?
Подайте уточненную декларацию по налогу на прибыль за 201 год. В листе 3 декларации нужно исключить сумму уплаченных дивидендов и исправить сумму налога.
Компания понесла затраты в связи с подготовкой площадки под строительство здания. Но через некоторое время стройка объекта была отменена. Как это отразить в бухгалтерском учете?
Со счета 08, на котором были накоплены расходы по подготовке стройплощадки, нужно списать затраты на счет 91. Проводка выглядит так:
Дебет 91 Кредит 08 - списаны расходы на подготовку стройплощадки.
Однако базу по налогу на прибыль такие расходы не уменьшают.
Как можно списать расходы на проведение презентации для своих клиентов? Полностью или нормировать?
Если оформить презентацию как переговоры с контрагентами, то учесть затраты можно как представительские, их нужно нормировать. Норматив составляет 4 процента от расходов на оплату труда в компании*(7).
Если же оформить презентацию как рекламную акцию, то расходы можно списать как рекламные в пределах 1 процента выручки от реализации*(8).
Можно ли создавать резерв по сомнительным долгам, если у компании имеется убыток?
Можно. Создание резерва в налоговом учете - это право, а не обязанность компании*(9). Если в учетной политике закреплено создание резерва, то даже при наличии убытка его можно создавать с целью списывать за счет такого резерва безнадежную дебиторскую задолженность. Напомню, что создавать резерв по сомнительным долгам можно компаниям, которые применяют метод начисления для расчета налога на прибыль.
Р.И. Рябова,
консультант ИПБ России, советник налоговой службы 2 ранга
"Актуальная бухгалтерия", N 6, июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(2) ст. 346.15 НК РФ
*(3) п. 8 ст. 250, п. 1 ст. 257 НК РФ
*(4) п. 7 ст. 250 НК РФ
*(5) письмо Минфина России от 22.04.2004 N 04-02-05/5/5
*(6) п. 3 ст. 258 НК РФ
*(7) п. 2 ст. 264 НК РФ
*(8) п. 4 ст. 264 НК РФ
*(9) письмо Минфина России от 16.05.2011 N 03-03-06/1/1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.