В связи с вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ) налоговые органы, ссылаясь на ст. 31 НК РФ, направляют налогоплательщикам сообщения с требованием предоставления пояснений в течение пяти рабочих дней. Например, запрашивается следующая информация:
- расшифровка выручки по покупателям за 2011 год с приложением копий договоров, выручка по которым составляет 50 млн. руб. и выше;
- расшифровка потенциальных покупателей 2012 года с ожидаемой выручкой более 50 млн. руб. с приложением копий заключенных договоров.
Имеет ли право налоговый орган в целях реализации Закона N 227-ФЗ без указания мероприятия налогового контроля, в рамках которого истребуются пояснения и документы, запрашивать вышеуказанную информацию?
В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе:
- в соответствии с законодательством о налогах и сборах требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ);
- на основании письменного уведомления вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ);
В первом случае порядок истребования документов устанавливается нормами ст. 93 (в рамках камеральной налоговой проверки - ст. 88 НК РФ, выездной налоговой проверки - ст. 89 НК РФ) и 93.1 НК РФ (в рамках налоговых проверок, а также вне рамок их проведения в случае, когда у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки).
Порядок проведения камеральной проверки установлен положениями ст. 88 НК РФ. Истребование пояснений в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе производить, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля. В данном случае налоговый орган должен сообщить об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Форма такого сообщения официально не установлена.
Обратите внимание, что при направлении налоговым органом требования о представлении документов (информации)*(1) в соответствии со ст. 93 и (или) 93.1 НК РФ, поручения об истребовании документов (информации)*(2) в соответствии с п. 3 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган обязан указать, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки - также указать сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
Если вышеуказанные запросы составлены не по установленной форме (формату) либо содержат неполную информацию, обязательную к заполнению, налогоплательщик вправе применить положения гл. 19 НК РФ и обжаловать действия налогового органа в установленном порядке.
Т.М. Синицына,
эксперт журнала "Строительство:
акты и комментарии для бухгалтера"
1 мая 2012 г.
"Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", N 5, май 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Форма требования утверждена Приказом ФНС РФ от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".
*(2) Форма поручения утверждена Приказом ФНС РФ от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"