Расходы на замену окон и дверей в офисе
Если в собственном офисном здании компания меняет окна и двери, затраты на их покупку и установку можно выгодно учесть при расчете налога на прибыль. Статья подготовлена на основе книги "Годовой отчет - 2012".
Часто компания в собственном офисном здании устанавливает новые пластиковые окна, меняет двери. К каким расходам - капитальным или текущим - относятся такие затраты и как их отражать в бухгалтерском и налоговом учете, расскажем в статье, которая подготовлена на основе материалов книги "Годовой отчет - 2012" К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене их отдельных частей или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования - в связи с их физическим износом и разрушением - на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели*(1). Исключение - полная замена основных конструкций, срок службы которых является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты, все виды стен здания, трубы подземных сетей, опоры мостов и т.д.). Текущий ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также по устранению мелких повреждений и неисправностей.
Таким образом, демонтаж окон, дверей, установка дверных блоков и дверей, металлопластиковых окон могут быть классифицированы как капитальный ремонт. Такие затраты учитывают в налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В целях налогообложения прибыли расходы на замену окон и дверей признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором были сделаны, в размере фактических затрат*(2). При этом стоимость самого здания они не увеличивают. Кроме того, в данном случае не имеет значения и стоимость каждого окна или двери (больше или меньше 40 000 руб.). В качестве отдельных объектов или отдельных частей основного здания их не отражают.
Что касается НДС, его можно принять к вычету в том случае, если ремонтируемое здание компания использует в деятельности, облагаемой НДС*(3). При этом вычет возможен, если выполнены такие условия:
- подписан акт приемки-сдачи работ;
- подрядчик выставил счет-фактуру на стоимость работ с выделенным НДС.
Если здание, в котором меняются окна и двери, используется в деятельности, не облагаемой НДС, то сумму налога по ремонтным работам к вычету принять нельзя. Ее нужно учесть в стоимости ремонта*(4).
Пример
В здании, которое принадлежит компании, проводится замена деревянных окон на пластиковые. Для выполнения работ привлекается сторонний подрядчик. Стоимость проводимых работ составляет 590 000 руб. (в т.ч. НДС - 90 000 руб.).
Компания ведет в здании деятельность, облагаемую НДС.
Эти операции отражают в учете записями:
- 90 000 руб. - учтен НДС по работам, связанным с установкой окон;
- 500 000 руб. - учтены расходы на проведение работ;
- 590 000 руб. - оплачены работы подрядчика;
- 90 000 руб. - НДС принят к вычету.
Пример
В здании, которое принадлежит компании, проводится замена деревянных окон на пластиковые. Компания покупает окна самостоятельно, общая стоимость - 295 000 руб. (в т.ч. НДС - 45 000 руб.). Для их установки привлекается сторонняя подрядная организация. Стоимость проводимых работ составляет 59 000 руб. (в т.ч. НДС - 9000 руб.). Компания ведет в здании деятельность, облагаемую НДС.
Эти операции отражают в учете записями:
- 45 000 руб. - учтен НДС по приобретенным пластиковым окнам;
- 250 000 руб. - оприходованы пластиковые окна для установки;
- 295 000 руб. - перечислено за пластиковые окна контрагенту;
- 45 000 руб. - НДС принят к вычету;
- 9000 руб. - учтен НДС по работам, связанным с установкой окон;
- 50 000 руб. - учтены расходы на проведение работ по установке пластиковых окон;
- 59 000 руб. - оплачены работы подрядчика;
Дебет 10 "Материалы, переданные в переработку" Кредит 10
- 250 000 руб. - учтена стоимость пластиковых окон, переданных подрядчику для установки;
Дебет 20 (26, 44) Кредит 10 "Материалы, переданные в переработку"
- 250 000 руб. - отражена стоимость пластиковых окон, установленных подрядчиком;
- 9000 руб. - принят к вычету НДС по работам, связанным с установкой окон.
Е. Степина,
эксперт по финансовому законодательству
Экспертиза статьи:
Е. Тарасова,
шеф-редактор издания "Годовой отчет - 2012"
Мнение. Замена окон и дверей в арендованном офисе
Виталий Семенихин, руководитель "Экспертбюро Семенихина"
По общему правилу арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, если иное не установлено договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ).
Если в договоре аренды ничего не сказано, арендатор, сделавший капитальный ремонт, не может учесть затраты в целях налогообложения прибыли, ведь этот ремонт должен проводить арендодатель. Если ремонт окон и дверей капитальный, то на арендатора договором либо отдельным дополнительным соглашением могут быть возложены обязанности по проведению капитального ремонта имущества, и это обязательно должно быть отражено в договоре аренды.
Для подтверждения необходимости ремонта и оформления дефектов окон и дверей, выявленных по результатам контроля, рекомендую составлять аналог акта о выявленных дефектах оборудования (форма N ОС-16), что позволит улучшить экономическую обоснованность расходов на ремонт. При ремонте окна и двери помещения могут быть заменены полностью и на более современные. Для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта применяется акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3).
"Актуальная бухгалтерия", N 6, июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции (МДС 81-35.2004), утв. пост. Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1
*(2) п. 1 ст. 260 НК РФ
*(3) п. 2 ст. 171 НК РФ
*(4) п. 2 ст. 170 НК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.