Предметно-количественный учет НС, ПВ и их прекурсоров в аптеке
Учету наркотических средств (НС) и психотропных веществ (ПВ) уделяется большое внимание. Данная категория лекарственных препаратов находится под бдительным контролем ФСКН. Мы довольно подробно освещаем данную проблему, однако поступающие в редакцию вопросы свидетельствуют о том, что тема еще не исчерпана. Сегодня мы рассматриваем порядок ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ и их прекурсоров.
О правовых основах оборота НС, ПВ и их прекурсоров в РФ
Наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры - это особая группа лекарственных средств, правовые основы государственной политики в сфере оборота которых регулируются Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ).
НС и ПВ - это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения (природные материалы), включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 (далее - Перечень N 681). Прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) признаются включенные в Перечень N 681 вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке НС и ПВ (ст. 1 Федерального закона N 3-ФЗ).
В Перечне N 681 НС и ПВ сгруппированы в четыре списка в зависимости от применяемых к ним мер контроля.
Меры контроля в соответствии с законодательством РФ | Номер списка |
Перечень НС и ПВ, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ | |
Перечень НС и ПВ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ | |
Перечень ПВ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ | |
Список прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ. Наименования прекурсоров, поименованных в списке IV, разбиты на три таблицы: - таблица I прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля; - таблица II прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля; - таблица III прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля |
О предметно-количественном учете НС, ПВ и их прекурсоров в аптеке
Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры относятся к категории лекарственных средств подлежащих предметно-количественному учету. Данные нормы закреплены в приложении к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785.
Для учета данных лекарственных средств в аптеке должны вестись:
- журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 644 (далее - Постановление N 644);
- журнал регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 N 419 (далее - Постановление N 419).
Порядок ведения и хранения журнала регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ. Данный порядок регламентирован Постановлением N 644 и подробно рассмотрен в Письме Минздравсоцразвития РФ от 20.12.2006 N 6811-ВС. В соответствии с п. 1 письма данный журнал ведется юридическим лицом и его структурными подразделениями, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом НС и ПВ, по установленной форме. При этом сообщается, что к структурным подразделениям юридического лица могут быть отнесены филиалы, представительства и иные подразделения (обособленные и необособленные). Наименования структурных подразделений должны быть отражены в учредительных и иных организационно-распорядительных документах юридического лица. Для каждого структурного подразделения юридического лица должно быть утверждено положение.
Журнал регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ, заводится на один календарный год. При ограниченной номенклатуре наркотических средств и психотропных веществ допустимо ведение журнала в течение нескольких лет. Приказом руководителя юридического лица назначаются лица, ответственные за ведение и хранение данного журнала во всех структурных подразделениях. Регистрации в журнале подлежат все операции, в результате которых изменяется количество и состояние НС и ПВ.
В соответствии с п. 11 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, утвержденных Постановлением N 644 (далее - Правила N 644), каждая приходная и расходная операция должна быть пронумерована, поэтому Минздравсоцразвития в вышеуказанном письме предлагает дополнить прилагаемую форму журнала графой "N п/п" (перед датой прихода и датой расхода). Примерная схема ведения журнала регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ, приведена в конце статьи.
Ежемесячно юридические лица (и их структурные подразделения при наличии отдельного баланса товарно-материальных ценностей) должны проводить инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ. Инвентаризация проводится в соответствии с требованиями:
- ст. 38 Федерального закона N 3-ФЗ,
- Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств";
- Постановления Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации";
- Приказа Минздрава СССР от 08.01.1988 N 14 "Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для хозрасчетных аптечных учреждений" с созданием инвентаризационной комиссии, оформлением описных инвентаризационных листов, выведением остатков НС и ПВ в суммовом выражении. В журнале регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ, проставляется отметка о проведенной инвентаризации (дата инвентаризации, номер сличительной ведомости или инвентаризационной описи).
Отметим, что несоблюдение правил в части ведения журнала регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ, является нарушением законодательства РФ и влечет за собой административное наказание в соответствии со ст. 6.16 КоАП РФ в виде:
- наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 до 200 тыс. руб. с конфискацией НС, ПВ и их прекурсоров или без таковой;
- административного приостановления деятельности на срок до 90 суток с конфискацией НС, ПВ и их прекурсоров или без таковой.
В качестве примера приведем Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 15.09.2011 N 4а-1441/11, в котором рассмотрено нарушение в части ведения журнала регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ.
В январе 2011 года ЗАО "Империя Фарма" была подвергнута проверке Управлением ФСКН по Санкт-Петербургу. В ходе проверки было установлено, что фармацевтическая организация нарушила правила учета наркотических средств. В период с момента начала ведения журнала учета наркотических средств (01.01.2011) и до момента окончания проверки (23.03.2011) общество нарушило требования законодательства по ведению предметно-количественного учета наркотического средства - сульфата морфина. В нарушение п. 3 Правил N 644 журналы велись не по установленной форме:
- в январе 2011 года графы 14, 15, 16 не заполнялись, что значительно затруднило вывод остатка наркотического средства на момент проверки (не указывался остаток на конец месяца (графа 14), не был указан фактический остаток наркотического средства (графа 15), не были отражены сведения о проведенной инвентаризации (графа 16). Не были заполнены графы 1, 2, то есть не были указаны сведения об остатке наркотического средства на начало месяца;
- в марте 2011 года также не указывались сведения об остатке наркотического средства на начало месяца. В нарушение п. 14 Правил N 644 не отражались результаты проведенной инвентаризации наркотического средства, что также затруднило вывод остатка наркотического средства на момент проверки.
Исходя из представленных материалов дела и анализируя фактические обстоятельства, суд вынес решение о привлечении ЗАО "Империя Фарма" к административной ответственности по ст. 6.16 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 100 тыс. руб. без конфискации НС, ПВ и их прекурсоров.
Порядок ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров НС и ПВ. Данный порядок регламентирован Постановлением N 419. В соответствии с п. 2 документа при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется количество прекурсоров, подлежат занесению в специальный журнал регистрации операций (форма приведена в Постановлении N 419).
Регистрация операций ведется по каждому наименованию прекурсора на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном журнале.
Журналы должны быть сброшюрованы, пронумерованы, заверены подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя и скреплены печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Записи в журналах производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, шариковой ручкой (чернилами) в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции (по каждому наименованию прекурсора) на основании документов, подтверждающих совершение операции.
Документы, подтверждающие совершение операции, или их копии, заверенные в установленном порядке, подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом.
В случае реализации юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю прекурсоров, внесенных в таблицу I списка IV перечня, копия лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом данных прекурсоров, подшивается в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом.
В случае реализации физическому лицу прекурсоров, внесенных в таблицу II списка IV перечня, копия документа, удостоверяющего его личность, подшивается в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом.
Вышеуказанные правила не распространяются на случаи регистрации операций по отпуску, реализации, приобретению или использованию:
- диэтилового эфира (этилового эфира, серного эфира) в концентрации 45% или более или перманганата калия в концентрации 45% или более массой, не превышающей 10 кг;
- ацетона (2-пропанона) в концентрации 60% или более;
- метилэтилкетона (2-бутанона) в концентрации 80% или более;
- толуола в концентрации 70% или более;
- серной кислоты в концентрации 45% или более;
- соляной кислоты в концентрации 15% или более или уксусной кислоты в концентрации 80% или более массой, не превышающей 100 кг, а также смесей, содержащих только указанные вещества. При этом запись в журнале о суммарном количестве отпущенных, реализованных, приобретенных или использованных указанных веществ производится ежемесячно, документального подтверждения совершения каждой операции не требуется.
В журналах указываются как наименования прекурсоров в соответствии со списками I и IV перечня, так и иные их наименования, под которыми они получены юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Нумерация записей в журналах по каждому наименованию прекурсора осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. Нумерация записей в новых журналах начинается с номера, следующего за последним номером в заполненных журналах.
Не использованные в текущем календарном году страницы журналов прочеркиваются и в следующем календарном году не используются.
Обратите внимание! Заполненные журналы вместе с документами, подтверждающими осуществление операций, хранятся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в течение десяти лет после внесения в них последней записи. По истечении указанного срока журналы подлежат уничтожению по акту, утверждаемому руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем.
Несоблюдение правил в части ведения журнала регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров НС и ПВ, является нарушением законодательства РФ и влечет административное наказание в соответствии со ст. 6.16 КоАП РФ. В качестве примера привлечения к административной ответственности по данной статье рассмотрим Решение Калужского областного суда от 20.09.2011 N А-7-250/2011.
Заместителем начальника отдела по контролю за легальным оборотом наркотиков УФСКН по Калужской области совместно с помощником прокурора Жуковского района Калужской области была проведена проверка выполнения аптечным пунктом ООО "Фирма "А." требований законодательства РФ при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров НС и ПВ.
В ходе проверки установлено, что в аптечном пункте в нарушение требований ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ и Постановления N 419 журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров НС и ПВ, не соответствует установленной форме.
Контрольным органом выявлено, что журнал операций ведется с 2009 года, а не в пределах одного календарного года, записи о суммарном количестве отпущенных, реализованных, приобретенных или использованных прекурсорах не производятся в нем с февраля 2011 года. Отсутствует приказ или какой-либо руководящий документ о назначении лиц, ответственных за ведение указанного журнала.
В отношении ООО "Фирма "А." был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.16 КоАП РФ. В своей объяснительной записке, представленной суду, управляющая аптечным пунктом указала, что она не знала о том, что перманганат калия является прекурсором НС и ПВ. Также она незнакома с Постановлением N 419, и поэтому не знала, что специальный журнал учета ведется всего один календарный год и должен храниться в сейфе. Кроме того, ответственным лицом по регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров НС и ПВ, ООО "Фирма "А." является заведующая аптекой.
Данные объяснения суд не принял, и ООО "Фирма "А." было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП РФ. Ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 тыс. руб.
Нередко у руководителей аптечных учреждений возникает вопрос: можно ли считать нарушение малозначительным, если в ходе проверки все нарушения устранены?
Как отметил ВС Удмуртской Республики в Решении от 14.12.2011 N 12-141, объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП РФ, составляет нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Согласно положениям ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности административного правонарушения судья, уполномоченный решить это дело, может освободить лицо, совершившее это правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Таким образом, по мнению высшей судебной инстанции, суд не может признать административное правонарушение, совершенное организацией, малозначительным, поскольку оно относится к категории нарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность и связано с нарушением закона, регулирующего отношения в области оборота прекурсоров наркотических средств.
Добровольное устранение выявленных нарушений не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения, что исключает доводы организации о применении ст. 2.9 КоАП РФ по данным основаниям.
В заключение отметим, что отсутствие предметно-количественного учета, а также неведение специальных журналов по учету операций, связанных с оборотом НС, ПВ и их прекурсоров, неизбежно ведет к административному наказанию.
Журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Раствор промедола 1% 1 мл (амп) Наркотическое средство (психотропное вещество) ____________________________________________________________ (название, дозировка, форма выпуска, единица измерения) |
|||||||||||||||||
Месяц | Остаток на 1-ое число |
Приход | Всего приход с остатком |
N п/п | Расход | Остаток на конец месяца |
Факти- ческий остаток |
Отметка об инвентари- зации |
|||||||||
N п/п | Дата | Наименование, N и дата приходного документа |
Коли- чество |
Фамилия, инициалы, подпись ответственно- го лица |
Всего (за месяц) |
Дата | Наименование, N и дата расходного документа |
Коли- чество |
Фамилия, инициалы, подпись ответствен- ного лица |
Всего (за месяц) |
|||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
январь | 10 | 1 | 5.01 | Накладная 04.01 N 21 |
10 | Иванова Н.И. | 10 | 20 | 2 | 9.01 | Требование 08.01 N 11 |
10 | Иванова Н.И. | 10 | |||
3 | 11.01 | Требование 10.01 N 15 |
10 | Иванова Н.И. | 20 | ||||||||||||
4 | 20.01 | Накладная 18.01 N 54 |
10 | Иванова Н.И. | 20 | 30 | 5 | 25.01 | Требование 23.01 N 32 |
10 | Иванова Н.И. | 30 | |||||
6 | 30.01 | Накладная 28.01 N 65 |
10 | Иванова Н.И. | 30 | 40 | 10 | 10 | 31.01 сл. вед. N 1 |
||||||||
февраль | 10 | 7 | 10.02 | Накладная 08.02 N 14 |
20 | Иванова Н.И. | 20 | 30 | 8 | 19.02 | Требование 18.02 N 45 |
10 | Иванова Н.И. |
10 | |||
9 | 26.02 | Накладная 24.02 N 52 |
10 | Иванова Н.И. | 30 | 40 | 10 | 28.02 | Требование 28.02 N 63 |
20 | Иванова Н.И. |
30 | 10 | 10 | 28.02 сл. вед. N 2 |
||
март | 10 | 11 | 15.03 | Накладная 13.03 N 44 |
10 | Иванова Н.И. | 10 | 20 | 12 | 26.03 | Требование 26.03 N 41 |
5 | Иванова Н.И. |
5 | 15 | 15 | 31.03 сл. вед. N 3 |
апрель | 15 |
С.Р. Валова,
эксперт журнала "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"