Оплата услуг вневедомственной охраны в 2012 году
Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 250 "Вопросы организации полиции" установлено, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагается государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций (далее - вневедомственная охрана). Подразделения вневедомственной охраны МВД осуществляют деятельность по охране имущества граждан и организаций, а также подлежащих обязательной охране полицией объектов на договорной основе. В статье речь пойдет о том, в каком размере должны быть установлены тарифы на оказание охранных услуг, а также об особенностях использования в 2012 году средств от их оплаты.
Установление тарифов
В соответствии с п. 4 ст. 47 Закона о полиции*(1) тарифы на оказываемые полицией услуги по охране имущества граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. В частности, такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ N 752*(2). Пунктом 1 данного документа установлено, что тарифы на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе, устанавливаются соответствующими подразделениями полиции на основании методики, утверждаемой МВД по согласованию с Минфином.
Обратите внимание! Тарифы на охрану имущества и объектов органов государственной власти РФ и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, сохраняются на уровне тарифов, действовавших в 2011 году, и пересмотру не подлежат (п. 2 Постановления Правительства РФ N 752).
Методика установления тарифов на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе утверждена Приказом МВД РФ от 30.12.2011 N 1345 (зарегистрирован в Минюсте 17.02.2012 N 23242) (далее - охранные услуги, Приказ МВД РФ N 1345, Методика).
Именно об этом документе пойдет далее речь.
Общие положения
Пунктом 2 Приказа МВД РФ N 1345 установлено, что тарифы на охранные услуги разрабатываются:
- центром специального назначения вневедомственной охраны МВД;
- управлениями (отделами) вневедомственной охраны территориальных органов МВД на региональном уровне.
Затем тарифы утверждаются начальниками указанных подразделений и доводятся ими до подчиненных подразделений.
Стоимость охранных услуг формируется на основе базовых тарифов. В базовый тариф необходимо включать 5%-е повышение общей суммы расходов для возмещения убытков в связи с кражами, пожарами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями заключаемых договоров (п. 2 Методики).
Обратите внимание! С 1 января 2012 года базовые тарифы индексируются ежегодно исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год (п. 3 Методики).
Приведем расходы, которые используются при расчете базовых тарифов (п. 5 Методики):
1) расходы по соответствующим статьям бюджетной классификации РФ, предусмотренные сметой расходов получателя бюджетных средств.
Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и казенных учреждений, входящих в систему МВД России утвержден Приказом МВД РФ от 20.04.2009 N 304.
Согласно Указаниям о применении бюджетной классификации в 2012 году*(3) расходы группируются по следующим статьям:
- 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда";
- 230 "Обслуживание государственного (муниципального) долга";
- 240 "Безвозмездные перечисления организациям";
- 250 "Безвозмездные перечисления бюджетам";
- 260 "Социальное обеспечение";
- 290 "Прочие расходы";
2) возмещение износа основных средств, осуществляемое путем амортизационных отчислений.
Напомним, что расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого объекта основных средств, нематериальных активов линейным способом на основании его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования (п. 85 Инструкции N 157н*(4)).
В частности, по объектам основных средств амортизация начисляется в следующем порядке (п. 92 Инструкции N 157н):
а) на объекты недвижимого имущества при принятии их к учету по факту государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, предусмотренной законодательством РФ:
- стоимостью до 40 000 руб. включительно - в размере 100% балансовой стоимости объекта при принятии к учету;
- стоимостью свыше 40 000 руб. - в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
б) на объекты движимого имущества:
- стоимостью свыше 40 000 руб. - в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
- стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, - не начисляется;
- стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. включительно - в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.
Кроме того, в п. 5.2 Методики приведен способ распределения накладных расходов по видам охранных услуг.
К сведению. Накладные расходы - расходы, сопровождающие, сопутствующие основному производству, но не связанные с ним напрямую, не входящие в стоимость труда и материалов. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, управление, организацию, обслуживание производства, командировки, обучение работников и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.). Накладные расходы включаются в себестоимость продукции, издержки ее производства и обращения (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь").
В частности, распределение производится по следующей формуле:
, где:
- накладные расходы по соответствующему виду услуг;
- расходы, связанные с управлением деятельности подразделений вневедомственной охраны: содержание административно-управленческого персонала управления (отдела) и его структурных подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, эксплуатационные расходы на содержание зданий, помещений, сооружений, оборудования, инвентаря, оплата услуг связи, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты;
Ф - общий фонд оплаты труда сотрудников полиции и работников подразделений вневедомственной охраны;
- фонд оплаты труда сотрудников полиции и работников, задействованных в соответствующем виде услуг.
В пункте 4 Методики приведены следующие виды охранных услуг:
- физическая охрана;
- охрана с помощью технических средств (техническая охрана);
- охрана имущества при его транспортировке автомобильным, железнодорожным, водным или воздушным транспортом по территории РФ;
- смешанная охрана (техническая и физическая).
Базовый тариф должен быть установлен по каждому перечисленному виду охраны.
Тариф на физическую охрану
Физическая охрана - это охрана имущества и объектов граждан и организаций путем выставления стационарных постов и (или) подвижных нарядов полиции (в том числе с использованием служебных собак) (п. 6 Методики).
Тариф на физическую охрану () определяется по формуле:
, где:
- сумма расходов, непосредственно связанных с оказанием услуг по физической охране в расчете на одного сотрудника:
- денежное довольствие;
- государственное обеспечение (медицинское и санаторно-курортное обслуживание, государственное обязательное страхование, единовременное пособие в связи с увольнением сотрудников полиции из ОВД с правом на пенсию, единовременное пособие в связи с гибелью или ранением сотрудника, денежная компенсация за наем (поднаем) временных жилых помещений, компенсация лицам рядового и начальствующего состава расходов на содержание детей в дошкольных учреждениях);
- командировочные расходы и оплата проезда при следовании в очередной отпуск;
- вещевое довольствие;
- содержание служебных животных;
- приобретение и содержание арттехимущества (оружие, снаряжение и боеприпасы к нему, средства индивидуальной защиты и активной обороны);
- содержание автомототранспорта;
- содержание специальной техники и средств служебной радиосвязи;
- амортизация основных средств;
- накладные расходы;
Р - плановый фонд служебного времени сотрудника, регламентируемый ведомственными нормативными правовыми актами, например Приказом МВД РФ от 29.08.2006 N 685 "Об утверждении Порядка учета рабочего времени и численности сотрудников милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, необходимой для закрытия поста и маршрута патрулирования". В частности, в этом документе приведена методика расчета планового фонда служебного времени. По мнению автора, ею можно воспользоваться и при расчете фонда сотрудников полиции.
К сведению. Значение тарифа на физическую охрану может варьироваться в зависимости от состава сотрудников полиции (рядовой, офицер) и времени несения службы (дневное, ночное) путем включения (исключения) затрат, связанных с оплатой труда (п. 6 Методики).
Тариф на техническую охрану
Техническая охрана - оказание услуг по охране имущества и объектов граждан и организаций с помощью технических средств (п. 7 Методики).
Расчет тарифа на техническую охрану может производиться по следующим видам: квартиры, места хранения имущества граждан, объекты организаций и учреждений.
Для справки. Техническое средство охраны - конструктивно законченное, выполняющее самостоятельные функции устройство, входящее в состав систем охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, охранного телевидения, освещения, оповещения и других систем, предназначенных для охраны объекта (п. 2 Инструкции по организации технической эксплуатации технических средств охраны на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при ОВД РФ, утвержденной Приказом МВД РФ от 16.11.2006 N 937).
Тариф на техническую охрану () определяется по формуле:
, где:
- сумма расходов, непосредственно связанных с оказанием услуг по технической охране, в нее входят следующие расходы:
- денежное довольствие, государственное обеспечение, путевое и вещевое довольствие сотрудников полиции, осуществляющих реагирование мобильным нарядом полиции по сигналу "Тревога" (ГЗ), а также патрулирование и оперативное реагирование на сигналы "Тревога" с охраняемых объектов, поступающих на пульт централизованной охраны (ПЦО);
- приобретение и содержание арттехимущества (оружие, снаряжение и боеприпасы к нему, средства индивидуальной защиты и активной обороны);
- содержание автомототранспорта, специальной техники и средств служебной радиосвязи;
- содержание сотрудников полиции, несущих службу на ПЦО, и работников ПЦО;
- затраты на эксплуатацию и ремонт технических средств охраны;
- оплата услуг операторов проводной или беспроводной связи;
- оплата услуг по содержанию (электроэнергия, водоснабжение, отопление) и аренде помещений;
- амортизация основных средств;
- накладные расходы (формула их определения приведена ранее);
- количество часов охраны имущества и объектов граждан и организаций с помощью технических средств в соответствии с заключенными договорами.
Тариф на охрану имущества
Тариф на охрану имущества при его транспортировке () определяется по формуле:
, где:
- тариф на физическую охрану;
К - количество сотрудников, осуществляющих охрану имущества при его транспортировке;
- количество часов охраны имущества при его транспортировке;
- амортизация и затраты на содержание задействованного транспорта.
Тариф на охрану имущества путем направления нарядов полиции к местам его хранения определяется как доля затрат, приходящихся на ГЗ и персонал дежурной части, а также сотрудников полиции, несущих службу на ПЦО, работников ПЦО, участвующих в обработке сигналов "Тревога", связанных с обеспечением охраны имущества в установленном тарифе на техническую охрану (Тто).
Данный тариф формируется и взимается в форме абонентской платы за месяц.
Тариф на выезд по ложному сигналу "Тревога"
Тариф на выезд по ложному сигналу "Тревога" () определяется по следующей формуле:
, где:
Э - затраты на содержание автотранспорта;
- тариф на физическую охрану, выставляемую на объекте (квартире) до момента прибытия собственника или его доверенного лица;
К - количество сотрудников полиции, выставляемых на объекте (квартире);
t - фактическое время выставления физической охраны.
Использование средств, получаемых от охранных услуг
Согласно п. 3 ст. 47 Закона о полиции средства, получаемые полицией по договорам об охране имущества и объектов граждан и организаций и о предоставлении иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества по этим договорам, являются доходами федерального бюджета и после возмещения убытков в связи с кражами и обстоятельствами, предусмотренными условиями договоров, зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством РФ в полном объеме.
К сведению. Пунктом 5 ст. 41 БК РФ установлено, что доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета. В соответствии с п. 1 ст. 51 НК РФ доходы от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, зачисляются в доходы федерального бюджета по нормативу 100%.
Главным администратором доходов федерального бюджета по плате за охранные услуги (КБК 188 1 13 010180 01 0000 130) является МВД (приложение 4 к Федеральному закону от 30.11.2011 N 372-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов").
НДС. С 1 января 2012 года не облагается НДС выполнение работ и оказание услуг казенными учреждениями (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Налог на прибыль. По вопросу о порядке учета в целях налогообложения прибыли организаций доходов, получаемых подразделениями ОВД, осуществляющих на договорной основе охранные услуги, Минфин в Письме от 31.08.2011 N 03-03-10/85 сообщил следующее.
В связи с принятием Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" изменяется правовой статус подразделений вневедомственной охраны.
В настоящее время Главным управлением вневедомственной охраны МВД подготовлен и проходит внутриведомственное согласование соответствующий проект распоряжения Правительства РФ о закреплении за подразделениями вневедомственной охраны статуса государственных казенных учреждений. После принятия указанного распоряжения в учредительные документы подразделений вневедомственной охраны будут внесены соответствующие изменения.
Решением Правительственной комиссии по проведению административной реформы (Протокол от 29.09.2010 N 107) функция МВД по охране имущества физических и юридических лиц подлежит включению в Перечень государственных услуг*(5). Во исполнение указанного решения МВД разработало проект приказа "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством внутренних дел Российской Федерации государственных услуг по обеспечению охраны имущества граждан и организаций по договорам" (текст размещен на официальном сайте МВД), который в настоящее время направлен на рассмотрение в Минэкономразвития.
Учитывая изложенное, Минфин считает, что при закреплении за подразделениями вневедомственной охраны статуса государственных казенных учреждений доходы, полученные ими от оказания охранных услуг, включенные в Перечень государственных услуг, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, то есть в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
На период, пока за подразделениями вневедомственной охраны не закреплен статус казенных учреждений, финансовое ведомство рекомендовало руководствоваться Письмом Минфина РФ от 07.07.2010 N 03-03-05/145, согласно которому средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны от оказания охранных услуг, являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном гл. 25 НК РФ.
На момент написания статьи полномочия МВД по охране имущества физических и юридических лиц в Перечень государственных услуг не включены, но закреплены за ним в пп. 22 п. 12 Указа Президента РФ от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации". Данная услуга указана в Едином портале государственных услуг в сети Интернет. Приведенные в письме проекты нормативных документов так и не утверждены.
Кроме того, с 01.01.2012*(6) утратило силу Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 N 589 "Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации". Заметим, что именно на этот документ ссылалось финансовое ведомство в указанном выше письме, делая вывод, что платить налог на прибыль вневедомственной охране надо с доходов от охранных услуг.
Получается, что рассматриваемый вопрос находится в подвешенном состоянии. Новая нормативная база в действие не введена, а старая утратила силу. Придется доказывать налоговым органам свою правоту по неуплате налога на прибыль, а платить его - проблематично. Ведь, как уже говорилось ранее, доходы от оказания охранных услуг необходимо перечислить в федеральный бюджет в размере 100%, получается, что учреждения не вправе тратить эти средства даже на уплату налога на прибыль (20%). По мнению автора, обязанность по уплате налога возложена на главного администратора доходов от оказания охранных услуг, а им, как уже тоже было сказано, является МВД. Хотя не исключен вариант, что МВД, пользуясь своим правом формировать перечень подведомственных ему администраторов доходов, назначит подразделения вневедомственной охраны администраторами доходов от оказания охранных услуг и поручит им уплату налога с этих сумм.
Мы будем освещать вопрос об уплате подразделениями вневедомственной охраны налога на прибыль с сумм доходов, поступающих от оказания охранных услуг, по мере формирования необходимой нормативной базы.
Бюджетный учет. Согласно п. 78, 120 Инструкции N 162н*(7) в учете администратора дохода операции со средствами, получаемыми от охранных услуг, будут отражены следующими проводками:
1) начислен доход:
Дебет счета 1 205 31 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг"
Кредит счета 1 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг"
2) поступление в бюджет суммы администрируемых платежей:
Дебет счета 1 210 02 130 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг"
Кредит счета 1 205 31 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг".
О. Заболонкова,
редактор журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".
*(2) Постановление Правительства РФ от 07.09.2011 N 752 "О порядке определения тарифов на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе".
*(3) Утверждены Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 N 180н.
*(4) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(5) Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 352.
*(6) Пункт 3 приложения к Постановлению Правительства РФ от 06.10.2011 N 824 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О полиции".
*(7) Инструкция по применению бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"