Охрана труда.
Аттестация рабочих мест по новым правилам
В 2011 г. значительно изменилось отношение государства к охране труда, выразилось это в первую очередь в создании пакета документов, которые регламентируют процедуры аттестации рабочих мест. Этому предшествовало два знаковых изменения в Трудовом кодексе РФ - введение понятия "профессиональные риски" и расширение полномочий трудовых инспекций в плане проверок предприятий.
Финалом законодательных изменений в области охраны труда стали положения Федерального закона от 6.11.11 г. N 300-ФЗ (далее - Закон N 300-ФЗ), который внес поправки в Федеральный закон от 24.07.98 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в ред. от 3.12.11 г.) (далее - Закон N 125-ФЗ).
Основные изменения коснулись обязанностей страхователя, т.е. всех хозяйствующих субъектов.
Так, дополнена ст. 17 Закона N 125-ФЗ, согласно которой страхователь обязан сообщать страховщику о всех известных обстоятельствах, имеющих значение при определении страховщиком в установленном порядке надбавок и скидок к страховому тарифу, в том числе сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников, подлежащих указанным осмотрам.
Иными словами, все работодатели обязаны сообщать в ФСС РФ сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников.
Отметим, что обязательность аттестации рабочих мест предусмотрена Трудовым кодексом. Так, согласно ст. 212 ТК РФ определены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, согласно которым работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда...
Минздравсоцразвития России приказом от 26.04.11 г. N 342н "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее - приказ N 342н) определил Порядок проведения аттестации рабочих мест, в п. 4 которого указано, что аттестации подлежат все рабочие места работодателя.
Аттестационная комиссия вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса, если осуществление указанных измерений и оценок угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, выполняющих измерения и оценки. Указанное мотивированное решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.
В случае принятия решения о непроведении измерений и оценок условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным условиям труда.
Какие действия предпринимать руководителям предприятий малого и мелкого бизнеса, должны ли они сообщать в ФСС РФ сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда? Насколько это требование является обязательным? Ведь у маленьких компаний нет и финансовых, и трудовых возможностей на осуществление всех мероприятий по аттестации рабочих мест.
Согласно Закону N 300-ФЗ с 1 января 2012 г. все страхователи, в том числе малый бизнес, обязаны сообщать в ФСС РФ сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных (предварительных и периодических) медосмотрах. Такое дополнение сделано в п.п. 18 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ. Согласно п. 3 ст. 22 указанного Закона порядок представления данных сведений будет включен в правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. В настоящее время такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6.09.01 г. N 652 и в связи с изменением законодательства будут корректироваться.
Уточнен также п. 1 ст. 22 Закона N 125-ФЗ, которым регулируется порядок расчета страховых взносов на травматизм. Взносы уплачиваются исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемой ФСС РФ.
Обратите внимание! С 1 января 2012 г. размер скидки или надбавки определяется по итогам работы страхователя за последние три года. При расчете будут учитываться в том числе результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных медосмотров.
Ранее размер скидки или надбавки на текущий год рассчитывался на основании данных работодателя за предшествующий год (п. 2 Порядка, утвержденного постановлением ФСС РФ от 22.03.02 г. N 32), что, по мнению законодателей, не позволяло в полной мере оценить эффективность работы страхователя в вопросах охраны труда. Поэтому размер скидок по новому страховому тарифу будет рассчитываться по итогам работы конкретного страхователя за три года.
Кроме того, в соответствии с дополнением, внесенным в абз. 2 п. 1 ст. 22 Закона N 125-ФЗ, работодатель не вправе получить скидку к страховому тарифу, если в организации были случаи со смертельным исходом.
Детальное регламентирование предоставления страхователям скидок и надбавок будет содержаться в соответствующих правилах, которые будут утверждены в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 22 Закона N 125-ФЗ).
Разработку данных правил поручили Минздравсоцразвития России, которое представило проект приказа Минздравсоцразвития России от 20.01.12 г. "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по установлению скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". С данным проектом можно ознакомиться на официальном сайте www.minzdravsoc.ru, чтобы точнее представлять, как в случае утверждения регламента в дальнейшем будет работать схема скидок на страховые тарифы в системе социального страхования.
Таким образом, аттестация рабочих мест обязательна как для организаций (независимо от их организационно-правовой формы), так и для индивидуальных предпринимателей (кроме работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Разъясним подробнее обязанности в области охраны труда работодателей всех хозяйствующих субъектов.
Аттестация рабочих мест является неотъемлемой частью охраны труда. Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Если в результате проведения аттестации будет выявлено, что условия труда на рабочем месте не соответствуют существующим нормативам и являются вредными или опасными, то руководитель предприятия должен предоставить работникам дополнительные льготы и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Например, к таким гарантиям относятся:
установление повышенного размера оплаты труда (ст. 146 ТК РФ);
установление сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. 92, 94 ТК РФ);
предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков (ст. 116 ТК РФ);
обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ);
выдача молока и другого лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).
Кроме того, данные аттестации рабочих мест по условиям труда можно использовать в целях:
предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах защиты от воздействия вредных или опасных производственных факторов и полагающихся в связи с этим гарантиях и компенсациях;
включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;
подготовки списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим медицинским осмотрам, а также внеочередным медицинским осмотрам;
контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору, контроля и управления профессиональным риском, информирования о риске субъектов трудового права, контроля динамики показателей риска, а также проведения мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;
обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;
рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;
обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда;
обоснования принимаемых решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;
рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;
подготовки статистической отчетности об условиях труда.
Далее рассмотрим, кто вправе проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, и предусмотрены ли штрафные санкции за невыполнение требований законодательства по охране труда?
Провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда обязан руководитель предприятия (ст. 212 ТК РФ). Именно руководитель будет нести ответственность за аттестацию рабочих мест.
Ответственность необходимо поделить следующим образом: за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в трудовую инспекцию и соцстрах отвечает работодатель, а за достоверность проведения измерений и оценок - работодатель и аттестующая организация.
Обратите внимание! Аттестующий центр может отказаться проводить аттестацию, если не будут представлены необходимые документы.
Трудовой кодекс регламентирует ответственность виновного в нарушении законодательства о труде и об охране труда (ст. 419 ТК РФ), который может быть привлечен к дисциплинарной, материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Так, уклонение от исполнения трудового законодательства согласно ст. 5.27 КоАП РФ может повлечь за собой наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.;
- на индивидуальных предпринимателей в размере от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Уголовное законодательство гораздо суровее.
Например, ст. 143 "Нарушение правил охраны труда" УК РФ за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Обратите внимание, что при проведении контрольно-надзорных мероприятий могут быть выявлены нарушения порядка проведения аттестации рабочих мест или оформления документов по ней. При выявлении нарушений порядка проведения аттестации по требованию должностных лиц органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, рабочие места подлежат повторной аттестации.
Кроме того, с 1 сентября 2011 г. действуют новые правила аттестации рабочих мест (приказ N 342н). Согласно данным правилам организация, которая занимается аттестацией рабочих мест, - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые оказывают услуги по аттестации и выполняют измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
С 1 декабря 2010 г. организации, которые осуществляют аттестацию рабочих мест по условиям труда, должны иметь аккредитацию. Каждая аккредитованная организация вносится в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Достоверность информации о таких организациях можно проверить на официальном сайте в Интернете rao.rosminzdrav.ru. Всего аккредитовано организаций и индивидуальных предпринимателей 2288 (без учета исключенных).
Организациям, не прошедшим аккредитацию, оказывать подобные услуги с 1 декабря 2011 г. запрещено (определение Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 9.12.10 г. N КАС10-634, решение ВС РФ от 6.10.10 г. N ГКПИ10-1071).
При заключении договора на проведение аттестации руководитель предприятия должен потребовать от аттестующей организации копию Уведомления о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Тем самым аттестующая организация документально подтверждает свою аккредитацию на право оказывать услуги по аттестации рабочих мест.
Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю.
По результатам аттестации следует оформить протокол аттестации рабочих мест по условиям труда с приложением необходимых документов.
В соответствии с п. 8 Порядка срок хранения аттестационных документов составляет 45 лет.
Проведение всех мероприятий по аттестации рабочих мест, включая стоимость услуг аккредитованной организации, возлагает на предприятия определенные финансовые расходы. Как их можно избежать или минимизировать, дабы не перекладывать их стоимость на себестоимость своей продукции (услуг).
Возможность возмещения расходов работодателя на проведение аттестации рабочих мест предусмотрена Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Порядок финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации.
В 2011 г. принято постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.10 г. N 1232. В соответствии с данным постановлением Минздравсоцразвития России по согласованию с ФСС РФ приказом от 11.02.11 г. N 101н утвердил Правила финансового обеспечения в 2011 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (документ утрачивает силу 23.04.12 г. в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития России от 10.02.12 г. N 113н, вступающего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования ("Российская газета", 13.04.12 г.).
Обращаем внимание работодателей, что размер средств, направляемых работодателем на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год.
Для того чтобы ФСС РФ выделил средства, организации необходимо:
- в установленном порядке обратиться за соответствующим финансированием;
- представить в отделение Фонда по месту регистрации в качестве страхователя необходимые документы;
- не иметь задолженности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Для получения финансирования аттестации рабочих мест за счет Фонда по территориальной подведомственности необходимо подать заявление до 1 августа текущего календарного года с приложением необходимых документов.
По общему правилу проводить аттестацию нужно каждые пять лет. При этом датой начала проведения очередной аттестации считается дата издания руководителем салона приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Данное положение содержит новый Порядок аттестации, утвержденный приказом N 342н.
Примечание. Нарушение правил охраны труда ответственным лицом, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, согласно УК РФ наказывается штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере дохода за период до 18 месяцев, или лишением свободы на срок до одного года.
Во вновь введенных правилах предусмотрен порядок проведения внеплановой аттестации, согласно которому аттестовывать вновь организованные рабочие места необходимо не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию (п. 8 приказа N 342н).
Обращаем внимание работодателей, что внеплановая аттестация производится во всех случаях, предусмотренных в разделе VI приказа N 342н (замена оборудования, изменение технологии производства и др.).
Приказом N 342н существенных изменений по процедуре аттестации рабочих мест не предусмотрено. Введены положения, конкретизирующие, определяющие процедуру аттестации. Например:
- уточнен состав аттестационной комиссии (в нее помимо представителей работодателя, специалиста по охране труда, представителей аттестующей организации обязательно должен входить представитель выборного органа первичной профсоюзной организации либо иного представительного органа работников);
- между работодателем, комиссией по аттестации и аттестующей организацией более четко распределены обязанности по организации и проведению аттестации. Так, аттестацию проводит именно аттестующая организация. Но в любом случае возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя;
- нововведение, затрагивающее права работников: если во время аттестации будут выявлены вредные либо иные особые факторы, влияющие на здоровье персонала, это обязывает работодателя предоставить льготы, установленные Трудовым кодексом;
- установлены сроки, в течение которых должны быть оформлены результаты аттестации:
- 10 календарных дней - на рассмотрение аттестационной комиссией отчета об аттестации и на передачу его вместе с протоколом заседания работодателю (его представителю);
- 10 рабочих дней - на подписание приказа о завершении аттестации и утверждении отчета, а также на ознакомление работников под роспись с результатами аттестации их рабочих мест;
- 10 календарных дней - на направление сводной ведомости результатов аттестации, а также сведений об аттестующей организации в трудовую инспекцию.
Документально оформленные результаты аттестации рабочих мест работодатель обязан направить в трудовую инспекцию.
В новом Порядке аттестации указано, что может ждать работодателя, рабочие места которого не соответствуют требованиям охраны труда. Прежде всего это комплекс мер организационного характера, которые неизбежно выльются в финансовые затраты (хотя часть из них можно возместить за счет средств ФСС РФ).
Предупредим возможные шаги, которые могут возникнуть после проведения аттестации рабочих мест:
- привести условия труда в соответствие с государственными нормативными требованиями (разработать документацию, закупить новое оборудование и др.);
- установить некоторым работникам сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенную оплату труда (если работа и условия труда признаны тяжелыми, вредными, опасными, особыми);
- сообщить работникам об условиях труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, о мерах защиты от вредных и опасных производственных факторов, о полагающихся компенсациях;
- обеспечить работников средствами индивидуальной и коллективной защиты (сертифицированными или продекларированными на соответствие). Например, в постановлении ФАС Центрального округа от 3.04.07 г. по делу N А68-АП-150/13-03/14 арбитры согласились с работодателем, который обосновал необходимость обеспечения работников специальной одеждой и обувью на основании результатов аттестации конкретных рабочих мест;
- подготовить статистическую отчетность об условиях труда и компенсациях за вредную и/или опасную работу;
- быть готовым в любой момент подтвердить, что принятые меры по охране труда соответствуют государственным нормативным требованиям;
- подготовить поименные списки лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим медицинским осмотрам и обследованиям;
- решить с ФСС РФ вопрос об установлении скидки (или надбавки) к страховому тарифу;
- решать вопросы о связи заболевания работника с профессией (при подозрении на профессиональное заболевание и при установлении диагноза);
- рассматривать вопросы и разногласия по поводу обеспечения безопасных условий труда работников;
- доказать ФСС РФ и налоговой инспекции обоснованность финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Дабы сохранить своих работников, обеспечить им достойные и безопасные условия труда, приведите условия труда ваших работников в соответствие с требованиями трудового законодательства.
А. Цыганов,
председатель Совета директоров Управления охраны труда "Беркана"
"Финансовая газета", N 20, 21, май 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.